20 ноября 2015

Как обыграть чемпиона мира?

Кто на очереди в клуб Чигорина?


Каждое поражение чемпиона мира – настоящая сенсация. Этих супер-игроков за всю историю официальных соревнований набралось за 130 лет немного, менее двух десятков, и проигрывали они крайне редко. Тренер и шахматный статистик из Ростова-на-Дону Виталий Гниренко даже придумал специальный Клуб Михаила Чигорина, где ведется учет персон, обыгравших венценосных особ во время их царствования, – таковых 103 счастливчика. В последнее время (скорее всего, после публикации Гниренко в «Шахматном обозрении-64» в 2013 году) популярность клуба резко выросла – принадлежность к нему прописана во многих статьях Википедии и прочих электронных энциклопедий. Действительно, обыграть шахматного короля в расцвете сил – это что-то с чем-то!

В последнее время за активное пополнение рядов чигоринского коллектива взялся Магнус Карлсен. То ли норвежец решил, что в мировых шахматах маловато интриги и надо дать шанс его поникшим конкурентам поверить в себя, а может, стал лениться, маловато работать, потерял мотивацию. Ну, а самую романтическую версию высказала одна моя знакомая – не влюбился ли шахматный Тор? Вспомнились слова Ананда: «Если Карлсен сейчас не найдет себе девушку, то будет доминировать в шахматах долгие годы!»

В общем, не заладилось что-то у главного гения современности, и достигнув Эло 2881 – чудовищного, выше рекорда Каспарова, – Магнус помог вступить в клуб имени Михаила Ивановича далеко не самым элитным игрокам: Шаричу, Хаммеру, Пеллетье. После чего свои, набранные с таким трудом пункты, растерял. Особенно поразила партия, сыгранная на проходящем сейчас командном первенстве Европы. Магнус белыми не поставил Янику особых проблем, а потом еще зевнул в один ход фигуру.

М. Карлсен – Я. Пеллетье

Рейкьявик 2015



45. Rg8?? Ne7! 46. Rхg7 Rхd3 47. Kc4 Rd7, и Карлсен есть Карлсен, а конь есть конь!

Фантастика, да и только! С каким воодушевлением, наверное, будут готовиться участники кандидатского соревнования к претендентской битве. Акелла промахнулся!


Еще ничто не предвещает беды

А были подобные случаи в чемпионской практике? Когда попадание выигравшего соперника в клуб было столь же шокирующим?

Стейниц до потери короны успел проиграть только выдающимся матчевым соперникам Чигорину и Гунсбергу. Ласкера уже теснило больше сильных шахматистов (благо, за 27 лет царствования!), среди них фон Барделебен, Тарраш, Блекберн, Пильсбери, Яновский, Харузек, Маршалл, Шлехтер, Рубинштейн. Последним в этом ряду стал маэстро Федор Дуз-Хотимирский, но хоть это и была главная сенсация петербургского турнира 1909 года, однако «Дуз» провел дуэль с Эмануилом Вторым блистательно и полностью переиграл соперника.

Капабланка проигрывал крайне редко, слыл непобедимой машиной, и человеком, который прервал рекордную серию великого кубинца, стал лишь такой суровый визави, как Рихард Рети. Дальше все для Хосе-Рауля до матча с Алехиным было относительно неплохо, если не считать московский турнир 1925 года, когда чемпион во время выходного решил рвануть в Ленинград. Там Капа провел тяжелейший сеанс, где его поджидали неприятности во встрече с юным Мишей Ботвинником. И вернувшись совершенно измочаленным, он был бит Верлинским и Ильиным-Женевским. Вот это была новость так новость! По тем временам.

Х.-Р. Капабланка – А. Ильин-Женевский

Москва 1925




У белых совершенно выиграно, например, 27.Bd2 с угрозой 27.Bh3, но уставший чемпион «поплыл» и стал зевать
27. d4? Nxe3 28. Nxe3 Qxc3! 29. dxe5 Qxe3+ 30. Kh1 dxe5 31. Rf3 exf4!!

Ласкер наглядно показал советским мастерам, что такое жертва или, скорее, размен ферзя на ладью и легкую фигуру.

32. Rxe3 fxe3 33. Qe1 Rb2 34. Qxe3 Rdd2, и белые сдались.

Алехин, как ни странно, стал первым чемпионом, который проигрывал неэлитным шахматистам (из серьезных фигур в период Александра Александровича клуб пополнили Рубинштейн и Тартаковер). Переход в проигранный пешечный эндшпиль на Олимпиаде-1931 против мастера Матисона, отданные на ровном месте две пешки Артуру Дейку (1932) стали настоящими сюрпризами для современников. Но эти проколы, надо отдать должное, быстро забылись за новыми триумфами русско-французского игрока.

А вот неуспехи Эйве во время его короткого императорского периода воспринимались куда острее. Но если проиграть Лилиенталю мог любой, а ноль от ван Хорна был получен на полях местного, не слишком важного турнира, то промашка во время матча Финляндия – Голландия на Олимпиаде-1937 провела к тому, что ряд европейских обозревателей виртуально забросали деликатного Макса яйцами и помидорами…

Т. Гауффин – М. Эйве

Стокгольм 1937



Финский шахматист в дебюте остался без двух пешек, и его последний шанс – атака на короля. Эйве неудачно отреагировал 18… g6?, и белые уже имели простую тактику 19.Nхe6 fхe6 20.Qхe6 Rf7 21.Bхe4… Торстен Гауффин сыграл 19. h4, дальше была дуэль, в которой черные несколько раз подставлялись под стрелу, и, наконец, с очередной попытки финн провел решающую комбинацию.

Михаил Ботвинник – настоящая глыба, Патриарх, и похвастаться успехами в поединках с ним, кроме других чемпионов разных лет, могли немногие: Керес, Бронштейн, Геллер, Тайманов, Решевский, Унцикер, Ульман. Но были у Михаила Моисеевича и неудачные дни: Дюкштейн, Сий, Копылов… Наиболее обидным стало поражение от воронежского переписочника с ленинградскими корнями, очень неплохого мастера с оригинальным стилем Николая Копылова. Ботвинник перешел в ладейное окончание с чистой лишней пешкой, но недооценил контригру с активизацией неприятельского короля и не сделал даже ничьей! Как торжествовал супостат шахматного короля Григорий Левенфиш, крупный специалист как раз по ладейным окончаниям…

Смыслов и Таль были на троне по году до матч-реванша, выступать им особенно было некогда, учитывая напряженные бои с не отступающим Ботвинником. Василий Васильевич в командном чемпионате Европы обменялся ударами с Филипом, Михаил Нехемьевич же «рукой» расставил на Олимпиаде против лидера англичан Пенроуза свой любимый модерн-Бенони и получил суровую порку.

Следующим на троне воцарился Петросян – непробиваемый «Тигран». Действительно, огорчить его смогли, за исключением других советских императоров, только участники претендентских циклов разных лет – Корчной, Глигорич, Портиш, Ларсен, Ивков. Но имелись в чемпионском периоде Тиграна Вартановича два жутчайших зевка, после которых спортобщество «Спартак» чуть не устраивало день траура.

В. Либерзон – Т. Петросян

Москва 1964



Владимир Либерзон был очень сильным гроссмейстером, его высоко ценил сам Ботвинник, и не родись он в эпоху невероятной конкуренции в советских шахматах, мог бы достичь еще больших успехов. Ко всем своим игровым плюсам Либерзон прекрасно знал теорию, тот же Михаил Моисеевич в своем знаменитом Раузере не уравнивал только с Кересом и ним. Вот и сейчас позиция не обещает Петросяну комфорта, однако зевать было необязательно.

14… Bb5? 15. Be3, теперь любой ход, кроме 15…d4, проигрывает фигуру, но Тигран был так раздосадован, что сразу сдался! Хотя после 16.cхd4 Qd5 и размена белопольных слонов определенная компенсация ввиду блокадных свойств позиции у черных имеется.

А. Кудряшов – Т. Петросян

Москва 1967



Еще больший удар поджидал чемпиона мира на Спартакиаде народов СССР в матче Туркмения – Москва. Его соперником был талантливый мастер Анатолий Кудряшов, значительным способностям которого не дало развиться пристрастие к крепким напиткам. Петросян постепенно переиграл белых, но Кудряшов сопротивлялся в цейтноте, и на контрольном ходу случилась трагедия.

40… Qd6?? 41. Bхf5+!


В лучший период творчества Тиграна Вартановича затесалась пара совсем уж не вынужденных ошибок

Зал просто ахнул, а Анатолий вернулся домой настоящим героем.
Спасский не позволил прорваться в клуб новым членам – за годы своего чемпионства проиграл лишь трем «старожилам». А Фишер и вовсе поступил с Виталием Гниренко и его детищем несправедливо! Взял и бросил шахматы. Очень он боялся этого самого поражения.

Наступает расцвет Анатолия Карпов, который быстро из «бумажного» (по мнению «буржуазного Запада») чемпиона становится легендой при жизни. Сильных игроков в шахматах уже много, а Анатолий Евгеньевич всегда исповедовал игру «нон-стоп» и часто отвечал обидчикам 4-5 встречными победами. Андерссон (черными в «еже»), внезапный взлет Торре на домашнем турнире в Маниле. Белявский, Тимман, Майлс, Балашов, Рибли, Олафссон, Горт, Сейраван, Любоевич, пробоина в защите Уфимцева от мастера Азмайпарашвили, суровый разгром от сбежавшего в Канаду Иванова, шахматиста огромного таланта, трагический зевок с лишней пешкой против южноамериканца Палермо. Вот список черных меток двенадцатого властителя черно-белых клеток, который дополняет эта сенсационная драма.

А. Карпов – В. Хартман
Ганновер 1983



Рейтинг малоизвестного немца был на 420 пунктов ниже, чем у Карпова – 2290 против 2710, что в совокупности с комплексом фигур по 8 ряду делали шансы черных проблематичными. Но Хартман партию выиграл! Знающие люди говорят: именно из-за этого поединка феерически прошедший отборочный цикл-1983 Каспаров считал, что в безлимитном поединке его ждет коронация после не такой уж сложной борьбы. Но это обернулось неприятным сюрпризом для соискателя чемпионской степени.


Среди множества рекордов проигрыш шахматисту с Эло 2290 - большая неудача чемпиона Карпова

Сам же Гарри за долгие годы доминации номинировал в изучаемый нами список ведущих игроков того времени Шорта, А. Соколова, Юсупова, Гулько, Иванчука, Камского, Хюбнера, Лотье, Топалова, Свидлера. Были и курьезы, когда в своем звездном Вейк-ан-Зее Каспаров уступил Ивану Соколову, забыв анализ, который знал еще с юношеских сборов. Ну, и самый неожиданный проигрыш уроженца Баку – та самая «у меня пешка лишняя, неважно, что мне ничью предлагает Каспаров» и сбой в сражении со Шнейдером. Антирекорд тринадцатого чемпиона – проигрыш крепкому гроссмейстеру с рейтингом 2535.

Наверное, можно спорить с автором списка насчет чемпионов ФИДЕ или не ФИДЕ, но боюсь, что тут вопрос с нумерацией будет официально решен, только когда нас всех в живых не останется. Что касается классических и общепризнанных: Крамник при короне уступал классным игрокам, которые часто играли в супертурнирах – клуб пополнили Морозевич, Пономарев, Широв, Ван Вели, Акопян, Адамс, Леко, Сутовский, Бакро, Бареев. На чемпионе Ананде остались отметины от Раджабова, Ароняна, Накамуры, Тивякова, Гельфанда, Ван Хао и Каруаны. Из тех, кто нокаутировал Карлсена, надо отметить Найдича, Войташека и Грищука. Конечно, такой зевок фигуры, как сейчас в матче Норвегия – Швейцария, и эффектная победа Грищука (яркая как дебютом и миттельшпилем, так и эндшпилем), несколько неравноценны, но…

Скоро стартует невероятно сильная по составу швейцарка в Катаре – впервые в новейшей истории чемпион мира выходит на старт опен-турнира. И совершенно любой из участников турнира может получить чигоринский значок под номером 104 (если Магнус больше не будет проигрывать в Исландии). Остается пожелать участникам дать бой великому норвежцу, а Карлсену бороться с просмотрами и снова вернуться на былой уровень, с которого радовать армию шахматных болельщиков.

Мы же возвращаемся на командное первенство Европы, где будем изо всех сил морально поддерживать сборные России.