1 декабря 2015

Жертвуя пешкой или жертвуя фильмом?

В прокат вышла картина про Роберта Фишера


В ноябре на российские и мировые экраны вышла кинолента Эдварда Цвига «Жертвуя пешкой», повествующая о жизни одиннадцатого чемпиона мира Роберта Джеймса Фишера и его борьбе за мировой шахматный престол с Борисом Спасским. Главную роль в фильме сыграл знаменитый «Спайдермен» Тоби Магуайр – актер с мировым именем. Выход истории о гении-одиночке из Бруклина широко освещался в прессе, на закрытый показ «Pawn Sacrifice» приглашались великие черно-белой доски во главе с действующим чемпионом мира из Норвегии.


Борис Спасский на премьере картины

Фильм вышел… но, по ощущениям, не вызвал паломничества в кинотеатры даже у шахматистов. Среди опрошенных мной игроков, тренеров, журналистов в среднем четверо из пяти, стесняясь, говорили: «Да ты знаешь, ведь работа же, семья! Так, книжку «Русские против Фишера» читал… А что, новый и интересный взгляд?» Те же, кто пошел, рассказывали о том, насколько вольготно они чувствовали себя на просмотре, заседая впятером в пустынном зале… Один мой знакомый московский мастер поведал о том, что позади него сидела пара не имеющих отношения к шахматам молодых людей, которую неведомые силы волшебным образом занесли на сеанс. Парень с первых минут тяжело вздыхал и в середине веско произнес: «Ну, и зачем ты меня сюда притащила?» Надо отдать должное, его подруга парировала эффектно: «С ума можно сойти, глядя на эти шахматы. Но ты знаешь, этот Спасский, он реально – секси!»


Что сказала бы девушка, если встретила самого Бориса Васильевича в расцвете сил?

Почему так произошло? Соглашусь с гроссмейстером Андреем Девяткиным, что уж очень неудачно переведено название фильма – режет слух, завернуто в каком-то странном падеже и особой охоты выдвинуться на сеанс не вызывает. Мой главный редактор учил меня в первые месяцы совместной работы, что удачное название – половина успеха! Даже если написанный текст заслуживает полета в мусорку. Другая, не менее интересная точка зрения – пагубное соседство с Сойкой-Пересмешницей, которая не вовремя объединила Панем для того, чтобы проучить заевшихся олигархов из Капитолия и милого дедушку-президента с жестокими наклонностями. Понятно, что стреляющая из лука Дженнифер Лоуренс в обтягивающей кожаной броне имеет ряд объемных плюсов в сравнении с обдумывающим ход, пусть и гениальным шахматистом.


Роль Роберта Фишера сыграл известный актер Тоби Магуайр

Но больше всего меня заинтересовало то, что посмотревшие «Жертвуя пешку» в подавляющем большинстве восприняли картину без промежуточных оценок: со знаком «плюс» или со знаком «минус». Первые восторгались самим фактом – когда последний раз выходил фильм о шахматах? Фильм о великом чемпионе! Фильм о борьбе Запада с Востоком на шахматной доске. Да еще сам Тоби Магуайер! Как сказал известный шахматный болельщик из Израиля Владимир Шляхецкий, который более известен под ником «Конек-Горбунок»: «Кино про шахматы - это хорошее кино, даже если конь там ходит по диагонали, а ладья – буквой Г!»

Однако все-таки шахматисты привыкли искать в своей игре истину, и многих расстроили многочисленные неточности, которые не имели особого значения для голливудского режиссера, но бросаются в глаза квалифицированному игроку, хорошо знакомому с историей. Даже если мы оставим в покое спорные факты про мать Бобби и непременный американский штамп об «империи зла», жаждущей завоевать весь мир. Давая на последних выходных пресс-конференцию, легендарный чемпион мира Анатолий Карпов с сожалением отметил, что кое-где в начальной позиции в картине были перепутаны местами ферзь с королем. Кроме этого, навскидку:

1. Фишер был очень высоким человеком, намного выше Спасского, а Тоби значительно уступал в габаритах визави.
2. В фильме фигурирует загадочный гроссмейстер Ивановский (остальные персонажи – подлинные), которого Фишер обыграл на старте в турнире Пятигорского. На самом деле, это «превращенный» в советского игрока югослав Борислав Ивков. Кроме того, намного опаздывал на встречу Роберт с Решевским, а не с Ивковым или «Ивановским». И в совершенно другом соревновании.
3. Умерший в молодом возрасте Леонид Штейн показан глубоким стариком.
4. Пассаж о том, что на турнире Пятигорского Фишер жил в мотеле, а «богатые русские» в Хилтоне, не выдерживает критики. Учитывая, что суровые требования к организаторам Бобби выдвигал с 15 лет.


Настоящие Фишер и Спасский вместе с госпожой Пятигорской

5. После ошибки со взятием на h2 в первой партии матча со Спасским партия продолжалась еще долго, причем Фишер имел шанс сделать ничью.
6. После шестой партии Спасский не аплодировал сопернику, хотя в документальном фильме о матче-1972 Фишер рассказывает о таком случае проявления благородства со стороны чемпиона. Но это случилось после красивой «испанской» победы претендента в следующих партиях.



7. Первые любовные опыты Фишера искрометно описаны в замечательном эссе Генны Сосонко. Между тем, в голливудском приближении они выглядят совсем иначе.
8. Когда Фишер играет вслепую с Ломбарди, проходная пешка становится на восьмую линию, и соперники играют дальше, не превращая ее в фигуру
9. На Олимпиаде в Варне-1962 Борис Васильевич выступал на третьей доске, а Фишер боролся против Ботвинника, который сделал этюдную ничью, найденную после откладывания Геллером. По сценарию, Роберт выходит из турнира, заподозрив русских в сговоре (в командном-то турнире! Кстати, и на Кюрасао из турнира он не выходил).

«Комментарии не стоит рассматривать как разгромную рецензию – всего лишь перечень несоответствий. Некоторые из них достаточно сильно влияют на восприятие картины как произведения, но, конечно, большинство не так уж важны. Правда, я бы не стал слишком высоко оценивать картину и как художественное произведение. В образе Фишера не хватает глубины и правдоподобия (слишком однообразная подача), Спасский и вовсе не раскрыт (здесь виновны издержки сценария, а не работа актера – совершенно дурацкие сцены и реплики). Впрочем, вполне возможно, что в голливудском формате – это лучшее, что могли предложить нам создатели фильма. Чтобы втиснуть в этот формат настоящего Фишера и Спасского, потребовалось бы просто невероятное мастерство всей съемочной группы и куда больший бюджет. Из того, что мне понравилось – это акцент на теме одержимости и фанатичности, преданности своему делу. А также образ гроссмейстера Ломбарди, который дает для понимания Фишера не меньше информации, чем сам Фишер. Также неплохо получился Пол, хотя и тут не обошлось без голливудского ура-патриотизма. На мой взгляд, если бы его изобразили тем, кем он был на самом деле, было бы интереснее. В общем, в условиях суровой голливудской реальности – вполне приличный фильм, но, в моем случае, вредно слишком много знать!» (Павел Малетин).


Некоторые из опрошенных считали, что Тоби несколько переиграл, стараясь показать неуравновешенность американца

К слову, коллеги из других видов спорта справедливо замечают, что любой фильм про любого великого спортсмена обычно содержит многочисленные неточности и ошибки, причем режиссер идет на них сознательно. Потому что картина делается для того, чтобы заработать деньги, а тех, у кого вскипят мозги от многочисленных верных событий и фактов, значительно больше, нежели ценителей истории. Поэтому и создается простая, линейная картинка, которую с удовольствием должен переварить среднестатистический зритель, который добровольно потратил деньги на кино вместо того, чтобы спустить те же самые средства в условном «Красном и белом».

Последний эксперт, с которым я беседовал о картине, оказался зрителем не просто со знаком «плюс», а скорее «плюс-плюс». Он долго восторгался смелостью Цвика и мастерством Магуайра, утверждал, что каждый тренер обязан массово вывести своих воспитанников на просмотр, а в фильме и не пахнет «18+». Потом внезапно зажегся: «А когда в России выйдет картина о шахматах? У нас же сейчас такой административный ресурс… Можно тоже о политике и шахматах, если это необходимо! Близится юбилей грандиозной битвы Карпова и Корчного в Багио-1978! Вот это было бы кино… Представь, Константин Хабенский в роли Анатолия Евгеньевича. Сергей Безруков, конечно, играет Корчного. Гоша Куценко – ярко выраженный Батуринский. А Боярская, Боярская – она же вылитая Петра Лееверик! Это будет роль всей ее жизни!»

На этом поток речи моего собеседника иссяк, и вскоре он отпустил меня с миром ко сну. Засыпая, ваш автор то ли грустил, то ли радовался судьбе шахматного кинематографа, еще раз размышлял о событиях фильма «Жертвуя пешкой» и никак не мог прийти к окончательному выводу – чье же мнение верное? А потом мне приснилась дочь главного мушкетера в роли Петры, и, вскочив посреди ночи, я начал быстро набирать эту запись в блоге.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Павла Малетина и Михаила Попова.