23 декабря 2011

Ядовитая колючка варианта дракона

Вчера на командном чемпионате мира в Турции россиянки потерпели суровое поражение в матче с Китаем. На первой доске Надежда Косинцева проиграла действующей чемпионке мира, недооценив ядовитой ресурс черных e7-e5 в варианте дракона с короткой рокировкой. И я решил поведать о своем горьком опыте в этой системе, когда автор доверился Гарри Каспарову и Юрию Яковичу...


Год назад я принимал участие в финале Кубка России в Белгороде. Теплый ветер удачи дул в мои паруса. В первом круге пришлось сражаться к Константином Чернышовым. Воронежский гроссмейстер был для меня неудобным соперником, да и не только для меня, – в 2010 году он с блеском выиграл сильнейший по составу этап Кубка России в Москве, но матч мне удалось выиграть (не без везения, конечно).
Следующим противником по турнирной сетке оказался Вадим Звягинцев. Первую партию я играл черными и сумел без особых проблем сделать ничью. Это придало уверенности в своих силах, и на ответный бой автор выходил, полный радужных надежд. Твердой рукой передвинул белую пешку «e» на две клетки. В ответ на 1.e2-e4 на вооружении у Звягинцева множество схем. Например, плотная французская защита. Или экзотический (но фактически тоже непробиваемый) вариант Яниша в испанской партии. Но Вадик избрал вариант дракона, что, в принципе, меня не очень удивило.
Дело в том, что уже несколько лет в мой дебютный реперуар входил вариант, известный по знаменитой партии Алехин – Ботвинник. Конечно, партию я знал давно, но то, что белые могут там бороться за перевес, вычитал в книге Г. Каспарова «Мои Великие предшественники» (том 4) в комментариях к поединку Фишера с Решевским. Потом посмотрел по базе партии Юрия Яковича, который слыл большим специалистом по разветвлению и клал соперников на лопатки одного за другим, имея статистику что-то типа 90 процентов. И начал довольно успешно применять. Мне очень нравилось, что базовая позиция возникает как из главного дракона, так и из «раннего». Речь о позиции после 1.e4 с5 2.Nf3 Nc6 3.d4 сxd4 4.Nxd4 g6 5.Nc3 Bg7 6.Be3 Nf6 7.Be2 0-0 8.f4 d6 9.Nb3 или 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be2 Bg7 7.Be3 0-0 8.f4 Nc6 9.f4. И здесь 9...Bd7 вело после 10.g4 к весьма многообещающим для белых атакующим вариантам, также как и 9...Be6 10.g4 Na5 11.Bd4!, а путь Ботвинника 9...Be6 10.g4 d5 оказался просто сомнительным на основании партии Якович – Садлер, 1997, где я нашел практически форсированный выигрыш за белых. В теории наиболее надежным продолжением зарекомендовало себя продолжение 9...a5!? 10.a4 Bе6, которое еще в 1937 году применил Пауль Петрович Керес. Теперь длинная рокировка белых невозможна, у Яковича с Халифманом в 1986 встретилось 11.0-0 Bxb3 12.сxb3 e6 13.Bf3 Nb4 14.Qе2 d5 15.Rad1 Qе7, – игра примерно равна, партия закончилась вничью. Также на эту ветку как на сильнейшую ссылался Каспаров. Эта позиция встретилась у меня уже разок в Санкт-Петербурге с Олегом Бирюковым, и в анализе после партии мне показалось, что игру белых можно усилить...
Конечно, когда Звягинцев начал, не особо задумываясь, расставлять «ранний дракон», я посчитал, что он идет на эту позицию. Неужели он за короткий вечерний анализ смог «нарыть» больше, чем автор на много часов работы? Вызов решено было принять. Однако когда мы дошли до базовой позиции после девятого хода белых, то мгновенно последовало 9...e5!
   




Такая реакция черных вызвала у меня шоковое состояние. Я никогда не видел подобного хода, никогда не рассматривал его всерьез (пешка d6 слаба!). Кроме того, против Яковича так не играли, не применил этот ход блестящий аналитик Халифман, а самое главное, в книге Каспарова не было и намека на этот ресурс!!!
После минутного смятения я решил, что это ход – плод оригинального стиля Вадика, и если серьезно подумать, то удастся отыскать за белых перевес. Однако чем больше я думал, тем яснее понимал, что не вижу даже равенства... Ходить 10.fxe5 Nxe5 не хотелось – черные стоят просто блестяще (как и в партии Н. Косинцева – Хоу Ифань): пойти 10.Qd2 и рокировать в длинную сторону белые не успевают (10...exf4 11.Bxf4 Rе8 – под боем пешка е4), а после 10.0-0 exf4! 11.Bxf4 Rе8 12.Qxd6 Qb6+ белым предстоит унылая борьба за равенство: черный король расположен гораздо лучше своего визави, ослабленного движением пешки «f», а окончание не сулит белым легкой жизни ввиду слабости пешек ферзевого фланга...
Более часа ушло у меня на ответный ход. Я вновь и вновь перебирал варианты. «Как же так! Этого просто не может быть! Если ход был бы хорошим, то Каспаров указал бы его в своей книге!» Но смог лишь найти продолжение, при котором получил похуже... В дальнейшем белые сначала действовали аккуратно и почти уравняли игру, однако потом начался цейтнот, и Звягинцев сумел перевести партию в выигранное окончание. Получилась одноворотная партия. Придя в номер, автор загрузил базу, и «о, боже!» ход 9...e5 применил еще Владимир Тукмаков в далеком 1979 году на Спартакиаде народов СССР и добился прекрасной победы. Воистину, все новое – это хорошо забытое старое.
Удивительно, что такой сильный ресурс не был апробирован на высоком уровне вновь. Лишь на чемпионате Европы среди юношей до 18 лет малоизвестный шахматист Водислав Разван отловил так Сашу Ковчана в 2000 году. Партия Кряквин – Звягинцев не прошла мимо всевидящего ока тренера Владимира Белова. В женском Суперфинале-2010 ход 9...e5! сделает Нази Пайкидзе. И выиграет важную партию 9-го тура у Анастасии Боднарук, попутно захватив лидерство в турнире. После этой уже второй успешной для черных партии казалось, что движение пешки «е» окончательно снимает построение белых «с производства», однако и после позиция встретилась в партии Яковича. Черные не пошли 9…e5, и Юрий Рафаилович уверенно добился победы...
Вернемся к поединку Надежда КосинцеваХоу Ифань. Расстановка, избранная российской шахматисткой, довольно опасна для черных, если они «не в курсе». Стоило бы китаянке стандартным образом повести коня через d7 на с5, как после Qd2 и Rаd1 черные столкнулись бы с большими трудностями. Уже пограживает прорыв e4-e5, а для черного ферзя нет приличной клетки, чтобы не попасть под выпад Nc3-d5. Но Хоу Ифань, видимо, знает все, и после уже типового e7-e5 Надя столкнулась с описанной выше психологической проблемой (хоть позиция несколько другая, но основные мотивы и идеи сходны): вроде, ход выглядит неестественно, пешка d6 слаба, но в действительности настоящей слабостью будет пешка e4… Справиться с неожиданными трудностями лидеру нашей команды не удалось.
Запомните этот прием, уважаемые читатели! И всегда проверяйте выводы, записанные в книгах. Какими бы авторитетными ни были их авторы.
Турнир претендентов