1 февраля 2013

Куда девалась моя ладья?

Загадка последнего тура Гибралтара


Когда автор блога был маленьким, он впервые попал на крупный турнир со множеством гроссмейстеров. Это был командный чемпионат России-1996 в Азове. Играли Петр Свидлер, Евгений Бареев, Алексей Дреев, Сергей Долматов, Виорел Бологан, Сергей Рублевский, Виталий Цешковский, Юрий Якович, Андрей Харлов, Игорь Глек, Константин Ланда и многие другие. Такое количество именитых шахматистов магически действовало на юного любителя, но все-таки я еще был перворазрядником, и мне было сложно разобраться в хитросплетениях позиций, возникших на досках. Оставалось только смотреть на лица грандов, пытаясь разглядеть там ответы на вопросы, которые постоянно возникали и не имели для меня ответов. Конечно, отдельные партии вызвали неподдельный интерес остротой схватки: здесь и дуэль Бареев – Дреев, интересная не только своим содержанием, но и созвучием фамилий в некотором роде исторических соперников, и фантастический поединок Дреев – Захаревич, позднее подробно разобранный Алексеем в публикации «40 минут на подготовку — 7 лет в поисках защиты» на сайте chesspro.ru. Но буквально очаровавшая меня партия была сыграна далеко не на самой высокой доске и не столь титулованными игроками.

Р. Овечкин — В. Журавлев
Азов, 1996



По первому впечатлению, белые теряют материал, но то, что произошло дальше, было совершенно удивительным. Игравший белыми мастер Роман Овечкин отдал целую ладью и «арестовал» черного ферзя.
9.Rb1 dxc3 10.axb4 Qa2 11.Ne2 Qxb1 12.b3



Фантастика! У белых пока нет ладьи, но черный ферзь не может выбраться наружу! Вы даже не представляете, что в этот момент творилось в рядах азовских любителей! К слову, эта позиция уже шестнадцать лет висит в местном клубе на самом видном месте. Похоже, что ошарашен был и Владимир Журавлев. Сопротивления он не оказал и проиграл буквально в пять ходов.
12...Be6 13.0 – 0 Nd5 14.Nd4 Nf6 15.Qe2 0 – 0 16.Bg5 Qb2 17.Bxf6 gxf6 18.Qh5 Rd8 19.Qxh7+ Kf8 20.Nxe6+ fxe6 21.Qh8+, и черные сдались ввиду мата 21.Qh8+ Ke7 22.Qg7+ Ke8 23.Bg6#.

Просто вечнозеленая партия, которая долгие годы была одной из моих любимых короткометражек. Однако в прошлом году я получил тяжелый удар, который потряс самые глубины моих детских впечатлений. Дело в том, что в один из вечеров в Лоо мне довелось обсуждать былинные российские командные чемпионаты со своими одноклубниками Павлом Смирновым и Романом Овечкиным. Конечно, речь зашла о партии с Журавлевым, и комментарий Ромы отправил меня в моральный нокдаун. Оказалось, что Овечкин собирался пойти по стопам партии Игоря Глека, где было 9.axb4 Qxa1 10.Nce2, но неважно себя чувствуя после поражения в первом туре (Овечкин с Журавлевым играли во втором), пришел на игру в смятенном состоянии духа и просто перепутал ходы. Остался без ладьи, и, по заверениям Романа, позиция белых была абсолютно безнадежной, а замысел некорректным, просто дальше Журавлев действовал далеко не лучшим образом. А я ведь десятки раз показывал знакомым эту гамбитную идею, предлагая угадать следующие ходы...


Роман Овечкин в компании Владимира Маланюка

Так вот, почему автор вспомнил эту давно забытую историю? В заключительном туре Гибралтар-опена на первой доске игралась партия Витюгов — Вашье-Лаграв. Никита Витюгов — очень яркий, интересный и сильный гроссмейстер, и приятно, что Никита сумел преодолеть кратковременный кризис в игре, добившись очередного выдающегося достижения, коим является дележ первого места в столь мощной по составу швейцарке с дальнейшей победой на тай-брейке. Но что творилось на доске в партии 10-го тура?

Н. Витюгов — М. Вашье-Лаграв
Гибралтар 2013

1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.f3 e6 4.e4 d5 5.e5 Nh5



Довольно интересная и свежая позиция, в которой белые могли избрать спокойное 6.Be3.
Но вместо этого последовало внезапное 6.f4!? Qh4+ 7.g3 Nxg3 8.Nf3 Qh5 9.hxg3 Qxh1 10.Nc3



Как ни в чем не бывало, белые играют без качества и пешки! Причем видимых угроз черному ферзю нет, даже имеется клетка h5. В итоге дело закончилось ничьей после 36 ходов боевых, ярких шахмат. Я хотел бы восхититься решимостью Никиты, мужеством избрать такой вариант белыми, когда на кону стоит внушительная сумма, полагающаяся победителю Гибралтара. Но перед глазами пример Овечкина, и перед тем как славить выдающегося российского гроссмейстера, все-таки стоит дождаться его комментариев. Смущает, что после дебюта у белых осталось всего 20 минут. Так что же это было? Анализ, зевок или сверх-творческая импровизация?


Никита Витюгов