14 мая 2013

Охота на мустанга

Можно ли выиграть с ладьей против коня?


В эти дни на швейцарской земле проходит первый этап женского Гран-при ФИДЕ. Нельзя не отметить, что соревнование по многим причинам всколыхнуло интерес к нынешним и грядущим битвам представительниц прекрасного пола. Не слишком уверено выступает экс-чемпионка мира и победительница прошлой серии Гран-при китаянка Хоу Ифань, уступившая в том числе обладательнице короны Анне Ушениной. Никто не спорит, что украинской шахматистке будет непросто удержать свое звание в сражении на чужой территории, но разве теперь может кто-то заявить, что будущий матч является пустой формальностью? Правда, свои проблемы обнаружились и у Анны — триумфатор Ханты-Мансийска не смогла исполнить классический прием «W» при матовании конем и слоном одинокого короля Ольги Гири.

Пока участницы будущего матча остаются в тени, а гонку возглавили Анна Музычук, Бела Хотенашвили и Татьяна Косинцева. Прекрасная игра Татьяны — большой подарок российским болельщикам. Правда, всё пока довольно запутанно: дело в том, что Косинцева-младшая замещает в турнире свою сестру Надежду, и не совсем понятно, кто из сестер будет доигрывать серию. Все-таки, в последние годы отечественные шахматистки не слишком удачно выступали в личных соревнованиях, носящих статус отборочных к первенству мира, и очень хочется, чтобы кто-то из россиянок поборолся за общее первое место. И если всего полгода назад в ответ на любые стенания о том, что невозможно вернуть в Россию женскую корону, можно было с уверенностью возразить: «Зато у нас есть несокрушимая сборная, которая выиграла всё, что только можно выиграть и еще будет доминировать, как минимум, лет десять!», то сегодня такой аргумент далеко не бесспорен. А неумолимый секундомер Хроноса всё отсчитывает и отсчитывает время, отделяющее российский коллектив от командного чемпионата Европы.

В последнем туре в центре внимания оказалась партия Гиря — Хотенашвили. Гроссмейстер из Лангепаса в битве против одного из лидеров получила окончание без пешки, но упорно защищалась и почти достигла ничьей, однако затем в цейтноте последовали обоюдные ошибки и неточности, после чего на доске возникло простое, вроде бы, окончание «конь против ладьи». Еще в ДЮСШ и других шахматных кружках для начинающих нас учили, что это битая ничья. Однако есть все-таки одно исключение! В своем знаменитом «Учебнике эндшпиля» Марк Дворецкий отмечает, что слабейшей стороне крайне опасно занимать конем поля b7, g7, g2 и b2. Правда, при этом он демонстрирует лишь самую базовую ситуацию.

ал-Адли
IX век



1.Rd1! Kb8 2.Ka6 Nc5+ (теряется конь и в случае 2...Kc8 3.Rc1+ Kb8 4.Rb1 Ka8 5.Kb6 Nd6 6.Rd1 Nc8+ 7.Kc7) 3.Kb6 Na4+ 4.Kc6 Nc3 5.Re1, и отрезанная от короля фигура черных быстро проигрывается.

Однако подобный пример встречался и на самом высшем уровне. Это произошло в софийском супертурнире «M-tel Masters» 2006 года во встрече Гаты Камского и Этьена Бакро. Я хорошо помню эту партию, поскольку смотрел ее онлайн, а потом внимательно разбирал со своим другом Мишей Панариным, который тогда жил по соседству с автором. Мы были поражены — насколько неисчерпаемы шахматы, если в такой простой позиции (4 фигуры на доске!!!) еще скрываются какие-то загадки?

Г. Камский — Э. Бакро
София 2006



Как указал отлично прокомментировавший сложнейшую партию гроссмейстер Михаил Марин, сейчас еще спасало 81...Nh4+!, а другой естественный ход привел к катастрофе: 81...Kf1? 82.Rf7! Ne1+ (теперь нет 82...Nh4+ 83.Kg3+) 83.Ke3+ Kg1 84.Ke2 Ng2 85.Rh7!
Цугцванг, и Бакро был вынужден разъединить свои фигуры.
85...Nf4+ 86.Kf3 Nd3 87.Rh4
Теперь к позиции ал-Адли ведет 87...Ne1+ 88.Ke2 Ng2, поэтому француз скакнул конем вглубь доски, и после пары «налимовских неточностей» (в один момент черные упустили фантастическую компьютерную защиту, которую белые могли не допустить точным профилактическим ходом) Гата Камский загнал бедного мустанга Этьена на край доски.

Строго говоря, этот случай зафиксировал в памяти следующий образ: «С конем на пятачке размером 2х2 поля против ладьи защищаться очень опасно, лучше его туда не ставить, но и там при точной защите ничья». И каково же было мое удивление, когда ваш автор следил за встречей Гири и Хотенашвили!

О. Гиря — Б. Хотенашвили
Женева 2013



Ход черных, их ладья уже «по Камскому» занимает седьмой ряд, а не восьмой, и оказывается, что у черных выиграно! Но как? Но как! Черные должны осуществить совершенно нелогичный, на первый взгляд, перевод короля на d4. Безумие? Да нет, не совсем.
1...Kc3! 2.Nd1+ Kd3!
При ладье на h3 была бы вилка на f2 — вот в чем разница!
3.Nb2+
Еще хуже 3. Kb1 Rg1 или 3.Kb2 Kd2.
3...Kd4



Вот она, выигранная позиция! Белый король отрезан по 3-й горизонтали, черная ладья стоит идеально, и слабейшая сторона форсированно загоняется в позицию ал-Адли!
4.Nd1
Не спасает 4.Na4 Kc4 5.Nb2+ Kb4 6.Kb1 Kc3 7.Nd1+ Kd2 или 4.Kb1 Kc3 5.Na4+ Kb3 6.Nc5+ Kb4.
4...Rg1 5.Nb2 Kc3 6.Na4+ Kb4 7.Nb2 Rf1 8.Nd3+ Kc3 9.Nc5 Rf5 10.Na4+ Kb4 11.Nb2 Rd5, и вот первая диаграмма блога с переменой цвета — послание арабского шахматиста IX века.

Партия между Гирей и Хотенашвили тоже закончилась победой черных, правда, ее теоритическая значимость оказалось ниже, поскольку соперницы играли в цейтноте «до конца партии» – черным не удалось найти верный метод, но и утомленные белые вскоре зевнули коня. Но имеем ли мы право критиковать девушек, если выяснилось, что и наши познания вновь оказались столь несовершенны? Если, конечно, Марк Израилевич или, к примеру, Карстен Мюллер не отметят сейчас, что исследовали этот метод году в 1998-м, и он давно опубликован на Chess Cafe...

P . S . Термин «охота на мустанга» введен Евгением Гиком в одной из его замечательных книг серии «шахматы и математика», где разбирались вычислительные методы для позиций «ладья против коня» на досках порядка M х N — может ли одинокая ладья поймать одинокого коня? Пользуясь случаем, поздравляю Евгения Яковлевича (чьими произведениям автор блога зачитывался в детстве) с юбилеем!