20 февраля 2014

Принудительная 30 лет спустя

И снова «русский ряд»


   «Виталий, Лев, Геннадий и Олег.
    Таль обыграл подряд друзей-коллег.
    Ему, возможно, чуточку неловко,
    Но виновата в этом… жеребьевка!»


Евг. Ильин

Эрудированный читатель сразу определит,о каком соревновании идет речь в одном из блистательных четверостиший знаменитого советского поэта и шахматного литератора. Конечно же, это про неудержимого Михаила Таля в рижском межзональном-1979! На старте Михаил Нехемьевич играючи разгромил четырех других представителей СССР, а ведь это были настоящие гроссмейстеры экстра-класса: Виталий Цешковский, Лев Полугаевский, Геннадий Кузьмин и Олег Романишин. Но позвольте, почему виновата жеребьевка? И странно как-то, неужели номера так вытянули, что прям на старте и со всеми коллегами подряд?

Конечно, нет! Цикл 1979-81 оказался одним из последних, когда в правилах ФИДЕ четко прописывалось: участники от одной страны (а подразумевался СССР) играют между собой в первых турах. Кстати, утверждение, что данный постулат той эпохи был введен по требованию Фишера, является глубоким заблуждением. Впервые принудительная жеребьевка для советских участников была проведена в Гетеборге-1955 году – Тигран Петросян, Ефим Геллер, Георгий Иливицкий, Борис Спасский, Пауль Керес и Давид Бронштейн занимали места друг за другом в турнирной таблице и сыграли все партии между собой задолго до экватора турнира.

Документального обоснования такого решения мне найти не удалось, но за три года до этого тактика дружной советской команды в Сальтшёбадене-Стокгольме вызвала недовольство европейских и американских шахматистов. Игроки под красным флагом в междоусобных поединках ограничились ничьими в пределах 20 ходов, а на финише вовсю помогали своим соотечественникам нейтрализовать иностранных конкурентов. План увенчался успехом, однако позднее Конгресс ФИДЕ изменил регламент отборочного цикла и все-таки выдал претендентские мандаты «пострадавшим» Светозару Глигоричу, Ласло Сабо и Гидеону Штальбергу.

Поэтому, а может быть и не только поэтому, представителей СССР «во избежание» заставили играть друг с другом сразу и подряд. Вдобавок, вскоре появилась еще одна поправка, ограничивающая представительство одной страны в турнире претендентов тремя путевками и ставшая роковой в судьбе талантливого Леонида Штейна.
Шли годы и шли межзональные (понятно, что в турнирах претендентов советских шахматистов было большинство, и такая жеребьевка становилась бессмысленной; после же Кюрасао-1962 круговые турниры заменили матчами на выбывание), породившие термин «русский ряд». Бывало, что кто-то из звезд Запада отлично начинал дистанцию, выходил на первую строчку в турнирной таблице, однако потом получал серию оплеух от грандов из СССР и уже не мог оправиться до конца турнира.


Непреодолимая стена на пути европейских и американских талантов

Текло время, принудительная жеребьевка оставалась незыблемой традицией. В 1979 году межзональный отбор впервые в истории был разделен на два отдельных турнира, и если Михаила Таля «заставили» на старте огорчить героев стихотворения Ильина, то в Рио-де-Жанейро всё было спокойнее – Тигран Петросян, Юрий Балашов и Рафаэль Ваганян играли между собой в произвольном порядке, хоть и в первой половине турнира. Такая же практика сохранилась в 1982 году – в Москве Гарри Каспаров, Михаил Таль и Александр Белявский были посеяны друг за другом, а в остальных двух отборах советские участники просто встречались в дебютной стадии дерби. И лишь в 1985 году, уже в эпоху противостояния двух «К» прожившая целых тридцать лет система была отменена. Чтобы вернуться ровно через такой же период.

Совсем недавно ваш автор с удивлением узнал, что еще перед Лондоном-2013, после решения о переходе от претендентских матчей к «круговику» комиссия ФИДЕ по проведению соревнований на первенство мира решила вернуть принудительную жеребьевку. Впрочем, говорить об антироссийских настроениях не приходится, поскольку сейчас пробиться в претенденты вполне могут и сразу несколько представителей из других стран; например, в Казани-2011 выступали два сильнейших азербайджанских гроссмейстера. В столице Англии Владимир Крамник, Петр Свидлер и Александр Грищук боролись между собой в первых трех турах каждого круга, но тогда на это мало кто обратил внимание. Теперь же, 30 лет спустя наследники Советской империи в Ханты-Мансийске ощутят на себе все прелести принудительной жеребьевки. Другой же четверке претендентов придется проверить себя на крепость в поединке с «русским рядом» нашего времени. История имеет свойство повторяться?


Они снова хотят столкнуться с "русским рядом"?