11 декабря 2017

Длинный ход королевы Изабеллы

Или как ферзь перестал ходить на одну клетку


Шахматы сейчас стремительно проникают во все сферы жизни. Особенно любят вопросы о нашей любимой игре знатоки: ныне по просторам Интернета гуляют целые базы головоломок на тему черно-белой доски и ее героев для ЧГК и «Своей игры». В Ханты-Мансийске мне рассказали о том, что местная команда, за которую играл шахматист Максим Самков, даже взяла решающий вопрос по поводу причастности королевы Изабеллы I Кастильской к изменению траектории, по которой движется ферзь. А вы знали эту древнюю испанскую историю? Давайте попробуем вспомнить.

Считается, что самый древний предок шахмат возник в Индии. Это была так называемая чатуранга, в которую рубились вчетвером, да еще кости кидали. Куда более привычный вид игра на 64-х клетках приобрела позднее в арабских странах: кости отставили в сторону, сражаться начали один на один. Новая интеллектуальная забава получила название шатрандж. Именно тогда на доске появился ферзь, советник короля, который, как и владыка, ходил на одну клетку. В логике арабам не откажешь – советнику «не по чину» иметь более широкие полномочия. На клетку вперед двигались и пешки. Ввиду того, что силы сторон разворачивались медленно, зачастую на доске расставляли так называемые табии, где уже были сделаны начальные ходы и армии подготовились к смертельной битве.


Памятник великому игроку в шатрандж ас-Сули (умер в 947 году) в Ашхабаде


Кстати, во время седьмого тура Суперфинала компанию в комментаторской Сергею Шипову составил Александр Морозевич, который провел содержательных экскурс по правилам китайских шахмат (восточная ветвь развития игры). Там ферзь (точнее, их два) продолжает ходить на одну клетку и всю партию охраняет короля на так называемой «дворцовой площади». Что с точки зрения древних сражений вполне логично. Но вернемся за Запад!
Арабы завоевали территорию современной Испании, и в процессе так называемой Реконкисты (попыток христиан изгнать мусульман с Пиренейского полуострова) ввиду контактов сторон «игра мавров» покорила Европу. Реконкиста шла со скрипом и растянулась на многие века. Хитроумные феодалы Старого Света зачастую заключали союзы с сарацинами (так они называли властителей Испании того времени) против друг друга, а потом расторгали их, услышав зов Папы Римского и ордена Тамплиеров.


Дольше всех держался Гранадский эмират


Разошедшись по соседним с эмиратами странам (осколки испанских королевств, Португалия, Италия), шахматы начали эволюционировать – доска стала двуцветной, появились мат и пат вместо уничтожения всех фигур, пешка получила право на превращение, слон теперь не прыгал через клетку, а двигался по диагоналям. Здесь тоже развитие буксовало во многом из-за ярого противодействия католической церкви. Ведь, естественно, знать играла в шахматы не просто так, а на деньги. Или на слуг с невольницами. Могу понять церковь и папу в этом вопросе. Представляете матч Карлсен – Дин Лижэнь, и на кону 50 невольниц?

Сразу оговорюсь, что есть современные исследователи шахматных вех, которые сомневаются в стопроцентной подлинности известной нам истории развития игры в древности. Об этом же говорит и Леонид Юдасин в книге «Тысячелетний миф шахмат». Дело в том, что когда в конце XVIII века англичане произвели огромную работу по восстановлению шахматной летописи, то, возможно, где-то история оказалась приукрашена. Находятся нестыковки по времени, фигуры некоторых шахматистов, возможно, даже вымышлены. И самый большой парадокс: а куда делась итальянская шахматная школа?

Действительно, в Италии периода Ренессанса, вроде бы, появляется большое количество шахматистов, которые сражаются по вполне современным правилам (за исключением разночтений с рокировкой), даже есть профессионалы во главе с Греко, Леонардо, Паоло Бои. Профессионалы, зарабатывающие на жизнь игрой! Потом эти самые итальянские профессионалы исчезают на пару столетий и воскресают в лице дель Рио и Лолли с Понциани. А затем опять вся самая могучая шахматная школа древности исчезает в неизвестном направлении и ждет рождения Фабиано Каруаны. Просто мистика какая-то!

Поэтому некоторые современные исследователи считают, что первые шахматисты, игравшие по современным правилам, на самом деле появились значительно ближе к эпохе первого игрока, чья жизнь, судьба и карьера документально законспектирована– Франсуа Андре Даникана Филидора. А всё предшествующее могло быть красивой иллюстрацией того, что шахматы не только мудрая, но и весьма древняя игра. Например, даже по руководству Лусены – старейшей шахматной книге, вроде, имеются некоторые вопросы. Но раз официальная теория есть и пока не опровергнута, мы будем ей следовать.

Со временем шахматы после церковной опалы, наоборот, стали королевской игрой, а также поощряемым досугом крестоносцев. Не зря в них играл испанский священник Руи Лопес, чей королевский слон вопреки мнению всех современников выходил на b5, а не на с4. Единение шахмат с католическими святынями закрепилось во времена его предшественника Луиса Рамиреса де Лусены–исторически считается, что «королева» (в английской нотации ведь ферзь – это Queen) стала самой могучей фигурой в игре благодаря успехам освободительницы Испании Изабеллы.


Изабелла Католичка


Изабелла Кастильская и ее муж Фердинанд Арагонский отнюдь не являлись ангелами; например, они изгнали из Испании большинство евреев. И так, между делом, тихим семейным вечером создали испанскую инквизицию, весьма доброжелательно относились к сожжению недругов на костре. Кастильская Католичка, действительно, была дама из кремня, что сказалось при осаде Гранады. Настояв на продолжении битвы против 20-тысячного гарнизона, Изабелла воодушевила крестоносцев, и в результате капитулировал последний арабский эмират. В сказании об освобождении Испании упоминается, что именно волевой марш-бросок королевы из Хаена в Басу (90 миль) привел к тому, что местные шахматисты стали отождествлять ее с деревянной фигуркой и изменили правила. А ввиду того, что крайне редкие соревнования того времени проводились при дворах испанских королей, соседям тоже пришлось принять данное новшество.


Капитуляция Гранады


«Историю шахмат творят женщины!»– писал известный югославский журналист Димитрие Белица о Роне Яковлевне Петросян. И он совершенно прав: так повелось с самого начала игры. Даже с поправкой на то, что некоторые женщины-творцы являлись инквизиторами.
Командный чемпионат азиатских городов