15 мая 2017

Историческое поражение Гарри Каспарова

Или 20 лет под гнетом компьютера


Идут годы, и электронный разум занимает все больше и больше места в нашей жизни. Понятно, что голливудские режиссеры немного ошиблись в расчетах, и пока среди нас не ходят терминаторы, а главный герой «Назад в будущее» не рассекает в небесах на иномарочке с ядерным двигателем. Однако при этом сейчас даже в маленьком телефончике размером с мизинчик скрывается процессор, который может выполнять операции, по сложности находящиеся за горизонтами мыслительной деятельности человека. В том числе и шахматного плана. Кто знает, куда шагнет техника уже в ближайшие 10 лет?

Интеллектуальные игры в последние годы перестали быть главной платформой для тестирования прогресса всё более разумных калькуляторов. За последние пару лет роботы нанесли поражения белковым игрокам даже на последних бастионах, где позиции наших коллег считались неприступными. Речь о го и восточных шахматах-сёгах. Под натиском «AlfaGo» капитулировал один из сильнейших профессионалов Ли Седоль (не Карлсен современного го, но как минимум – Аронян), а совсем недавно в одиночной встрече компьютеру сдался чемпион мира по сёгам японец Хидэаки Такахаси. Хотя еще некоторое время назад специалисты считали, что в этой разновидности ушедшего на восток шатранджа очень тяжело сформировать точную оценочную функцию ввиду яркой особенности – убитые фигуры вновь возвращаются на доску.

В давно уже сдавшихся роботу шахматах компьютерный прогресс делал очередной гигантский скачок каждые 10 лет
– в середине 60-х появились первые опытные образцы шахматных компьютеров, но оракулов, которые говорили о грандиозном будущем шахматных программ, не воспринимали всерьез,
– в середине 70-х стартовали первые чемпионаты мира среди компьютерных программ, и гонка двух сверхдержав в лице представителей «Каиссы» (СССР) и «Чесс» (США) подстегнула развитие процесса,
– в середине 80-х от руки компьютера «Дип Сот» пал первый игрок очень высокого уровня. Им стал Игорь Иванов – неоднократный чемпион Канады, участник межзонального турнира, шахматист, едва не вышедший в турнир претендентов и побеждавший Анатолия Карпова,
– в мае 1997 года, 20 лет тому назад, суперкомпьютер на базе алгоритма «Дип» под названием «ДипБлю» в повторном матче поверг чемпиона мира Гарри Каспарова,
– в середине «нулевых» появились революционные алгоритмы «Рыбка» и «Гудини», с приходом которых стало ясно: старые антикомпьютерные алгоритмы (староиндийские цепи, берлинские эндшпили, в которых легко запутывались «Фритц» и его современники) уже не работают, а чемпионам мира уже почти невозможно бороться с модулями даже на простых ноутбуках,
– новейшие модули – всезнающие и показывающие лучшие ходы в любых позициях, стимулировали появление сильных гроссмейстеров даже в странах, где никогда не было шахматных традиций. Теперь молодому человеку или девушке с хорошими способностями и жаждой знаний не обязательно искать тренера-выходца из СССР – можно зайти на сайты ChessBase и Stockfich. В какой-то мере «Сток» и «Комодо» возвестили о начале новой компьютерной эры. Что же будет в 2025-м? И в плане борьбы с читерами тоже?

***
Совсем недавно на своей страничке в Фейсбук глава АШП Эмиль Сутовский проводил интересный опрос на тему: «Какая самая известная партия в истории человечества?» Версий известному гроссмейстеру пришли целые сотни, но многие опрашиваемые, да и те специалисты, с которыми я общался, не сговариваясь, называли заключительный поединок, в котором Каспаров потерпел поражение от компьютера. Действительно, столь загадочного и необычного проигрыша на самом элитном уровне не случалось в истории шахмат с того времени, как Роберт Фишер попросту не вышел на вторую партию матча с Борисом Спасским.

Напомню, что свой первый матч против «ДипБлю» (1996) Каспаров выиграл в тяжелой борьбе 4:2, отыгравшись после поражения в первой партии. Год спустя чемпион на равных бился с усовершенствованным многопроцессорным монстром IBM, но в последней партии случилось нечто невероятное.


Начало матча

DeepBlue – Г.Каспаров (6 партия)

Защита Каро-Канн

1. e4 c6 2. d4 d5 3. Nc3 dxe4 4. Nxe4 Nd7 5. Ng5 Ngf6 6. Сd3 e6 7. N1f3 h6?!

Этот ход к тому времени уже давно считался опасным, хотя определенные попытки воскресить продолжение делаются до сих пор. После матча Каспаров гневно требовал от руководителей проекта «Дип» распечатки, которые бы подтверждали, что робот выбрал удар на е6 самостоятельно. Легендарный шахматист уверял, что жертва коня была подсказана компьютеру тренерской бригадой, а на самом деле Deep Blue не мог выбрать продолжение с минусовым значением оценочной функции. Однако IBM, которая в результате победы в матче заработала миллиарды (акции компании резко скакнули вверх после финишной капитуляции Каспарова), предпочла разобрать суперкомпьютер безо всяких разъяснений.   Однако надо сказать, что в этом, весьма интересном блоге выложена ссылка на обзор мыслительного процесса DeepBlue, и там ходы с 1 по 11 обозначены «book moves» – до новинки Каспарова компьютер играл по уже существовавшей теории, которую заложили в его базу…  

8. Nxe6! Qe7?  

Это проигрывает. Гораздо упорнее 8...fxe6 9.Bg6+ Ke7, в практических шахматах черные здесь зачастую держались и на гроссмейстерском уровне: 10.0–0 Qc7 11.Re1 Kd8, Стефанссон – Гранда Зунига, 2015 (0-1), или 10.Bf4 Nd5 11.Bg3 Qa5+ 12.c3 Kd8, Михелс – Майер, 2010 (ничья).  

9.0–0 fxe6 10. Bg6+ Kd8


Матч компьютера и чемпиона вызвал невероятный интерес публики

11. Bf4 b5N  

Впервые вариант встретился в 1986-м, и белыми фигурами руководил могучий аналитик Ефим Петрович Геллер. Последовало 11...Qb4 12.a3 Qxb2 13.Qe2 Nd5 14.Bd2 со страшной атакой(Геллер – Медуна), после чего черные окончательно перешли на 7…Bd6.   Каспаров решил обеспечить позицию своему коню на d5, но эта попытка организовать оборонительный вал была легко опровергнута компьютером. DeepBlue сделал все естественные ходы, и историческая победа компьютерного интеллекта произошла внешне крайне легко.  


Робот начинает решающую атаку с хода а2-а4

12.a4! Bb7 13.Re1 Nd5 14.Bg3 Kc8 15.axb5 cxb5 16.Qd3! Bc6 17.Bf5!
Приходится отдавать ферзя, чтобы не позволить рухнуть пункту е6, но тогда неуклюжий клубок черных фигур уже не сможет защитить черного короля.
17… exf5 18. Rxe7 Bxe7 19. c4, и Гарри Кимович покинул игровую площадку, не ожидая дальнейшей экзекуции.


Расстроенный и разгневанный Гарри Каспаров покидает зал

Однако самое удивительное поджидало меня, когда я стал готовить эту публикацию. Выяснилось, что за год до повторного сражения Каспаров – компьютер в немецкой Йене проходил матч бывшего секунданта 13 чемпиона мира гроссмейстера Геннадия Тимощенко против компьютера «Фриц», усовершенствованного алгоритмом BossPP. Тимощенко здорово бился против машины и уступил всего со счетом 3,5:4,5. Так вот, в четвертой партии матча последовало следующее!  
 
DoubleFritz / BossPP – Г.Тимощенко  

Йена 1996  

1. e4 c6 2. d4 d5 3. Nd2 dxe4 4. Nxe4 Nd7 5. Ng5 Ngf6 6. Bd3 e6 7. N1f3 h6

И тут «Фритц», который поверг прототип Deep Blue на компьютерном чемпионате мира 1995 года, но, безусловно, намного уступал каспаровскому монстру по мощности процессоров, смело пожертвовал коня!

8. Nxe6! Qe7 9.0–0 fxe6 10. Bg6+ Kd8 11. Bf4

Только здесь Геннадий Анатольевич сыграл иначе:11...Nd5 12.Bg3 Qb4, на что неодушевленный противник вместо 13.Qe2, Двойрис – Захаревич, 1987, или 13.Re1,Чандлер – Хюбнер, 1987, с сокрушительной атакой в обоих случаях, избрал замысловатое 13. Qb1!? Ne7 14. c3 Qa5 15. Bh4 Kc7 16. Bg3+ Kd8 17. Bh4 Kc7 18. b4 Qd5 19. Bg3+ Kd8 20. Bc2 Qh5 21. Re1 Nf5 22. Bf4 Nh4. Опять же подчеркну, что «Фриц» –не многоядерный DeepBlue, а Тимощенко находился в очень неплохой форме, защищался прекрасно и смог сделать ничью против робота.  

И тут возникают следующие вопросы. Понятно, что в России матч Тимощенко не получил должного освещения. Однако в Европе, в немецкой и англоязычной прессе он не мог пройти незамеченным! Тем более, вспомните, насколько в 90-х была популярна тема «человек против компьютера»! Начиная с кинематографа. Красивый поединок «Фрица» против героически защищавшегося Тимощенко анализировали несколько известных гроссмейстеров в ряде популярных изданий Старого Света.  


Вся Европа знала, что Фритц жертвовал коня на е6 за год до DeepBlue?

Неужели все это прошло мимо всезнающей, оснащенной по последнему слову техники бригады Каспарова? Почему на партию Fritz – Тимощенко не ссылался никто из мэтров шахматной журналистики, писавших об историческом поражении ГК? Или в этой истории еще остались не рассказанные нам сокровенные тайны?

Главное, здесь я спокоен за IBM– с их акциями всё оказалось в порядке.
Командный чемпионат азиатских городов