21 августа 2018

Холодная война на шахматной доске

За победу над Фишером – поцелуй посла Царапкина


Вот уже и не верится, что всего лет пять назад жили мы спокойно – не страшно было новости читать. И лишь в книжках по истории упоминалось о том, как некогда грозили друг другу Москва с Вашингтоном, а Никита Сергеевич в ООН туфлей по столу стучал. Увы, холодная война стремительно вернулась, и никто не знает, куда заведет это новое геополитическое противостояние XXI века.

Как всегда в пропагандистском сражении, большая роль отводится битвам спортсменов противоборствующих держав. В любом виде спорта матч США и России ожидается с большим интересом и проходит в нервной, ожесточенной борьбе. Но трудно представить себе дисциплину, где,как в шахматах, бойцы под триколором и звездно-полосатые плотно занимают две ведущие позиции в стартовом списке. И, в отличие от хоккея, здесь нет дилеммы – приедут игроки из НХЛ или нет.

Впервые в истории на Олимпиаде-2018 средний рейтинг сборной США с Каруаной, Накамурой, Со, Шенклендом и Робсоном (а ведь в рукаве еще Домингес!) превышает российский. Хотя надо отметить, что обладателей 4-й и 5-й позиций в нашей стране Грищука и Свидлера в команде нет, а есть Яковенко и Витюгов, находящиеся следом в отечественной десятке, что отразилось на арифметических выкладках. Понятно, что большую роль в Турнире Наций сыграют Китай, Украина, Армения, Индия, Азербайджан и другие сильные команды, но все-таки самым интересным на Олимпиаде будет ристалище россиян и американцев. Сейчас уже не стоит ожидать, что на четвертой доске Робсон «уляжется» Грищуку, – не только потому, что Александра нет в составе, но и у США там, скорее всего, уже будет восседать шахматист «поэлитнее». Пожелаем дружине Андрея Филатова удачи – без нее, по ощущениям, будет непросто.

А пока штабы сборных готовятся к важнейшему турниру, давайте вспомним, как играли между собой СССР и США в прошлую холодную войну. Скажем так, до того, как в 90-е сборная США стала состоять из советских эмигрантов, а геополитическое противостояние временно прекратилось.

Знаменитый радиоматч 1945 года (15,5:4,5) нанес суровый удар по репутации американских шахматистов. Сам Сталин передал Ботвиннику сотоварищи краткое, но емкое «молодцы!». Представляю при этом, какие слова лезли в голову президенту Трумэну после того, как в Белый дом дошли вести об итогах матча.


Победители радиоматча 1945 года


Несмотря на страшный разгром, в очном противостоянии, состоявшемся через год, гости выглядели уже куда увереннее, хоть и проиграли в упорной борьбе 7,5:12,5. Спонсором команды США выступал известный меценат банкир Морис Вертхайм, благодаря энергии которого и состоялась поездка дружины Решевского в столицу Советского Союза. Вертхайм прилагал большие усилия для возвращения боеспособности ряда американских игроков, перешедших в категорию «работающих любителей», и в интервью сетовал, что СССР несколько несправедливо усилилась Лилиенталем, Флором и Кересом. Знал бы Морис, что много лет спустя его великий последователь Рекс Синкфилд тоже, фактически, начнет собирать в США сборную мира.


Морис Вертхайм

Ботвинник же вспоминал, что официальные лица во втором матче отчасти деморализовали советскую команду, требуя обыграть сборную США с еще большим счетом, нежели в 1945-м. Достаточно крупная победа в четыре очка в первом туре была признана неуспехом, и потратившие немало нервов советские игроки выиграли второй тур с минимальным счетом лишь благодаря тому, что Патриарх блестяще проанализировал отложенную партию с Решевским.


Поединок Решевского с Ботвинником


В 1950 году Вертхмайм умер, и американцы сразу столкнулись с большими финансовыми проблемами. На Олимпиаде 1952 года их команда осталась без медалей, хотя в финале сыграла 2:2 против СССР (Бронштейн проиграл Роберту Бирну, а Смыслов победил Эванса). После чего многократные победители шахматных Олимпиад пропустили форумы 1954 и 1956 годов (напомним, что второй из них состоялся в Москве).


В 1952 году Керес, Смыслов, Бронштейн и Котов вывели Ботвинника из олимпийской команды, но на первой доске Пауль Петрович сыграл неудачно


В компенсацию состоялся товарищеский матч США – СССР в Нью-Йорке (1954), который лавров хозяевам не принес – гости крупно победили 20:12. Ответная встреча проходила в СССР, и тут американцев ждал еще больший разгром, чем в 1945-м - советские шахматисты выиграли 25:7! Однако на первой доске Решевский обыграл Ботвинника 2,5:1,5 и тут же обратился к советским властям с просьбой предоставить ему право сыграть "неофициальный" матч с чемпионом мира. Руководство шахмат СССР не на шутку испугалась успеха лидера американцев. В результате не состоялось ни матча Ботвинник-Решевский, ни следующего матча США-СССР (правда, спонсоров американцев тоже не удовлетворили итоги серии 1954-1955).

В 1958-м американская дружина (Решевский, Ломбарди, Бисгайер, Эванс, Россолимо) вышла на старт Турнира Наций в Мюнхене и вновь финишировала лишь пятой, хотя опять сыграла вничью с грозной командой СССР (Ботвинник,Смыслов, Керес, Бронштейн, Таль и Петросян – вот этот состав). Все партии матча закончились вничью, причем Решевский не вышел играть с Ботвинником, но Михаил Моисеевич испытывал проблемы в поединке с Ломбарди, да и вообще матч для СССР складывался тяжело – Керес тоже с трудом сделал ничью белыми против Эванса.

Вскоре на американском небосклоне взошла ярчайшая звезда – будущий чемпион мира Роберт Фишер. Увы, Бобби страшно конфликтовал с Решевским, и одновременно за команду два героя играть не могли. Тем не менее, Фишер бился за сборную с большим воодушевлением, стремился выиграть первую доску, – в 1960-м с ним нашел вечный шах Михаил Таль, а два года спустя спасся без пешки в знаменитом окончании Михаил Ботвинник. Оба раза сборная СССР выиграла с большим трудом 2,5:1,5, и уже никто не говорил, что счет маленький. В «основе» американцев появились другие шахматисты, относящиеся к игре профессионально, – бежавший из Венгрии Пал Бенко, братья Дональд и Роберт Бирны.


Ботвинник спас тяжелое окончание против Фишера благодаря блестящей идее Геллера в домашнем анализе

Словом, матч против сборной США того времени всегда был для СССР тяжелейшим испытанием, хотя очков  в турнире американцы набирали зачастую меньше, нежели венгры, югославы, чехословаки или аргентинцы. Но вот в Тель-Авиве-1964, куда звездно-полосатые приехали с Решевским, но без Фишера, их ждал жесточайший разгром 4:0!

Два года спустя американцы, как и в 1960-м, вырвали «серебро», но конкуренцию в борьбе за первое место им составить не удалось: команда СССР набрала на 5 очков больше, а в личной встрече победу чемпионам принес Михаил Таль, пробивший Роберта Бирна. Однако счастье американцев оказалось недолгим –на Олимпиаде-1968 сборная СССР разгромила принципиальных соперников 3,5:0,5, так как Фишер покинул стан команды еще до начала турнира. Олимпиада проводилась на деньги швейцарских любителей шахмат, условия проведения действительно оказались не блестящими, – Бобби заявил, что в зале накурено, освещение ужасное и требовал перенести его партию в отдельную комнату, но навстречу ему не пошли.

На Турнир Наций в Зигене-1970 США, наконец, собрала дрим-тим – Фишер, Решевский, Эванс, Бенко, Ломбарди и Меднис. Команда СССР (Спасский, Петросян, Корчной, Полугаевский, Смыслов и Геллер) взяла «золото» в серьезной борьбе, но это была борьба с венграми и югославами. В матче СССР – США решающее слово сказал чемпион мира, который нокаутировал Фишера. За партией, не отрываясь, следил посол СССР в ФРГ Семен Царапкин, который на радостях расцеловал Спасского.


Борис Спасский сражается против защиты Грюнфельда в исполнении американца

Семен Царапкин - тяжеловес холодной войны со стороны СССР

Завоевав звание чемпиона мира, Фишер больше не садился за доску в официальных турнирах. Без него американцы уступили СССР 1:3 в 1972 году и с таким же счетом в 1974-м. Тогда в Ницце Карпов, Корчной, Спасский, Петросян, Таль и Кузьмин устроили настоящую «зачистку», выиграв не только турнир, но и взяв индивидуальную медаль на каждой доске.

Олимпиаду 1976 года в Израиле сборная СССР пропускала по политическим соображениям, и американцы тут же взяли «золото», вырвав победу у Голландии, ведомой блиставшими Тимманом и Сосонко. А в Буэнос-Айресе-1978 произошел крутой поворот истории: советская команда обыграла США 3:1, но при этом не смогла обогнать венгров.

В 1980 году решающей партией в матче СССР – США стала партия Карпов-Альбурт, в которой чемпион мира не пожал руку «невозвращенцу» перед игрой, а потом убедительно сокрушил его фирменную защиту Алехина. На следующей Олимпиаде Альбурт сидел уже на второй доске, и там ему досталось от молодого Каспарова, – 3:1 выиграла команда СССР.


Сегодня у Льва Альбурта день рождения



"Мы, Лева, сегодня руки пожимать не будем", - спокойным голосом произнес советский чемпион

1984 год ознаменовался эпической битвой двух «Ка», поэтому на Олимпиаду поехали Белявский, Полгаевский, Ваганян, Тукмаков, Юсупов и Соколов. Очередное «золото» оказалось завоевано, но впервые СССР проиграла матч американцам: на 92-м ходу при откладывании Белявский уступил еще одному эмигранту Роману Джинджихашвили.


До Романа Джинджихашвили США выигрывала у СССР только в студенческих матчах, но никогда в официальных

Неприятности для СССР продолжились и в 1986 году: Каспаров отчаянно пытался переиграть в ладейном окончании Сейравана, но в итоге первой в ферзи прошла пешка Ясера! Вновь 1,5:2,5, и СССР занял первое место лишь каким-то чудом.



Карпов наблюдает за битвой Сейравана и Каспарова


Даже с мощной парой "КарКас" СССР побеждал в страшной борьбе, и американцев в частности

Вскоре американцев усилил выпущенный из СССР Борис Гулько, но в 1988-м и 1990-м команда СССР все-таки побеждала с минимальным счетом. Впрочем, Советский Союз тогда уже трещал по швам, шла перестройка, и особого политического значения эти результаты не имели.
Рассказывают, что после победы СССР над США со счетом 4:0 Фишер ядовито заметил: «Лучше бы я дал им сеанс на четырех досках!» Каруана, Накамура и Со – ребята куда более скромные, однако наверняка будут держать в памяти сухое поражение американской молодежи на последнем чемпионате мира. Но лучше оказался бы повод, чтобы посол России в Грузии всех целовал после стыкового матча. В конце концов, популярность шахмат в стране вернулась на такой уровень, что послы могут давать волю чувствам!

Совсем скоро японо-итальяно-филиппинская сборная США выйдет бороться за вторую подряд победу в Олимпиаде. Когда-нибудь в конце XXI века этот феномен (приплюсовав достижения китайской, вьетнамской и прочей молодежи, учащейся в вузах США под присмотром Гарри Кимовича Каспарова) назовут американской шахматной школой. Чем ответит школа российская?

Фото chesspro.ru, chessbase.com, автор благодарит за помощь Андрея Терехова
Командный чемпионат азиатских городов