9 марта 2017

Несбывшаяся мечта Эрхардта Поста

Третий Рейх и Соня Граф в борьбе за звание чемпионки мира


В загадочном Иране завершился один из самых драматичных женских нокаут-турниров за всю историю шахмат, который выиграла китайская шахматистка Тань Чжунъи, ставшая шестнадцатой чемпионкой мира. Произошло это в юбилейный 2017 год –через 90 лет после первого розыгрыша короны среди представительниц прекрасного пола, и через 80 лет после того, как состоялся первый официальный матч на первенство мира.

Венценосная история шахмат в женской ретроспективе нам хорошо известна: Вера Менчик, советская шахматная школа, грузинская шахматная школа, китайская шахматная школа, украинская шахматная школа и одиночные подвиги Антуанеты Стефановой, Александры Костенюк. Сегодня наш рассказ о первых сражениях за шахматный трон среди леди.

Справедливо считается, что до войны легендарная Менчик была вне конкуренции. Действительно, Вера Францевна даже боролась на равных с мастерами-мужчинами! Говорят, когда однажды Григория Яковлевича Левенфиша спросили, как с Верой сразились бы Быкова, Руденко или Рубцова, он тихо ответил: «Учитывая, что первая чемпионка представляла буржуазную Англию, хорошо, что эти матчи не состоялись!» Левенфиш знал, о чем говорит: злые языки утверждали, что мэтр «окультуривал» некоторые партии из женских союзных чемпионатов для печати – нехорошо, если подкованный советский читатель увидел бы, что финалистка зевнула фигуру или мат в один ход. Впрочем, трио чемпионок и их ближайших конкуренток это не касалось – они играли весьма прилично. Хотя, действительно, эпоха выдающихся шахматисток продолжилась с поколением, возглавляемым Ноной Гаприндашвили.

Менчик в дополнение к природному таланту и любви к шахматам посчастливилось попасть в ученицы к «тренеру чемпионов» Гезе Мароци, который помимо нее опекал и Макса Эйве. И уже в первом смотре сильнейших она показала лучшим дамам Старого Света (гости из Америки, а уж тем более Азии еще не вышли на большую арену), кто есть кто – 10,5 из 11. Три года спустя едва не случилась сенсация: в первом круге соревнования шести лучших шахматисток Вера проиграла немке Геншель и отставала от австрийской шахматистки Паулы Вольф-Кальмар, с которой свела партию вничью. Впрочем, во втором круге Менчик повергла обеих конкуренток и сохранила звание.
 
Чемпионаты 1931, 1933 и 1935 годов оказались простой формальностью. Первая леди, которая уже регулярно играла с чемпионами и претендентами, просто выиграла все партии (8 из 8, 14 из 14 и 9 из 9). Менчик исполнилось 30 лет, она пребывала в расцвете сил и собиралась царствовать еще долгие годы. Однако вскоре на ее пути появилась сильная конкурентка.

Если Вера Францевна вошла в историю могучей шахматисткой под номером один, то немку Соню Граф можно считать первой, кто познал очень специфические проблемы женских шахмат, через которые пришлось пройти некоторым выдающимся амазонкам черно-белых полей современности. Ее родители происходили из поволжских немцев, отец служил в Самарской области священником. Человеком он был весьма своевольным и сложил с себя сан, уехав с семьей в Мюнхен, чтобы попробовать себя в роли художника.

Надо сказать, что художник из Йозефа Графа получился далеко не уровня Клода Моне и Пабло Пикассо. Семья переживала трудные дни, и Граф вымещал всё свое неудовольствие на родившейся дочке. К тому времени Соня уже играла в шахматы, и спасение от домашнего тирана было одно – дневать и ночевать в шахматном клубе. Позднее шахматистка писала в автобиографической книге, что, несмотря на все унижения и издевательства, она благодарна отцу за то, что он научил ее играть.

Однажды в шахматное собрание Мюнхена зашел классик немецкой шахматной школы Зигберт Тарраш и увидел девочку, которая азартно сражалась с чемпионом клуба. Тарраш поприветствовал своего старого знакомого и…обомлел, увидев, что чемпион пытается уйти на ничью в окончании без материала. Понаблюдав за его безнадежным сопротивлением, маэстро познакомился с Соней Граф и вскоре начал с ней заниматься. Зигберту оставалось жить недолго, он умер, когда его ученица только вступила в борьбу за мировое первенство. Но успел дать девочке многое.


Талантливая немецкая шахматистка играет турнирную партию с Максом Эйве

В 1937 году Соня в отсутствие Менчик выиграла крупный женский международный турнир, а тем временем жизнь немецкого сообщества уже полностью контролировали нацисты, которые не хуже коммунистов понимали значение уникального интеллектуально-спортивного титула для своей страны. Организацией шахматных соревнований Третьего Рейха занимался мастер Эрхардт Пост – карьерист и безжалостный человек, который идеально вписывался в гитлеровскую систему. Именно Пост руководил исключением из немецкого шахматного союза всех неарийцев, а также был последовательным противником новой организации ФИДЕ.


Даже усики у мастера Поста были соответствующие

Однако в 1937-м президент ФИДЕ Рюб и немецкий союз во главе с Постом, а также ставленником Геббельса штурмовиком СА, ярым антисемитом и руководителем шахмат «Великой Германии» Отто Цандером пришли к соглашению: Соня Граф вызывает Веру Менчик на матч из 16 партий, который состоится в Земмеринге. Основания для оптимизма у организующей стороны были – прошлая, товарищеская встреча Граф против Менчик хоть и закончилась победой чемпионки мира 3:1, но в стартовой партии Соня послала именитую соперницу в нокдаун.

В.Менчик – С. Граф  

Роттердам 1934 (1)  

1. d4 d5 2. c4 e6 3. Nc3 c5 4. e3 Nf6 5. Nf3 Nc6 6. a3 Bd6 7. Bd3 0–0 8.0–0 b6 9. Qe2 Bb7 10. cxd5 exd5 11. dxc5 bxc5 12. Rd1 Ne5 13. Ba6?


Дебют белые разыграли неубедительно, а этот просмотр ставит их на край катастрофы  

13... Nxf3+ 14. gxf3 Bxh2+! 15. Kxh2 Qd6+ 16. f4 Bxa6 17. Qf3 Bb7, и черные легко выиграли.

Во второй партии Соня была близка к ничьей, но ошиблась, и в 3-4 поединках Менчик уже показала всю свою огромную практическую силу. Однако три года спустя в активе Граф были уже две турнирные победы даже над самим Рудольфом Шпильманом!

В матче, который проходил на территории Третьего Рейха, чемпионка мира уже знала, с кем имеет дело, и подошла к поединку во всеоружии. Несмотря на стартовую ничью, к шестой партии счет достиг угрожающих 5:1 в пользу Менчик, и в дальнейшем Граф удалось лишь размочить счет. В итоге 11,5:4,5 – победа чемпионки мира.

В. Менчик – С. Граф

Земмеринг 1937 (14)

1. c4 e6 2. Nc3 d5 3. d4 Nf6 4. Nf3 Nbd7 5. e3 c6 6. Bd3 Be7 7.0–0 0–0 8. e4 dxe4 9. Nxe4 Nxe4 10. Bxe4 Nf6 11. Bc2 c5 12. dxc5 Qa5 13. Be3 Bxc5 14. Bd2 Qc7 15. Bc3 Be7 16. Qe2 b6 17. Ng5 g6 18. Qf3 Bb7 19. Qh3 h5 20. Rad1


Белые с большой энергией ведут наступление, и Граф стоило попытаться поживиться хотя бы пешкой –20...Qxc4!, хотя 21.Rd4 Qb5 22.Qg3 сохраняет за белыми серьезную инициативу.

20… Ng4??   С расчетом на 21.Qxh5 Qxh2+, но 21. Rd7!, и ввиду варианта 21…Qxd7 22.Qxh5! gxh5 23.Bh7# Соне пришлось капитулировать.

На последовавшем за этим привычном круговом чемпионате мира (1937) Менчик вновь заняла первое место, набрав 14 из 14!  Граф не только потерпела поражение в личной встрече, но и отстала от второго призера итальянки Клариче Бенине.   Тем не менее, молодую немку пригласили на международный турнир в Прагу (1937), где она хоть и оказалась в нижней части турнирной таблицы, однако сыграла вничью с победителем. Турнирный сборник гласит о галантности Пауля Петровича Кереса. Шел последний тур, выдающийся эстонец обеспечил общую победу, но…  

С.Граф – П.Керес

Прага 1937  



Формально у черных лишняя сдвоенная пешка, однако вариант 34.Rg8 g6 35.Bc8+ Ka7 36.f5 gxf5 37.Bxf5 отлично иллюстрирует, кто же на самом деле играет на выигрыш.  

Несмотря ни на что, Цандер и Пост не теряли надежды доложить своему шефу: «Господин рейхсминистр, задача завоевать шахматную корону для Германии выполнена!» Управление нацистских шахмат после отстранения от черно-белой жизни в стране евреев и таких игроков, как Ефим Боголюбов, более всего верило в «чистокровного» австрийца Эриха Элисказеса (в планах существовал даже его матч с Алехиным), а также немцев Курта Рихтера и молодого Клауса Юнге, чьи успехи были пока скромнее. Существенную роль в их планах играла и Соня Граф, которая в очередной раз готовилась к турниру за звание чемпионки мира.  

Эрхардту Посту исторически не повезло. Его непосредственный патрон Отто погиб во время штурмовой операции «коричневорубашечников» 1938 года, а год спустя флагманы шахмат Третьего Рейха не вернулись в страну из далекой Аргентины, где проходили Олимпиада и чемпионат мира. Более того, в соревновании Граф участвовала без флага со свастикой, и на ее табличке было по-испански написано libre (свободный!). Пережив страшный гнет со стороны священника-художника, она всей душой ненавидела всякое притеснение свободы и нацистскую идеологию в первую очередь. Германия, великая Германия, в которой Пост лишь ненадолго пережил Гитлера, осталась в центре далекой, залитой огнем Второй мировой Европы.  

В 1939 году Граф уже боролась с Менчик на равных, и 19-туровый марафон прошел в упорной борьбе. Конкурентки шли нога в ногу, – очень многое должна была решить очная встреча.  

В.Менчик – С. Граф  

Буэнос-Айрес 1939  



Соня провела первую часть партии выше всяких похвал, и пешка на с3 должна гарантировать черным победу, которая проще всего достигалась с помощью вылазки ферзя: 54...Qh4 55.Qb7+ Kg8 56.Qb8+ Kg7 57.Qb7+ Kh6. Впрочем, спокойная тактика ничего не портит

54... h6 55. Qf1 Kg7 56. Kg3 h5 57. gxh5 Qg5+ 58. Kf2 Qf5+ 59. Bf3 Qc2+ 60. Qe2 Qxe2+  

Контрольный ход! К цели вело 60...Qb2!    

61. Kxe2 Bf5?  

Граф растерялась, победу еще обеспечивало 61...g5!, образуя «штаны».  

62. hxg 6 Kxg6?  

А это, в отличие от 62...Be6, уже проигрывает.  

63. Bxd5 Bb  64. Kd1! Bd3  

При 64...Bxa2 65.Kc2 слон пойман, но и сейчас бивень белых без помощи короля легко проталкивает к заветной восьмой горизонтали три проходные.  

65. Bc6 Kf7 66. d5 Ke7 67. e4 Kf7 68. e6+ Kf6 69. e5+ Ke7 70. Bb7 Bg6 71. Ba6 Be4 72. Bc4 Bg6 73. d6+ Kd8 74. Bb5 Черные сдались.

Какая трагедия! «Три хода, три ужасных хода подряд, которые превратили верную победу, победу ценой в чемпионский титул, в поражение…», – вспоминала Соня годы спустя. С расстройства Граф проиграла еще раз, отстав от Менчик на 2 очка, – 16 из 19 против 18 из 19. Ее чемпионская мечта была так близко, но не сбылась…  


Вера Менчик наблюдает за партией конкурентки

После чемпионата Вера Францевна отбыла в Англию и погибла во время бомбардировки Лондона ракетами ФАУ-1 (1944)... Ее историческая противница осталась в Аргентине, произвела фурор в мужском чемпионате страны, где встала вслед за призерами, выступала в сильных турнирах, которые проводились в Мар-дель-Плате. Выйдя замуж за моряка Стивенсона, Соня уехала с ним в США и стала носить двойную фамилию Граф-Стивенсон.  

Счастливая жена родила сына, написала две книги: о шахматах и о том насилии, которое ей пришлось испытать в детстве от отца. Надолго забросила доску с фигурами. Когда же муж постарел и уже не мог стабильно зарабатывать морскими походами, супруги перебрались из Южной Калифорнии в Нью-Йорк, где Граф-Стивенсон открыла шахматную школу. После длительного перерыва она приняла участие в чемпионате США, где разделила первое место с Гизелой Грессер. Победительницы отправились на турнир претенденток в Москву (1955), но Соне было уже 50, и она оказалась в середине турнирной таблицы.  


Тренер шахматисток США Герман Стейнер и Соня Граф

В 1964-м Граф-Стивенсон тяжело заболела, и понимая, что жить ей, возможно, осталось недолго, вышла на старт нового чемпионата Штатов. 55-летней бабушке по большей части противостояли шахматистки, которые годились ей минимум в дочки. Интрига сохранялась до последнего тура, но, выиграв решающий поединок, вице-чемпионка мира 1939 года взяла свой последний титул.   «Я так счастлива! Не смогла тогда, но так приятно было выиграть сейчас!» – улыбалась чемпионка США, дни которой были сочтены. 6 марта 1965 года в Нью-Йорке Соня Граф-Стивенсон отправилась в последний путь, в конце которого встретилась с давней подругой-соперницей, противостоявшей ей в борьбе за шахматную корону.



Одно из последних фото Сони Граф-Стивенсон
Турнир претендентов