26 октября 2016

Александр Грищук: Я болею за интригу в турнире!

Интервью рейтинг-фаворита Суперфиналов корреспонденту ФШНО

В ходе Суперфиналов чемпионатов России знаменитый гроссмейстер, трехкратный чемпион мира по блицу дал блиц-интервью журналисту Юрию Татаренко.

- С кем на данный момент была наиболее непростая партия?

- Непростых партий было несколько – к примеру, с Инаркиевым, когда по собственной глупости я получил проблемы. С Яковенко также проявил инициативу и резко осложнил позицию – вместо простого размена. Как бы то ни было, в ходе первой половине турнира я никому не проиграл. В плане результата это, конечно, не бог весть что, но и стыдиться нечего.

- Удобные соперники уже попадались?

- У меня таких нет. Бывает, с кем-то играешь удачно, выигрываешь постоянно, а потом раз – и проиграл. Шахматы – это всегда борьба без каких-либо гарантий.

- Вы – единственный курящий среди участников Суперфинала. Вам не отвлекают от партии постоянные отлучки?

- Вредная привычка, соглашусь. Но – давняя и приятная! Эх, нет здесь Крамника – а то мы бы с ним курили на пару… Желания бросить сигареты у меня еще толком не возникало. Завязать с курением очень просто – стоит только захотеть! Все методики бесполезны, пока реально не захочешь прекратить курить.

- В кулуарах довелось услышать: «Грищук в цейтноте? Неудивительно и совсем не страшно!»

- Да уж, регулярное попадание в цейтнот – один из самых больших моих шахматных недостатков. Увы, исправить его мне не удалось до сих пор.

- Ваши суперуспехи в блице общеизвестны. Насколько трудно для вас совместимы классические и быстрые шахматы?

- Я по-прежнему регулярно играю в турнирах с самым разным контролем времени. Блицевать – огромное удовольствие. Не думаю, что когда-нибудь откажусь от него: каждая быстрая партия с Карлсеном это настоящий праздник. Но быть только блицором – это перегруз.

- Что важнее для блицора – отличная реакция или дебютные заготовки?

- Все важно. Но главное – умение хорошо играть (улыбается). Неслучайно списки сильнейших в блице и классике совпадают на 90%.

- К слову, о сильнейших. Как вы расцениваете шансы Сергея Карякина в матче за мировую корону?

- Ну, как… Если честно, как шансы нынешней сборной России против канадцев! При этом наши должны быть в хорошей форме, а соперники – не очень свежими. Очень важен и удачный ход матча. То есть для победы над канадцами необходимо совпадение целого ряда факторов. Вот и Карлсен – явный фаворит предстоящего поединка за титул. Но если Сергей покажет свою лучшую игру, а у Магнуса наметится спад, то борьба может быть весьма напряженной.

- А кто-то в принципе способен свергнуть действующего чемпиона мира с пьедестала?

- Разумеется, рано или поздно Карлсен потеряет свои лидирующие позиции. Но на сегодняшний день он сильнейший на планете. Кто именно станет новым чемпионом мира, сказать не смогу – в конце концов, я не баба Ванга!

- В этом году в шахматную суперэлиту ворвался Ян Непомнящий – как вам кажется, удастся ли ему сохранить за собой 11-ю строчку в мировом рейтинге?

- Я всегда говорил ему: твой рейтинг должен быть на сто пунктов выше, чем ты имеешь! До недавнего времени он играл слабее, чем мог бы. Сейчас пришли результаты, достойные его таланта.

- На текущий момент вы 19-й шахматист мира. Есть ли планы догнать того же Непомнящего?

- Безусловно, в каждой партии буду играть на победу. Но конкретных планов подняться на ту или иную позицию в мировом рейтинге у меня нет. Не будем забывать, не так давно я был третьим в списке сильнейших. И хочется чего-то большего, чем первая десятка. Этот год выдался не слишком удачным, но я верю, что любые кризисы заканчиваются.

- Читаете ли вы комментарии своих партий на форумах?

- Зачем? Нервную систему себе портить? Профессиональный анализ коллег – другое дело. К примеру, с интересом прочел материал Дмитрия Кряквина о старте нынешнего Суперфинала.

- А за женскими шахматами удается следить?

- В Новосибирске мы играем с девушками в одном зале – так что это вопрос риторический! (улыбается).

- За кого из шахматисток болеете?

- Даже не знаю... В принципе, у меня со всеми хорошие отношения. Отвечу так: я болею за интригу турнира! Поэтому был рад, когда Наталье Погониной удалось выиграть у единоличного лидера Александры Костенюк, и борьба за медали сразу осложнилась.

- А у мужчин, видимо, все решится в последнем туре...

- Не знаю, посмотрим! (улыбается).

- Большой тренерский штаб привезли с собой?

- Я приехал в Новосибирск со своим секундантом, Владом Ткачевым. Последние несколько турниров я провел именно с ним.

- Привлекает ли вас профессия тренера?

- Если честно, не очень.

- Почему?

- Гораздо интереснее работать комментатором. А тренировать понемножку и абы кого не хочется. Возможно, лет через десять, я встречу яркого пацана – с искрой таланта, с характером – и тогда поработаю с ним. В ученика надо вложить всю душу. А я пока еще сам не наигрался.

- Интересны ли вам шахматы Фишера?

- Очень! Это замечательная игра.

- При этом у нее много противников…

- Не понимаю, что их может смущать? Единственная сложность – архивирование, публикацию каждой партии необходимо сопровождать изображением или записью начальной позиции. В шахматах Фишера меня очень привлекает факт отсутствия теоретических разработок. Поэтому с первых же ходов начинается живая игра!

- Другие хобби имеются?

- Разумеется. В жизни у меня вагон свободного времени! Вообще, по сравнению с гимнастами или пловцами футболисты и шахматисты – самые настоящие сачки! Тренироваться по 9 часов ежедневно – вот это, я понимаю, нагрузки… А мы даже в ходе турниров никогда не проводим столько времени за столом.

Мне интересно абсолютно все: кино, театр, музыка, выставки… На соревнованиях в дни отдыха чего только не было – карты, экскурсии, тренажерный зал! Разумеется, углубленной подготовки к предстоящему сопернику тоже никто не отменял (улыбается).

- Вы побывали в разных странах. Какая из них самая красивая?

- Даже не знаю… Безумно красиво на Фарерских островах! Замечательная кухня в Македонии – ничего вкуснее местного мяса просто не ел… В России очень много мест, где мне нравится бывать – это и Ханты-Мансийск, и Элиста… Есть только два горячо не любимых мною города: зимний Вейк-Ан-Зее и летний Лас-Вегас. В одном пронизывающий ветер, в другом адская жара.

- Ваш любимый спортсмен?

- Одного-единственного – назвать довольно трудно. Я очень люблю баскетбол и восхищаюсь в нем очень многими звездами – Майклом Джорданом, к примеру. В теннисе люблю Федерера, в боксе – Тайсона.

- С вашим ростом сами не пробовали себя в баскетболе?

- Действительно, из всех спортивных игр лучше всего мне удается проявить себя в баскетболе – на любительском уровне, конечно же (улыбается).

- Кто лучший шахматист ХХ века?

- Однозначно – Каспаров. Был еще Фишер, но он не очень долго играл на высоком уровне. А Каспаров практически 20 лет был сильнее всех.

- Довелось сразиться с 13-м чемпионом мира?

- Я сыграл с ним десяток партий. Не выиграл ни одной. Правда, тогда еще я был молод и неопытен… (улыбается).

- Переживут ли шахматы двадцать первый век?

- Вопрос надо ставить по-другому: переживет ли человечество двадцать первый век? Сейчас столько всего в мире происходит.. Но если человечество выживет, то и шахматы тоже.

- Выходит, эта старинная игра попросту бессмертна?

- Очень может быть. Надеюсь на это.

Командный чемпионат азиатских городов