16 мая 2013

Кирсан Илюмжинов: "Полсону поставлен довольно жесткий срок"

Президент ФИДЕ дал интервью Юрию Васильеву 

Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов ответил на многочисленные вопросы Юрия Васильева для газеты "Спорт-экспресс":  

– Почему Президентский совет отдал матч Индии? Не потому ли, что перед московским матчем Ананда против Бориса Гельфанда в 2012 году вы пообещали индийским организаторам, что, если победит их соотечественник, они получат следующий матч вне конкурса?

– Начнем с того, что такие гарантии давал не лично я. Так решил Президентский совет ФИДЕ. Чтобы прояснить, не пропало ли у индийских организаторов желание взять матч на первенство мира, 24 января этого года с ними состоялась встреча. Ответ был положительный, и было решено не проводить тендер по приему заявок, а отдать матч Индии. Мы предоставили Ченнаю преимущественное право еще до того, как определился претендент – Магнус Карлсен. При том что выиграть турнир претендентов в Лондоне мог и любой другой шахматист.

– Перед началом заседания Президентского совета в Баку появилось письмо, подписанное мэром Парижа, в котором говорилось, что столица Франции готова принять матч и дает более внушительный, чем Ченнай, призовой фонд. Почему ФИДЕ отвергла это предложение?

– Письмо появилось после наших контактов с новым президентом шахматной федерации Франции Диего Салазаром. Я с ним познакомился еще во время Всемирной олимпиады в Стамбуле. В Париже во время Мемориала Алехина состоялись две наши очень плодотворные встречи, в которых принимал участие Анатолий Карпов. Мы договорились о сотрудничестве и в плане проведения элитных турниров, и в плане продвижения программы "Шахматы – в школы".

Когда накануне Президентского совета г-н Салазар позвонил мне и сообщил, что есть солидная французская фирма, желающая организовать в Париже матч Ананд – Карлсен, я предложил ему договориться напрямую с представителями Ченная и пригласил его выступить в Баку. Разумеется, я только рад, что на горизонте возникла серьезная французская фирма, которая интересуется шахматами.

Но любой серьезной фирме нужно время для того, чтобы вынуть из бюджета несколько миллионов евро. ФИДЕ неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда очень заинтересованные люди из самых солидных компаний в последний момент давали задний ход, и в результате приходилось в пожарном порядке решать непростые проблемы.

– 18 лет назад я освещал для "СЭ" в индийском Сангинагаре претендентские соревнования. Играли в специально выстроенном павильоне с кондиционерами. Журналистов кормили в полевых условиях. До сих пор помню полчища мух над котлами с едой. Некоторые мои коллеги тяжело заболели в конце командировки, были больные и среди шахматистов. Все же для европейца условия в Индии весьма непростые. И пища там весьма специфическая.

– За 18 лет Индия сильно изменилась. Потом, вы же сами сказали, что в Сангинагаре были полевые условия. Ченнай – огромный современный город, где есть 18 пятизвездных отелей, один другого шикарнее. В одном из них, в отеле "Тадж", останавливался президент США Билл Клинтон с супругой, когда был с визитом в Индии. Помимо национальных там есть четыре превосходных европейских ресторана. Если команда Карлсена выберет этот отель, то из апартаментов претендент на персональном лифте сможет спуститься к месту игры и по дороге никого не встретит. Индийские организаторы готовы также предоставить Карлсену и его бригаде любое время для адаптации.

А что касается "родных стен", которые якобы должны помочь Ананду, то неизвестно, кому это на руку. Мы говорили недавно с Виши в Санкт-Петербурге, когда он играл в Мемориале Алехина, и он сказал, что очень непросто играть дома, когда миллионы болельщиков и вся индийская пресса будут ждать от тебя только победы.

Хочу отметить еще один отрадный для нас факт: во время матча в Ченнае пройдет гигантский шахматный фестиваль, в котором примут участие тысячи детей. А всего в Индии в мероприятия по программе "Шахматы – в школы" потенциально могут быть вовлечены порядка 320 миллионов человек.

– Детские шахматы – это прекрасно, но у меня есть еще вопросы о шахматах профессиональных. Почему сорвались объявленные Эндрю Полсоном этапы "Гран-при" в Лиссабоне, Мадриде? Состоится ли этап в Берлине?

– Для нас важно то, что сроки этапов "Гран-при" остались неизменными. А в том, что Лиссабон был заменен на швейцарский Цуг, не вижу ничего плохого. Не думаю, что Швейцария в чем-то хуже Португалии. А Греция – Испании. Согласны?

– С этим-то я согласен вполне. Огорчает лишь некоторая неопределенность: заявлял мистер Полсон одно, а на деле вновь вы, за счет своих средств и личных связей, "разруливаете" ситуацию. В Швейцарии вам помогла группа "Ренова" Виктора Вексельберга. Вот теперь Мадрид заменен на греческий город Салоники. Кто из ваших друзей на этот раз выручил ФИДЕ?

– Взялся помочь крупный ростовский бизнесмен, в прошлом депутат Госдумы Иван Саввиди, владелец греческого футбольного клуба "ПАОК". Недавно Иван Игнатьевич арендовал самую знаменитую гостиницу Салоник "Македония Палас", там и пройдет 4-й этап "Гран-при" ФИДЕ. Саввиди любит шахматы, сам играет, помогает шахматной федерации Греции, спонсирует детские шахматы.

– Но все же напрашивается вопрос: а чем занимался г-н Полсон? Где обещанные спонсоры?

– Критика в его адрес на Президентском совете звучала довольно резкая. Он пытается наладить контакты с крупными корпорациями, чтобы заключить пакетные соглашения, но гиганты бизнеса неповоротливы, осторожны, с ними работать очень непросто... С плеча мы рубить не стали, дали возможность Полсону попытаться все же наладить контакт с корпоративными спонсорами. При этом срок поставлен довольно жесткий – до сентября.

Турнир претендентов