20 ноября 2018

В матче Каруана - Карлсен после восьмой партии сохраняется равновесие

Ход поединка прокомментировал гроссмейстер Борис Гельфанд

В понедельник 19 ноября в столице Англии состоялась восьмая партия матча за звание чемпиона мира между Магнусом Карлсеном и Фабиано Каруаной; белые фигуры были у претендента. Фабиано вновь, как и в трех предыдущих "белых" партиях начал игру ходом королевской пешки, на что Магнус ответил сицилианской защитой с 2...Nc6. Однако продолжения дебютного спора в системе Россолимо не последовало - белые сыграли 3.d4, и вскоре на доске возник челябинский вариант, или система Свешникова.

Каруана остановил свой выбор на не самом популярном (хотя не таком уж и редком) продолжении, при котором белые получают пешечное большинство на ферзевом фланге, а черные - на королевском. Чемпион мира с первых же ходов стал подолгу задумываться и на выходе из дебюта, судя по всему, сыграл неточно - как предположили некоторые эксперты, он забыл свой анализ. Позиция черных выглядела опасной, однако Каруана не сумел найти четкого пути к перевесу. Вскоре ситуация на доске упростилась, возник эндшпиль с символическим преимуществом у белых. На 38-м ходу гроссмейстеры согласились на ничью.



Счет в матче остается равным - 4:4. Следующая партия состоится в среду 21 ноября, белые фигуры будут у Магнуса Карлсена.


Своими впечатлениями поделился с нашим сайтом гроссмейстер Борис Гельфанд.

– Фабиано сегодня сменил дебютную пластинку. Насколько ожидаемо было появление в матче челябинского варианта?

– Система Россолимо у Фабиано не особенно удачно получалась, а после 3.d4 была большая вероятность того, что на доске возникнет вариант Свешникова, потому что после 2…Nc6 это главная возможность за черных.

 Мне самому уже приходилось сталкиваться с вариантом 7.Nd5 – так против меня играл и Хикару Накамура, и несколько раз на «Щелкунчике» Григорий Опарин. План этот относительно изученный, но достаточно коварный. На последней Олимпиаде так выиграл Владимир Борисович Крамник у сербского шахматиста Рогановича. Меня больше всего удивило, что Магнус очень долго думал в дебюте. Если Крамник играет какой-то вариант, то инстинктивно хочется отнестись к этому серьезно!

Вообще, партия получилась очень интересной. Я компьютер не включал, поэтому не знаю, было ли у белых что-то реальное. Но партия боевая, и создавалось впечатление, что у белых были возможности добиться перевеса.

– В какой-то момент компьютер давал довольно большой плюс белым…

– Ничего не могу сказать. Но компьютер – дело такое… Бывает – он показывает большой перевес, а потом следует форсированная линия, которая приводит к ничьей; особенно в системе Свешникова это часто бывает. Вначале компьютер дает перевес, а потом начинаешь продвигаться по варианту, и ничего нет – получается какой-нибудь разноцвет с лишней пешкой; компьютер дает «+1», а вообще-то пора уже на ничью соглашаться. Скажем, в третьей партии компьютеры тоже писали чуть ли не «+1», а реально перевеса-то не было. Да, белые могли захватить открытую линию, но потом, как указывалось в примечаниях (в том числе на вашем сайте), черные постепенно уравнивают.

Отмечу, что ход 12.Bd2 (со мной его делал Опарин) вошел в практику через партии переписочников. Я знаю, что Фабиано очень серьезно к этому относится. Если не ошибаюсь, этот ход сделал модным израильский переписочник. Таковы современные шахматы: по партиям переписочников Каруана подготовился и получил шансы на перевес, но четкой обороной Карлсену удалось устоять.

– Насколько интересен матч с точки зрения столкновения различных подходов к игре, различных концепций?

– Ожидалось в этом плане, конечно, больше. Впервые за много лет в матче за корону встречаются такие антиподы-соперники по стилю! Но, наверное, тщательная подготовка все эти стилистические различия нивелирует. У меня ощущение, что Фабиано готов несколько лучше, но также белыми больших проблем перед соперником не ставит.

– Сергей Карякин, выступая вчера на нашем сайте, сказал, что от матча на первенство мира все-таки ждешь каких-то прорывов. Он даже вспомнил поединок Каспаров – Крамник, после которого вот уже 18 лет не выходит из моды берлинский вариант. Можно сейчас ожидать чего-то подобного, или уже настали другие времена?

– Может быть, надо Крамником быть, чтобы такие глубокие концепции поднимать? Я не знаю, внес ли кто еще такой вклад в теорию дебютов, как Крамник. Да, Каспаров существенно продвинул теорию, но Крамник сделал это где-то даже шире.

Мне кажется, у Карлсена подход к дебюту -  как в свое время у Карпова: как-нибудь проскочить бы эту неприятную стадию и начать уже играть в шахматы! Конечно, бригада у него большая, но если участник этим не живет, не вкладывает душу в изучение дебюта, то и бригада не сможет это полностью компенсировать. Что касается Фабиано, то он старается, черными хорошо поставил дебют, а белыми… Вообще, это мои репертуарные варианты - система Свешникова и система Россолимо, поэтому я рад, что к черным так просто не подбираются. Значит, не так глупо и я выбрал этот дебют и до сих пор играю его.

Понятно, что в наши дни труднее бороться за перевес. Какие-то варианты кажутся неприятными, но с помощью мощных компьютеров опасные места часто удается нейтрализовать, а дальше возникают просто игровые позиции.

– Много можно провести параллелей между нынешним матчем и вашим поединком с Анандом 2012 года?

– Мне кажется, не так уж много; у нас и дебюты немножко другие были. В конце матча мы проверяли вариант 3.Bb5 – вижу единственную параллель. У нас с Анандом более близкая манера игры, – по крайней мере, с Анандом образца 2012 года. Он тогда был уже одним из главных дебютчиков мира, мы оба относились к подготовке серьезно. Магнус тоже относится серьезно, но для него это необходимость, как мне кажется, а не радость.

– Грищук сказал пару дней назад, что он болеет за 12 ничьих в основное время. А у тебя какие ожидания? Будут все партии с классическим контролем ничейными, или кто-то кого-то «пробьет»?

– У Саши прекрасное чувство юмора, как мы все знаем! Раз уж мы вспомнили Грищука, я бы его и процитировал. Он говорил: «В шахматах после нескольких партий любят давать статистическую выкладку, а в покере статистика начинается с 10 тысяч случаев». Очень актуально, по-моему! Нет статистической базы для каких-то обобщений. Понятно, что любая партия может быть результативной. Могла быть первая, и матч бы пошел по-другому, могли быть и какие-то другие. Идет напряженная борьба, и с каждой партией напряжение возрастает, как и вероятность ошибки. Всё может быть. Я прогнозы делать не люблю - скоро всё сами увидим!

Вопросы задавал Владимир Барский

Фотографии пресс-службы World Chess


Турнирная страница.



Командный чемпионат азиатских городов