21 июля 2013

Вячеслав Цинцадзе: За шахматным столом нет матроса и адмирала

Президент Шахматной федерации Приморского края дал интервью агентству "РИА Новости"

Вячеслав Цинцадзе: За шахматным столом нет матроса и адмирала (фото В. Папина)
Вячеслав Цинцадзе: За шахматным столом нет матроса и адмирала (фото В. Папина)
Накануне Международного дня шахмат президент Шахматной федерации Приморского края, кандидат в мастера спорта, полковник в отставке Вячеслав Цинцадзе ответил на вопросы корреспондента агентства "РИА Новости".

— Когда вы увлеклись шахматами и почему выбрали именно эту игру?

— Когда меня спрашивают: с чего ты начинал, отвечаю с улыбкой, что родился с шахматами в руках. Мое детство прошло в Тбилиси. В то время было очень много различных спортивных, технических, творческих кружков, в которых занимались сотни детей. В спортивные секции они записывались целыми компаниями, кто-то ходил на шахматы, кто на футбол, а кто на борьбу. Это были доминантные виды спорта. Нам хотелось туда ходить еще потому, что это было нормой особого по тем временам воспитания. Мы в детстве хотели в космос полететь, стать военачальниками, быть похожими на Гагарина, на Жукова. 

Шахматами я увлекся еще в школе, был призером многих детских и юношеских соревнований. В турнирах я и мои сверстники участвовали уже с первого класса. Педагогами у нас были любители, чаще всего учителя математики. Эта игра развивала мышление, формировался технический склад ума. Меня захватили и увлекли шахматы, они требовали не только думать, но еще были красивой игрой.

Увлечение шахматами осталось со мной на всю жизнь. После школы я пошел в Харьковское авиационное училище, где продолжил занятия любимой игрой, выступал за училище на многих соревнованиях, завоевывая призовые места. Когда в 1967 году я приехал в Приморье служить в морской авиации Тихоокеанского флота, шахматы у пилотов и техников тоже были очень популярны. Наряду с чемпионатами флота, отдельно проводились турниры в авиации. Во время службы параллельно занимался шахматами. В воинских частях создавал небольшие кружки шахматистов. Это было просто, ведь тогда в частях в комнатах отдыха обязательно были настольные игры, в том числе – шахматы и шашки. Вместе с сослуживцами мы проводили турниры по субботам и воскресеньям. Выделялись даже на каждого участника по шесть рублей 20 копеек на чай и булочку.

Потом я перевелся служить в Кневичи, там организовал шахматный клуб "Гамбит четырех коней". Затем, когда служил в Шкотово, на кораблях наладил регулярное проведение турниров. Как сейчас помню, некоторые из них специально на обед закрывались и тренировались, чтобы меня обыграть.

Когда в 1987 году я перевелся во Владивосток, в Дом Офицеров Флота, и стал его руководителем, то первым делом создал 
шахматный клуб. Проводил различные соревнования, например, шахматы выходного дня, где играли все желающие от матроса до командующего.

— Наверное, шахматы помогали вам знакомиться с людьми, со многими ли вы общаетесь и играете до сих пор?

— Да, с очень многим талантливыми и известными шахматистами я познакомился во время военной службы. Один из самых старых моих друзей Роберт Клочко, ныне тренер по шахматам. Мы с ним бывшие служащие морской авиации, не раз встречались на шахматных турнирах и общаемся до сих пор.

Если однажды "скрестил шпаги" за шахматным столом, то с человеком продолжаешь общаться потом еще долгие годы. Шахматисты постоянно общаются, звонят друг другу, обсуждают хорошие игры и совершенные ошибки.

За шахматным столом нет матроса и адмирала – есть только два соперника, стан черных и стан белых фигур. Даже когда командующий Тихоокеанским флотом адмирал Геннадий Хватов проигрывал, он хвалил соперника и поощрял. Главное не только проигрыш или поражение, но и уважение к сопернику. В шахматах, как и в любом спорте, есть свой этикет. Нельзя не подать руку, иначе могут на турнир не пригласить. Если силен, то доказывай это на доске.

Случалось мне встречаться с чемпионом мира по шахматам Борисом Спасским в 2001 и гроссмейстером Гарри Каспаровым, когда он приезжал во Владивосток в 2005 году. Правда, сыграть с ним я не решился – нужно уметь оценивать свои силы. А вот один из шахматистов-ветеранов Приморья во время сеанса одновременной игры с Борисом Спасским добился ничьей. Встреча с гроссмейстером это всегда большой опыт.

 У нынешней молодежи сегодня немало новых увлечений, в том числе интернет, виртуальное общение, но тянется ли она сегодня к шахматам?

— Я уже больше 23 лет руковожу Приморской краевой шахматной федерацией и могу сказать, что сейчас есть настоящий шахматный бум среди детей, как во Владивостоке, так и в других городах края. Очень много перспективных шахматистов в возрасте от 5 до 15 лет. Все молодые дарования раскрываются во время крупных турниров. Мальчики сильнее интересуются шахматами, чем девочки. 

Сейчас только отобранных нами 300 юных шахматистов и еще больше просто интересуется этой игрой. Большинство отсеиваются на уровне школьных соревнований. Лучшие выходят на уровень городских соревнований. Вот из них мы выбираем первую пятерку финалистов и начинаем с ними работать. Это своего рода селекция. Уже есть результаты, например, три года подряд Кирилл Шубин у нас чемпион Приморья и Дальнего Востока. Ему всего десять лет, а он уже кандидат в мастера спорта по шахматам.

У детей сейчас все возможности на руках. Они изучают шахматы не только с опытными тренерами, но и через интернет. Огромный объем информации, который они находят в сети, способствует раннему развитию интеллекта. Дети быстро схватывают суть игры в шахматы, активно пользуются техническими новинками. Раньше не было таких возможностей и у родителей. Моя матушка и отец в три смены работали на заводе.

Моя задача на протяжении 20 лет – воспитать гроссмейстера. Но пока это мечта. Многие останавливались на звании международных мастеров. Я возлагаю очень большие надежды именно на молодежь. Вот Шубина и еще нескольких шахматистов думаем привести к чемпионским титулам, главное им в 10-12 лет попасть в Российскую шахматную федерацию.

 Что больше всего беспокоит сейчас руководство Приморской краевой шахматной федерации?

— Сейчас в шахматных клубах края немало проблем, в том числе финансовых. После 90-х многое рухнуло. Был прекрасный клуб в Уссурийске, но его не стало. Во Владивостоке было два хороших шахматных клуба на Партизанском проспекте и рядом с центральной площадью, но и их уже нет. Когда-то в Пушкинском театре был клуб, созданный еще в 30-х годах прошлого века.

Кроме того, раньше очень хорошо были развиты на Тихоокеанском флоте. Флот проводил мемориальные турниры памяти адмирала Сабанеева и приморского гроссмейстера Зайцева. Во Владивостоке в Адмиральском сквере были сеансы одновременной игры. В Доме Офицеров Флота был клуб и на улице Алеутской тоже.

Сейчас шахматы живы в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Нам выделили помещение 160 квадратных метров на острове Русском. Также в крае сохранились клубы в Арсеньеве, Дальнегорске, Уссурийске, Находке и Артеме.

Мода на другие виды спорта, более доходные – футбол, баскетбол, пляжный волейбол. И когда многое измеряется деньгами, шахматы проигрывают, ведь это не зрелищный вид спорта. Есть непонимание между старыми тренерами и теми, кто хочет просто с детей деньги за турниры собирать. Бизнес-планы, бизнес-проекты, как ржавчина поели нравственную, эстетическую и интеллигентную стороны шахмат.

Победителям помогают конечно, например, их поездки на соревнования финансирует краевой спорткомитет: оплачивают проживание, питание, дорогу. Хотя в международную федерацию шахмат очень сложно попасть местным игрокам.

Так, я хотел, чтобы молодой международный мастер Гриценко поучаствовал в чемпионате, но ему не хватает 50-ти очков, у него 2400, а нужно 2450. А такое можно получить только в Москве. Там турниров много. Поэтому я стараюсь приглашать именитых игроков во Владивосток.

— Какие перспективы у шахматного спорта в Приморье, что нового появится и как он будет развиваться в ближайшие годы?

— Мы сейчас по лекалам шахматного факультета Белгородского государственного университета планируем создать свой, где мы могли бы готовить тренеров, судей и специалистов, то есть, собственных шахматистов. Есть у нас люди, которые хотят связать свою жизнь с такой профессиональной деятельностью.

Турнир претендентов