28 октября 2016

Александра Костенюк: В Новосибирске я очень быстро перешла на «шахматный» режим

Чемпионка России ответила на вопросы Этери Кублашвили 

- Саша, поздравляю с победой! Ты блестяще выступила, показала прекрасный результат, а что скажешь о качестве игры? Какой партией особенно довольна?

- Спасибо. Оценки очень тяжело пока давать, более серьезный анализ будет проделан чуть позже. Пока можно говорить только о результате, которым я, конечно, довольна, потому что достаточно ровно прошла такой сложный турнир. Но есть два момента, которые сразу «всплывают», которыми я горжусь и за которые могу себя похвалить.

В первой партии с Настей Боднарук, когда я уже выпустила перевес, но соперница ошиблась ходом 59. Bh8?.

А. Боднарук – А. Костенюк


Ход черных           

Все происходило примерно на двух минутах. Я собралась, посчитала и в конце нашла точный выигрыш: 59…h3! 60. Rxd8 h2, и пешка прошла. Как-то все очень красиво получилось, этюдно.

Второй очень важный момент был в партии десятого тура с Женей Овод, когда я тоже буквально на последних минутах нашла важный ресурс.

А. Костенюк - Е. Овод


Ход белых            

61. Rxc4!

Это был сильнейший ход. И хотя позиция уже в пределах равенства, но мне было легче играть на висячем флажке.

Эти два момента для меня выделяются.


- Кроме шахматных достижений, чем турнир запомнился?

- Сложно сказать, честно говоря. Очень быстро я перешла на «шахматный» режим. Спала и играла в шахматы во сне. Очень была довольна, когда в выходной день удалось поспать, не играя в шахматы, не анализируя. Ведь доходило до того, что я во сне анализировала какую-то позицию, дебютный вариант и понимала, что сплю и анализирую. Думала: «Ну ладно, я не знаю, как там играть, может быть, во сне я что-нибудь наанализирую». И под конец уже ни спать, ни есть, ни пить – ничего не хотелось. Только шахматы. Чем-то другим заниматься не было ни сил, ни времени, ни желания.

- Выходной, значит, прошел очень спокойно?

- Да, я переделала какие-то дела, которые запланировала, а вечером мы сходили в театр. Тут надо сказать «спасибо» организаторам, потому что впервые было предложено своеобразное «меню» по интересам, и участники могли выбрать, куда они хотят пойти. Такого я не припомню. Мелочь, а приятно!

- Вернёмся к шахматам. Был ли момент, когда ты поняла, что можешь выиграть турнир?

- Сложно сказать. Всегда надеешься, но остаешься начеку. Старт был очень хороший – 4 из 4. Я так не стартовала до этого. У меня была только одна победа на чемпионатах России, в 2005 году. Посмотрела: там я стартовала 2 из 2. Но когда я проиграла Наташе и затем две партии сыграла вничью, то все стало достаточно тяжело и непонятно. Меня как раз Наташа догнала. Даже когда я играла в десятом туре, и отрыв был приличный – полтора очка, то все равно все было непонятно. И к тому же партия стала медленно катиться под откос ближе ко второму контролю, а в случае поражения…


- И Настя с Наташей выиграли.

- Да, и девочки выиграли. Поэтому все до последнего момента было неясно.

- В прошлом году ты говорила мне в интервью, что собираешься постепенно уходить из профессиональных шахмат. Эта победа переломит твое решение?

- Каждый раз собираюсь (смеется). Даже не знаю, не могу сказать. Понятно, что когда побеждаешь, мыслей таких нет, но каждый раз я говорю: «Вот этот год доиграю, и надо прекращать». Но думаю, что это стандартные разговоры всех шахматистов, достигших определенного уровня и уже давно играющих в шахматы. Проблемы мотивации остаются, для меня – особенно между турнирами.

Я привыкла к такому режиму, когда живу турниром, подготовкой от партии к партии. Но между турнирами надо, как я считаю, намного больше работать, заниматься, если ты считаешь себя профессионалом. А есть куча других вещей, проектов, и это все очень утомляет. Из-за этого я говорю, что надо прекращать это дело, но, думаю, что я буду постоянно это говорить.

- Насколько велика заслуга мужа в победе?

- Велика, конечно, велика. Он создает и атмосферу, и в случае любых эмоций – положительных или отрицательных, является, скажем так, громоотводом. Так что у него не самая простая задача.

Когда мы начинали ездить на турниры, где-то первый год, если не больше, все соревнования заканчивались потерей моего рейтинга. Но потихонечку мы срабатывались, постепенно начали выходить в «плюс», и вот сейчас уже и победы пришли (смеется).


- Насколько я понимаю, Павел – твой единственный тренер? Или есть еще помощники, если не секрет?

- Нет, я на данный момент только с ним, если можно так сказать, работаю. На самом деле так получилось стихийно: мы сначала начали встречаться, а потом он заодно и помогать мне стал. Как-то так получилось автоматически, я его как тренера не рассматривала, но так вышло. Сейчас доработались до чемпионства (смеется).

- Организация турнира понравилась?

- Да. Мне очень понравилась гостиница, чувствовалось, что она новая. Так как я очень много времени провожу в отеле, то первый запах, который ты ощущаешь, когда входишь в номер, очень для меня важен. Первое впечатление от номера, самой гостиницы очень важно.

И организаторы старались все делать по-максимуму. Играли в музее, где, конечно, есть свои особенности, но на самом деле, я считаю, мы просто избалованы работой Российской шахматной федерации, Фонда Тимченко, которые предоставляют нам возможность принимать участие в такого рода турнирах. И призовой фонд, и уровень организации год от года только улучшаются. Каждый раз с радостью принимаю участие в Суперфиналах и думаю о предстоящей возможности сыграть.


- Что касается приза, то в этот раз победители получают автомобили Renault Kapturот стратегического партнёра РШФ компании Renault Россия. Какие у тебя вообще отношения с машинами? Какой стаж? Какие автомобили предпочитаешь? Кроме того, как выяснилось, у тебя пока нет российских прав…

- Вожу я уже давно, наверное, 15 лет скоро будет. Да, так получилось, что у меня нет российских прав, то есть я за границей вожу, поэтому когда узнала, что первый приз будет автомобиль, то была очень мотивирована. Я начала узнавать, как получать российские права, записалась в автошколу, стала проходить онлайн-уроки, сдавать тесты… Теперь надо заняться получением российских прав.

При этом не могу сказать, что сильно разбираюсь в машинах. Не люблю водить, для меня машина – это средство передвижения.

- Ну, в Америке без нее никак, да?

- Да, невозможно не ездить. Но там, где можно передвигаться своим ходом, я передвигаюсь. В Москве часто езжу «на своих двоих». А когда я в Америке, то и ребенка вожу, и сама езжу.


- Нельзя обойти тему Олимпиады. Часто обсуждалась, но вот мнений шахматисток женской сборной было озвучено не так уж много. Разве что твое участие в передаче на «Матч ТВ». По ощущениям, сильно вырос общий уровень в женских шахматах?

- Наверное, да. Особенно уровень ведущих шахматисток вырос в последние годы. Не могу точно сказать, из-за чего этот своего рода качественный скачок произошел. Может быть, из-за того, что женщины стали больше играть в мужских турнирах или работать с сильными шахматистами. Так или иначе, наблюдается достаточно серьезный уровень подготовки.

Вообще, Олимпиада – это сложная тема, но я считаю, что если судить по тому, как наши шахматистки и тренеры выкладывались, работали – все было хорошо. Все-таки командный турнир – это очень тонкая материя, и на какой-то период ты должен стать одним целым с командой, единым организмом с другими людьми. Иногда бывают турниры, где мы побеждаем, но все-таки личные интересы входят в некоторое противоречие с интересами других участников команды. В этот раз все было хорошо, как мне казалось. И тренеры демонстрировали полную самоотдачу, и участницы, но надо понимать, что это игра, спорт. Мы три раза подряд выигрывали Олимпиаду, да и в этот раз, несмотря на провальную середину, мы в последнем туре боролись за «золото». Просто у нас была ситуация «пан или пропал», нам немножко не хватило, но несмотря на все это мы были в борьбе за первенство. Поэтому сказать, что совсем все не получилось, я не могу.

Безусловно, надо сделать выводы. Я уже много лет говорю, что работа со сборной должна вестись регулярно. То есть мы должны собираться не два раза в год, а на регулярной основе – раз в неделю, в две недели. Это очень важно, особенно для женских шахмат, потому что мотивирует. Когда есть семья, дети, другие заботы, женщинам очень важны наставник и направление. Может быть, даже больше, чем мужчинам. Мне кажется, над этим направлением стоит подумать.

Что касается выступления каждой из участниц, то я уверена, что тренеры над этим думают постоянно. В следующем году нас ждут два командных соревнования: чемпионат мира и Европы. Поэтому будет где «отреваншироваться» и показать, что это четвертое место – не то место, на котором мы привыкли себя видеть.

- Теперь про личные турниры. Твое ближайшее соревнование – этап Гран-при ФИДЕ в Ханты-Мансийске. По очкам у тебя есть шансы на победу в серии. Ты считала расклады?

- Да, теоретические шансы есть. Там очень сложная система, и я, честно говоря, даже не особо слежу… Для меня Гран-при всегда был очень непростой серией, я соглашалась на нее только ради тренировки. Потому что в первых турнирах я два раза заняла последние места, а турниры такие сильные, что если что-то пошло не так, то просто приходишь на следующий тур и надеешься, что не продолжится эта негативная серия. Поэтому я всегда с опаской думаю о предстоящем соревновании Гран-при, просто надеюсь, что удастся показать хорошую игру. Про результат не думаю совершенно. Сейчас надо отдохнуть, набраться сил, провести анализ, работу над ошибками, потому что Суперфинал был очень энергозатратным, ведь каждая победа дается непросто. И снова в бой.


- В Новосибирске находила время для бега?

- Каждый день я бегала в тренажерном зале и два раза мы бегали в Первомайском сквере.

- Погода не помешала?

- «Минус» нас не пугает, но мешал гололед. Но когда выпал снег, то два последних дня мы бегали, и было, наоборот, очень приятно: легкий мороз, снег, такая небольшая новогодняя сказка. Нового года очень захотелось!

Вообще, я на турнирах стараюсь бегать, потому что мне это помогает восстанавливаться, независимо от результата. Поэтому принципиально важно найти место, где можно бегать.

- Помимо спорта ты активно занимаешься популяризацией шахмат. Не так давно у тебя вышли «Прописи», планируешь ли продолжать серию?

- Да, вышли «Прописи» и «Рабочие тетради», и в январе я планировала заняться материалами второго года обучения. Три-четыре года хочется сделать, чтобы продолжалась та программа для дошкольников (от 3 до 7 лет), которая есть.

Кроме того, существует мой Кубок, который я провела в этом году между Олимпиадой и чемпионатом России по быстрым шахматам и блицу.

- В этот раз в Подольске?

- Да, поближе к Москве. Было одно новшество - в турнире до 12 лет я попыталась собрать ведущих девочек. Те, кто смог приехать, сыграли круговой турнир.

У меня есть желание продолжить работу в этом направлении, потому что детские шахматы – интересная и очень благодарная тема, которая сейчас активно развивается. Когда видишь эти детские глаза, то понимаешь, во что ты вкладываешь силы и энергию.

Так что, да, у меня Кубок, книги, и, в принципе, со всеми поездками, с попыткой найти баланс между семьей и профессиональной жизнью других хобби, кроме бега и спорта в целом, у меня нет. Не хватает времени.


- А еще в Париже у вас открылась Академия.

- Да, в этом году мы открыли секцию при Российском центре науки и культуры. У нас учатся две группы, занятия проходят раз в неделю. Когда можем, то или Павел, или я ведем. Константин Ланда также помогает. Занятия ведутся на русском языке, каждый раз мы готовим домашние задания, на уроках это все обсуждается. Так что времени на что-либо еще практически не хватает.

- А дочь играет в шахматы?

- В шахматы не играет. Она знает правила, сыграла несколько турниров, но говорит: «Мама, я не люблю». Наверное, я слишком усердствовала в том, чтобы ее привлечь к шахматам. Считаю, что сама виновата. Для нее это было стрессом, потому что она очень ответственный человечек, и, наверное, я зря ее очень рано в турниры записывала. Она не хотела маму расстроить, и, в общем, тяжело очень ей было.

Но она спортивная девочка, очень много чем занимается. Кроме спорта еще и поет, выступает. У нее сейчас музыкальная группа, так что меня дочь – поп-звезда (смеется).

- Достойное продолжение династии!

- Да, сейчас мы постоянно поем. И в теннис еще играть стала. До этого много лет занималась фигурным катанием, а сейчас не хватает времени, каток там достаточно далеко. Мы пытались два раза в неделю ездить, но сейчас из-за тенниса и музыкальной группы забросили. В Москву приедет на Новый год и будет кататься на коньках. Я уже очень этого жду.

- Здорово! Спасибо за беседу и удачи на Гран-при!

- Спасибо.

Фотографии Алексея Цилера и Этери Кублашвили