26 ноября 2015

Александра Костенюк: Чувствую себя гвардейцем сборной

12-я чемпионка мира ответила на вопросы Этери Кублашвили

– Александра, поздравляю тебя и всю команду с «золотом» чемпионата Европы! Казалось, что в этот раз вы играли еще более уверенно, чем обычно. Так ли это?

– Спасибо за поздравление. Сложно сказать, насколько увереннее, чем обычно, мы играли, потому что у каждого турнира своя специфика, и, несмотря на кажущуюся порой простоту, легких побед не бывает. У нас были тяжелые переломные моменты, которые, тем не менее, нам как-то удалось обернуть себе на пользу.

Непросто складывался, например, матч с Арменией. Как ни странно, невзирая на разницу в рейтинге, у нас получился очень трудный матч с итальянками: в какой-то момент у Вали было проиграно (она в итоге проиграла), у меня было проиграно (хотя, в конце концов, мне удалось выиграть), у Кати равная позиция и только Саша выигрывала.

Но после матча с Грузией стало проще, хотя, повторюсь, в каждой встрече были определенные опасения.


Матч Грузия - Россия завершился со счетом 3,5:0,5 в пользу россиянок

– Единственную ничью вы сделали с украинскими шахматистками. Как проходил этот матч?

– Не так плохо: насколько я понимаю, на поражение мы не стояли. У Кати с дебюта была комфортная позиция, у Саши тоже, в итоге они и победили белыми. На «черных» досках, наверное, только у меня была возможность спастись. Вначале у меня была неплохая позиция, а потом я зевнула неприятный маневр, и инициатива перешла к белым. В цейтноте у меня появились шансы склонить чашу весов на свою сторону, но не получилось. Счет 2:2, матч достаточно ровный: две победы белыми, два поражения черными.

Но так как задел уже был положен, мы лидировали, то и эта ничья уже ничего не испортила. Скорее, наоборот, открыла нам дорогу к первому месту, поскольку мы сыграли вничью с последним основным конкурентом, и дальше всё было в наших руках.

– Все знают, что у вас очень сплоченная команда, девушки и тренеры в прекрасных отношениях друг с другом. В этот раз был «новичок» – Настя Боднарук; как она вписалась в коллектив?

– Всё замечательно, этот чемпионат не стал исключением. Все девочки очень приятные в общении, все очень профессионально подходят к турниру, к сборам. Мы разные, у каждой есть сильные и слабые стороны в шахматном плане, особенности стиля. Это, мне кажется, и создает сплоченную команду, потому что каждая добавляет что-то свое.

К сожалению, Насте удалось сыграть не так много партий, но она, тем не менее, не унывала. В последнем решающем матче Настя одержала очень убедительную победу черными. Надеюсь, у нее останутся хорошие впечатления о своем дебюте за сборную. Уверена, что для Насти и всех нас с пользой прошел и сам турнир, и сборы.

Хочу сказать слова благодарности тренерам и еще раз подчеркнуть ту особенную атмосферу, которая, наверное, отличает нашу сборную. Это очень важно: когда почти месяц проводишь вместе с командой, нужно, чтобы отношения были хорошими.


На сборах со старшим тренером Сергеем Рублевским

– Это был твой первый визит в Исландию? Понравились организация и место проведения?

– Да, в Исландии я была в первый раз. Организация нормальная; турниров уже сыграно много, есть с чем сравнить. Не было феерического открытия или закрытия, они прошли достаточно скромно, но всё, что нужно для комфортной игры, присутствовало. Каких-то ярких особенностей именно в шахматной организации я не могу отметить, однако хозяева сделали свою работу вполне удовлетворительно. Турнир прошел хорошо; нареканий к гостинице, питанию или к турнирному залу я ни от кого не слышала. В принципе, в шахматном плане всё было хорошо сделано.

Можно выразить сожаление, что не так много удалось увидеть. Но мы прилетели на день раньше, и это позволило отдохнуть после непростого длительно перелета. К тому же я не играла первый тур, что мне тоже, наверное, помогло, поскольку осень получилась весьма напряженной – я играла весь октябрь. А потом, как показал турнир, возможности отдыхать больше не было, я сыграла оставшиеся 8 партий.

В выходной день мы съездили на гейзеры, то есть что-то удалось увидеть. Хотелось бы чуть больше, но, тем не менее, какое-то впечатление сложилось. Хотя, наверное, красотами этой северной страны лучше наслаждаться летом, либо следовало одеваться теплее (смеется).


У гейзера

– Давай немного поговорим про сборы. Видеосюжет «Матч ТВ» показал, что в футбол из девушек играешь только ты…

– Нет, я не единственная, кто играет в футбол. На самом деле, вначале Катя Лагно и Настя Боднарук тоже играли, но потом в силу разных причин на поле осталась только я, но это было, скорее, желание тренеров.

– Любишь играть в футбол?

– Люблю, но редко удается. На самом деле, сборы – это чуть ли не единственная возможность поиграть в футбол, потому что нужны две команды, поле, одним словом – много всего. Если предоставляется такая возможность, я с удовольствием играю. Рада была на «Круглом» пару раз побегать с мячом, получила большой заряд положительных эмоций!


 

– Ежедневно, скажем так, «рутинно», как много времени уделяешь спорту и как много – шахматам?

– Рутины не так много. Когда идут турниры, то появляется особое расписание, а между соревнованиями я стараюсь регулярно заниматься спортом: бегаю, играю в большой теннис.

– Каждый день?

– Если я дома, где это можно сделать, то каждый день. Но все-таки, когда я приезжаю домой, то стараюсь проводить максимально много времени с дочкой. Получается, что на спорт трачу час или два, на шахматы – четыре-пять часов, остальное время – с дочкой. И в принципе, мало на что другое остается времени.

– После победы на чемпионате Европы ты вместе с Петром Свидлером и Яном Непомнящим приняла участие в программе «Вечерний Ургант». Как всё прошло? Понравилось?

– Всё очень хорошо, весело. Всегда приятно, когда отмечают победы не только в шахматном мире, довольно маленьком и закрытом, но и за его пределами. Рассказывать про наш шахматный мир стоит, если мы хотим привлечь больше людей, сделать так, чтобы за нами следили и болели за нас. Такие возможности очень важны для шахмат. Надеюсь, что наша программа скоро выйдет в эфир.


 Иван Ургант в окружении гроссмейстеров

– Ты сама хотела бы попробовать себя в роли ведущей? Есть ли у тебя какие-нибудь проекты в Интернете, например?

– Как ни странно об этом говорить, но сейчас всё чаще и чаще я задумываюсь об окончании карьеры, так как не знаю, сколько смогу еще активно играть. Я рада видеть, что у нас подрастает новое поколение, более молодые девочки. На самом деле, чувствую себя гвардейцем сборной, ведь за команду играю с 2002 года, а это достаточно приличный срок.

Да, я рассматриваю различные предложения, обдумываю возможности. Я очень хочу, чтобы шахматы остались в моей жизни. Уверена, что даже когда я прекращу играть профессионально, они останутся. Надеюсь, смогу проявить себя не только за шахматной доской.


Бронзовые медалисты чемпионата Европы 2003 года (Пловдив): Алиса Галлямова, Светлана Матвеева и Александра Костенюк с тренером Юрием Яковичем 

– На твой взгляд, сколько может продолжаться активная карьера шахматистки?

– Можно взять пример Пии Крамлинг, которая играет до сих пор, и очень успешно играет. Она единственная из первых 16 шахматисток, имеющих рейтинг более 2500, кто выступает на турнирах так долго. Есть шахматистки, которым чуть за 20 или чуть за 30, и всё, потом – Крамлинг, она единственная в своем роде.

Поэтому играть-то, наверное, можно долго, но вопрос – насколько успешно? Это очень индивидуальный вопрос. Пока есть результаты, желание, силы, прежде всего, работать над шахматами, выдерживать достаточно длительные турнирные дистанции, я буду играть. А потом посмотрим.

– Шахматы для тебя – это по-прежнему огромный труд, работа, или уже появляется ощущение интересного занятия, от которого просто получаешь удовольствие?

– Очень сложно сказать, наверное, тут есть всё понемногу. Есть моменты в шахматах, которые я обожаю, ради которых тренируюсь, занимаюсь, уезжаю от семьи на длительный срок. Скажем так, шахматы – это любимая работа. Есть некоторые вещи, которые я не очень люблю делать, но без труда очень тяжело совершенствоваться в чем бы то ни было. Поэтому до сих пор я играю и получаю удовольствие от общения и с шахматами, и с шахматистами.


 

– Женщина может зарабатывать шахматами?

– Может; я считаю шахматы профессией и зарабатываю шахматами.

– Расскажи, пожалуйста, о Кубке Александры Костенюк и своей школе.

– Кубок – это ежегодный турнир, который много лет проводился в Калининградской области при поддержке регионального Министерства спорта. Возможно, в следующем году организуем его поближе к столице. Получаю очень много просьб от родителей детей, которым все-таки тяжело добираться до Калининграда.

Что касается школы, то это маленькое, частное «предприятие». Этот проект ведет моя мама, она – его сердце и движущая сила. В школу ходят заниматься дети от трех до семи лет, дошкольники. Преподавание шахмат у нас – это не изучение спортивного предмета, а подготовка детей к школе, способ интеллектуального развития. Естественно, дети учат шахматные правила, ходы фигур, но основной целью является именно развитие ребенка и подготовка его к учебе.


С участниками Кубка Александры Костенюк

– Еще одним аспектом твоей деятельности была работа в Женской комиссии ФИДЕ…

– …которая прекратилась несколько лет назад. Это была работа на общественных началах, и когда, как часто бывает в подобного рода комиссиях, начались какие-то склоки и борьба за власть, я поняла, что это не для меня. Я делала эту работу только для того, чтобы помочь женским шахматам, и борьба за что-то, некую власть, не входила в мои планы. Поэтому я удалилась.

Однако я продолжаю заниматься популяризацией шахмат, насколько это возможно. Особенно – детских шахмат. На самом деле, если говорить про мои проекты, то большинство их них связано именно с детскими шахматами.

Так, в этом году вышли мои «Шахматные прописи для самых умных ребят», над которыми я много лет работала, и работа эта была непростой. Я очень рада, что удалось их издать, и очень ими горжусь. Мне кажется, получилась хорошая, яркая книжка для детей, интересная.

– Здорово! Еще хотелось бы вернуться к женским шахматам. Недавно в интервью сайту Chess-news.ru Левон Аронян сказал, что женские турниры надо отменить, и тогда женщины начнут играть на равных с мужчинами. Что об этом думаешь?

– Я читала это интервью (смеется). Я думала над этим, неоднократно обсуждала этот вопрос. Я понимаю, что имеет в виду Левон и, наверняка он прав в том смысле, что если мы хотим вырастить из женщин сильных мужских гроссмейстеров, то им, возможно, надо играть только с мужчинами. Но тогда мы закроем шахматы как профессию для женщин, это надо понимать. Если не будут проводиться женские турниры, то женские шахматы умрут, поскольку зарабатывать игрой смогут единицы. И я не считаю, что это нужно.

Смотря чего мы добиваемся: если хотим вырастить мужских гроссмейстеров, тогда он прав, если хотим развивать женские шахматы, то неправ. Это вопрос приоритетов.


Самое популярное шахматное селфи 2015 года объединило и мужчин, и женщин

– Ситуация в женских шахматах за последние 10-15 лет сильно изменилась?

– Безусловно, ситуация улучшилась, сейчас проходит очень много женских турниров. Тут ФИДЕ делает достаточно много. Например, сейчас не успел закончиться один турнир, как мы уже летим в Рим на другой. Календарь часто бывает настолько насыщен событиями, что иногда приходится отказываться от каких-то соревнований.

Также очень радует, что такие сильные опены, как Qatar Masters или Tradewise Gibraltar Chess Festival, предоставляют женщинам хорошие призы, а не 50 евро, как часто бывает. Когда я была в комиссии ФИДЕ, то хотела запретить такое, потому что мужские и женские призы должны распределяться пропорционально.

А вот в Катаре и Гибралтаре будут очень хорошие призы для женщин, за что выражаю благодарность организаторам. Мы боремся наравне с мужчинами, но, тем не менее, занимаем места и в отдельном зачете.

Так что ситуация изменилась в лучшую сторону. Наверное, всегда есть над чем работать, всегда есть, что критиковать, но надеюсь, что такая тенденция сохранится, и количество турниров будет увеличиваться.

– Насколько важно для тебя участие в серии Гран-при ФИДЕ? Является ли этот цикл для тебя одним из основных в году?

– Для меня не является. Гран-при для меня всегда складывался очень тяжело, старт был очень непростым и неприятным. Два раза в 2011 году я занимала последние места, и всё это создало довольно негативный фон. Это хороший турнир с хорошими призами, но для меня – как каторга (смеется).

Турниры серии Гран-при – далеко не основные в моем календаре, я их рассматриваю, скорее, как возможность побороться с собой и выйти на новый уровень.


 

– То есть, когда узнала, что будешь играть в новой серии, то не прыгала от радости до потолка?

– Нет, не прыгала. Я согласилась, поскольку отказываться от серии Гран-при очень странно с профессиональной точки зрения. Если шахматистка еще за что-то борется, за корону или рейтинг, то она не имеет права отказываться от такого хорошего и сильного турнира. Но, тем не менее, если бы я в него не попала, то не испытала бы большого разочарования.

– Сегодня, 26 ноября в Риме будет проходить финал первого онлайн-чемпионата мира ФИДЕ среди женщин, где ты будешь участвовать. Расскажи, пожалуйста, об этом соревновании. Как вообще относишься к игре в Интернете?

– Были времена, когда я очень много играла в шахматы в Интернете на разных серверах, например, ICC или Playchess.com. Увлекалась этим делом. Но потом с рождением дочки времени на шахматы в Интернете стало не хватать, и года с 2007 я почти не играла онлайн.

Естественно, это не так интересно, как игра с живым человеком. Но сейчас я иногда всё же захожу на сайт поиграть, когда очень скучаю по шахматным баталиям, и с этим чемпионатом было то же самое. В июне у меня образовался перерыв, по моим меркам длительный, я нигде не играла, у дочки как раз начались каникулы… Тогда я решила, что онлайн-чемпионат мира – идея неплохая, и можно сыграть в отборочных турнирах. Конечно, этот проект требует определенной доработки: я прекрасно понимаю, что когда играю онлайн с шахматисткой N, это на самом деле может быть шахматист Y.

Но я играла для тренировки; прошла отборочный этап, потом – четвертьфинал. Очень удачно получилось, что полуфинал проходил между всеми моими турнирами и переездами, и мне удалось выйти в финал, который изначально тоже должен был проходить в режиме онлайн. Но, видимо, нашлись спонсоры, чему всегда можно только радоваться, и вот – турнир будет проходить в Риме. Восемь участниц прошли через сито отбора, а две – Дзагнидзе и Гунина – были приглашены персонально. Таким образом, десять шахматисток сыграют между собой в два круга. Насколько я понимаю, нас посадят в каком-то зале за круглый стол, мы будем играть на своих компьютерах на платформе Арены ФИДЕ. Победительница будет названа чемпионкой первого подобного онлайн-турнира.

Я считаю, что это хорошее начинание, для женщин вообще великолепное, потому что шахматистки часто не могут или не хотят продолжать карьеру из-за невозможности надолго уехать от семьи, а так можно играть дома.

Единственное, надо все-таки продумать «технику безопасности»: может быть, играть с веб-камерой, чтобы видеть соперника. Думаю, это была бы неплохая идея.

– Возможна ли дружба между шахматистками? Много у тебя подруг?

– Мне кажется, подруг вообще много быть не должно. Тут зависит, конечно, от того, что мы понимаем под словом «подруга». Если это та женщина, которой просто можно позвонить и поболтать, это одно…

Но у меня не так много подруг, и честно говоря, я не стремлюсь к их большему количеству, потому что для меня дружба – это нечто достаточно серьезное. Для меня друг – это такой человек, которому ты можешь доверять, и вы можете взаимно полагаться друг на друга. Ты знаешь, что в сложной ситуации в жизни ты можешь к этому другу обратиться, а таких людей много просто по определению быть не может.

Однако все мои подруги – шахматистки, у меня нет подруг все шахматного мира.


На закрытии ЧЕ с Екатериной Лагно

– Твоя жизненная ситуация в этом году изменилась. Если не против, расскажи немного об этом.

– Могу отметить, что за последний год всё очень поменялось, год получился очень насыщенным на события. Было не только множество шахматных турниров, но и много перемен в личной жизни. Так что, на самом деле, чего я сейчас жду – окончания этого года, какого-то перерыва, чтобы можно было перевести дух и осознать всё, что произошло и происходит. Меняется всё стремительно и часто совершенно неожиданно.


Чемпионки 

Фотографии из Фейсбука и Твиттера Александры Костенюк, Марка Глуховского, Владимира Барского и Марии Емельяновой

Турнир претендентов