25 апреля 2013

Алина Кашлинская: Мой девиз – никогда не сдаваться!

Наш корреспондент Этери Кублашвили пообщалась с чемпионкой России до 21 года

– Алина, поздравляю с победой в чемпионате! Расскажи, как проходил турнир.

– Спасибо! Турнир проходил кошмарно (смеется). Первую партию я проиграла, что совсем не входило в мои планы. У меня была абсолютно выигранная позиция, и когда все осложнения остались позади, я просто зевнула. Было безумно обидно.

Можно сказать, что турнир разделился для меня на две половины: первые четыре тура и последние четыре. В принципе, мне очень повезло с жеребьевкой, потому что я отчасти избежала нервотрепки последнего тура. Я больше волновалась перед предпоследней партией.

– Но, с другой стороны, ситуация до последнего момента была неясна…

– Да. Понятно, за какую партию последнего тура я переживала, но я уже понимала, что от меня ничего не зависит. Я себе сказала, что как Богу угодно, так и будет.


– Но партию Рьяновой смотрела?

– Да, конечно, внимательно смотрела, но параллельно занималась своими делами. Кстати, я впервые следила за женской партией с анализом Houdini: это было нечто! Оценка «–2» меняется на «+1.5» буквально в два хода. Не находится выигрывающий вариант, другая сторона тоже упускает момент, и так далее. Теперь я понимаю, какая нервотрепка была у моей мамы и Сергея Викторовича (гроссмейстер Сергей Долматов, тренер Алины – ред.), когда они смотрели мои партии! Я даже не представляла себе, что у нас такой диапазон в оценке. Порой мата форсированного не видим и доигрываемся до равной позиции.

Переломный момент наступил после второго поражения, когда у меня стало 1,5 из четырех. Причем, поражения были очень обидные. Во второй проигранной партии, где моей соперницей была Дарья Пустовойтова, я просчиталась в ничейной позиции. Дарья очень хорошо играла, а я не видела некоторые идеи. После этого я разозлилась и решила все-таки финишировать достойно.

 

– И это удалось! Ты упомянула тренера Сергея Долматова: давно ли вы с ним работаете?

– Да, давно, наверное, лет пять уже. В 2008 году я ушла из училища Олимпийского резерва и перешла в Гостиную им. В. Дворковича к Сергею Викторовичу. Гостиная очень помогает во всех отношениях, поддержка идет колоссальная. В этом плане мне очень повезло.

Сергей Долматов, Алина Кашлинская, Дарья Пустовойтова, Дина Беленькая и Михаил Кобалия

– Складывается ощущение, что ты постоянно где-то играешь. После этого турнира отдохнешь или снова поедешь куда-нибудь?

– В принципе, я бы не сказала, что так уж много играю. До командного чемпионата России больше месяца нигде не участвовала, залечивала раны после неудачных выступлений.

Перед первенством России я думала, что буду смотреть по результату и корректировать график под Высшую лигу, которая пройдет в июне. Может быть, сыграю в каком-нибудь небольшом турнире в начале лета. Точно у меня распланирован июль: сборы, Универсиада и женский чемпионат Европы. Сейчас я буду досрочно сдавать сессию, поэтому с турнирами, наверное, будет тяжеловато.

– А где учишься?

– В РГСУ на факультете психологии, на втором курсе. Мне очень там нравится, в частности, отношение педагогов. С одной стороны, все преподаватели относятся с пониманием, помогают оформлять досрочные сессии, но в то же время, нет «халявы». Пришла, сказала: «Я шахматистка, поставьте мне зачет!» – такого нет. В разумных пределах спрашивают, заставляют учить. Есть норма, по которой я должны сдать все контрольные, экзамены...

– На пары ходишь?

– Когда я в Москве, стараюсь не пропускать семинары. Посещаю профильные дисциплины, например, общую психологию. Обычно эта лекция идет в субботу, весь день, и я бегу туда с удовольствием, потому что у нас очень интересный преподаватель.

– Почему ты выбрала эту специальность?

– Когда оканчивала школу, я выбирала между тремя специальностями: иностранные языки, журналистика и психология. Потом решила, что поступать и учиться на факультете психологии мне будет чуть-чуть легче ввиду моей шахматной деятельности.

– Довольна выбором? Нравится изучать психологию?

– Пока нравится. Я не уверена, что мне нравится практическая психология с точки зрения будущей работы, но психология как наука мне интересна.

– Удается применять полученные знания в шахматах?

– Не могу выделить что-то конкретное. Наверное, в процессе обучения многое корректируется и само внедряется в жизнь. Насчет шахмат не уверена, но на жизнь я многие вещи переношу. Тема моей курсовой работы – «Развитие волевой регуляции у спортсменов в игровых видах спорта», так что удалось немного связать учебу с шахматами.


– Шахматы занимают главное место в твоей жизни?

– Для меня всегда самым главным было и будет семья и личная жизнь. Если говорить исключительно о карьере, то да, шахматы здесь пока стоят на первом месте. Я стараюсь достаточно трезво смотреть на ситуацию: если прогресса не будет, то, наверное, в какой-то момент придется шахматы оставить, хотя мне бы очень этого не хотелось. Пока учусь, я решила сделать всё, чтобы состояться в шахматах.

– Можешь представить себя в роли тренера?

– В принципе, могу… Но, повторюсь, мне настолько нравится играть, что не хочется представлять шахматы в каком-то другом виде.

– Как развился такой интерес к шахматам? Когда начала заниматься?

– Мой дедушка играл в шахматы, папа играет. Когда мне было лет 6, а моему брату – лет 8, родители отдавали нас в разные кружки «для общего развития», которое сейчас вылилось вот во что. Из всех секций шахматы мне понравились больше, потом и успехи пошли. Постепенно всё отпало, а шахматы остались.

– Чем увлекаешься помимо шахмат?

– У меня стандартные увлечения: книги, фильмы, музыка, спорт. Никакого оригинального хобби у меня нет.

– Каков твой девиз?

– Я вообще люблю разные мотиваторы, которые поднимают настроение и укрепляют уверенность в своих силах. Раньше вешала над своим столом разные девизы, у меня даже есть коллекция из них. Последние четыре тура я их просматривала, чтоб поддержать боевой дух.

Самое главное – никогда не сдаваться, и это правда, наверное. Потому что сколько было ситуаций – с ними все сталкиваются, – когда кажется, что уже ничего не можешь сделать, хочется на себе крест поставить, но всё равно надо еще и еще пробовать, и в какой-то момент результат должен прийти. Как-то так.

– Алина, спасибо и удачи!

– Спасибо.