20 ноября 2011

Анастасия Боднарук: Я так давно не брала первых мест!

Гроссмейстер Анастасия Боднарук - одна из тех, кого называют резервом женской сборной России. В 2011 году спортсменке из города на Неве покорилась новая высота - Анастасия выиграла Кубок России. О турнире, шахматной карьере, реформе женского чемпионата России и судьбе женских шахмат в нашей стране в целом с победительницей беседовал Дмитрий Кряквин

Анастасия Боднарук: Я так давно не брала первых мест!

– Настя, поздравляю с победой! Ты одна из немногих сильных шахматисток в России, кто принял участие в отборах и финале. Почему решила выступать в этом соревновании и, на твой взгляд, почему другие ведущие спортсменки его проигнорировали?

– Спасибо! Кубок России – хороший турнир, который обычно собирает сильный состав. Тем более, в этом году призы подняли. Конечно, было приятно сыграть. Отбиралась в финал я из «Москоу-опена». Говорить, что многие ведущие шахматистки не принимали участия в отборе – не совсем правильно. Например, Баира Кованова тоже играла в Москве, но не сумела отобраться. Насколько я понимаю, именно «Москоу-опен» у нас главный турнир. Потом Мемориал Руденко. А вот Пущинская осень собрала всего 12 человек. Очевидно, здесь что-то не то… Затрудняюсь сказать, в чем там дело. То ли информации о турнире оказалось недостаточно, и мало кто о нем знал, то ли место или время проведения чем-то не понравились.

– А как ты выступила в Москве?

– Я поделила 2-4 места, по дополнительным показателям стала четвертой. Этого запаса очков хватило, но с трудом. В Мемориале Руденко я не смогла играть, потому что этап Кубка России по срокам совпадал с женским Суперфиналом. Может, последний этап тоже совпадал с каким-то турниром? С Еврокубком? Нет, Марина Романько играла и там, и там. Перед Пущино я уже примерно представляла, что должна попасть в финал.

Анастасия Боднарук прорывается в очередную стадию Кубка

– Итак, финал. Сетка была известна заранее, и ты в первом круге встречалась с Эльмирой Мирзоевой. Готовилась серьезно? Казалось, что в первой партии ты стояла подозрительно?

– Я бы не назвала свою позицию совсем уж подозрительной. Все-таки, она была сложная и довольно непонятная. Я готовилась, хотя и понимала, что класс есть класс, и Мирзоеву надо обыгрывать. Но в обеих партиях завязалась борьба, она оказывала упорное сопротивление. В первой партии получилась необычная структура. Оба фланга закрыты, поэтому, мне кажется, особо опасно я не стояла. Неприятно немного было, но не более того.

– Заканчивается первый круг. Неожиданно вылетают Романько, Чарочкина, Степовая. Почувствовала какое-то облегчение от того, что осталась одна из топ-шахматисток?

– Ну, какое облегчение? Три человека вылетают, но ведь дальше проходят те, кто их победил. Значит, они это заслужили. Отбор-то в женский Кубок очень жесткий. Нас сократили аж до 8 человек! Приехали играть все достойные, случайных никого не было. Хотя, конечно, те три участницы, кто вылетел, были сильнее тех, кто остался.

– А как ты считаешь, с чем связано неудачное выступление рейтинг-фаворитов пар?

– У Даши Чарочкиной, мне кажется, психологический надлом какой-то произошел, у Степовой же… Можно сказать, был матч в типичные женские шахматы. В первой у Степовой было совершенно выиграно, во второй - у Долухановой, но обе ничьи получились. На тай-брейке завязалась серьезная борьба, но Долуханова моложе, а Степовая уже редко играет.

– Во втором круге у тебя был не менее драматичный матч с Женей?

– Да! В первой партии я стояла неплохо, но в несколько ходов развалила позицию. У нее было мало времени, и она побоялась играть дальше. А во второй в обоюдном цейтноте я не выиграла абсолютно выигранный эндшпиль. Эти партии уравновешивают одна другую, так что счет 1:1 оказался справедливым. Первая быстрая партия получилась очень слабой, с большим количеством зевков с обеих сторон. Уж очень тяжело классика далась!

– Ты же опытный боец! Сколько раз играла в Кубках России?

– Третий раз. В женских чемпионатах мира по нокаут-системе пока не участвовала. Вот, наконец, отобралась в этом году.

– А какая у тебя тактика в этих коротких матчах? Знаю, что у мужчин кто-то делает большую ставку на белый цвет, а иные предпочитают побыстрее свести дело к быстрым шахматам.

– Особой теории тут у меня нет. Считаю, что идеальный подход – когда белыми играешь на выигрыш. Но на этом турнире, так уж получилось, у меня черные легче пошли!

– В решающем матче тебе противостояла Варвара Саулина. С самого детства играете?

– Да, очень много партий сыграли!

– И как общий счет? Почему удалось легко победить?

– В последнее время счет стал в мою пользу. Сейчас Варя уже стала семейным человеком. Вышла замуж, родила ребенка, у нее немного все поменялось, изменились взгляды. Шахматы, как я предполагаю, уже не на первом плане. И это сказывается.

– В первой партии вы четыре раза повторили позицию! Что же произошло?

– Очень забавная ситуация! Я ее трактую так: она вариант 6.Се3 не играет, но, очевидно, ориентировалась при подготовке на две мои партии с Долухановой, где было 6…e5 7.Kf3. И когда я пошла конем на g4, то в какой-то мере блефовала! Я знала, что она не готова к этому варианту, а у меня там был некоторый опыт игры белыми. Так что психологическую дуэль я выиграл, но потратила немало времени на все эти размышления в дебюте. Если честно, думала, что она будет ничью требовать.

– Но Варя стала играть. А есть ли в женских шахматах проблема коротких ничьих?

– Нет, и никогда не было! Какие ничьи?!

– А если бы у тебя была бы сестра - сильная шахматистка со сходным рейтингом, вы бы с ней расписывали?

– Все зависит от ситуации. Скорее всего, поступали бы, как сестры Косинцевы.

– Итак, Кубок-2011 завоеван. В следующем году попытаешься повторить успех? Каким бы ты хотела видеть один из основных женских турниров в нашей стране?

– Особо не задумывалась. Бареев говорил, что ряд шахматисток выступает против участия иностранок в Кубке. Мол, если Долуханова выигрывает финал Кубка России – это неправильно. Спорный момент, у меня нет четкого мнения по этому вопросу. Хотелось бы, чтобы увеличивались призовые. Но точно неправильно, что сократили количество участниц финала! 16 человек – оптимально! Также надо разбираться с этапами. Вот в прошлый раз был какой-то этап в Суздале, о котором никто не знал. В 2012 году он будет? Турниры должны быть хорошего уровня, с хорошими составами! Этапы Кубка. Хотя бы, как наш питерский этап.

– А как относишься к реформе женского первенства страны в 2012 году? Отмена первой лиги, поднятие проходного рейтинга?

– Странно, что шахматистки с рейтингом 2370 или 2380 должны проходить отбор. В женских шахматах это уровень. Нас и так мало! Куда еще урезать? И суперфинал должен быть из 12 человек, как раньше. Что касается высшей лиги, то раз уж ужесточают отбор, то желательно, чтобы женщин принимали, как мужчин. В крупном городе нет проблем с командированием участниц. А в мелком? Там, если едут две шахматистки, то это уже проблема!

– Скажи, в России возможно быть профессиональной шахматисткой? Ты играешь и зарабатываешь на жизнь игрой?

– Я надеюсь, что мне удастся дойти до уровня наших ведущих шахматисток. В финансовом плане два главных мероприятия в году – это выступление за команду и отбор в Суперфинал. Суперфинал выше. Если не отобрался – катастрофа! Вот и получается, что женская высшая лига – важнейший турнир, в котором надо показывать результат. Выложиться на все сто.

– Правда, в последнее время в Суперфиналах ты выступаешь неудачно. А ведь ты чуть ли не стартовала с 3-го места без поражений?

– Нет, это было во второй раз! В первый я играла в Городце, где Екатерина Корбут победила. Мне было 15 лет тогда. Заняла то ли предпоследнее, то ли 10 место из 12-ти.

– Раз уж вспомнили Корбут… Замечательная шахматистка была, а потом бросила играть. Насколько я понимаю, супруг Кати был против, хотел тихой семейной жизни без треволнений соревнований. А если твой будущий избранник выступит против шахмат?

– Мой избранник не будет так ставить вопрос! Пока шахматы в моей жизни на первом месте, могут быть на втором, но не далее. Я в этом вопросе согласна с Юдит Полгар.

– Вернемся к Суперфиналам. Итак, во второй раз ты занимаешь третье место без поражений! Что обусловило такой результат?

– Тогда я провела хороший сбор с Владимиром Беловым, он очень мне помог. Белов – отличный женский тренер. С кем ни занимается, у всех результаты. Кроме того, меня все считали аутсайдером. Пытались во что бы то ни стало обыграть. А это давало мне шансы.

– Почему дальше не удавалось повторить успех?

– Все складывалось неудачно. Не было постоянного тренера, не везло, где-то недорабатывала.

– А федерация Санкт-Петербурга помогает?

– Это да, получаю стипендию, мне оплачивают поездки. И сейчас на постоянной основе занимаюсь с Маратом Анатольевичем Макаровым.

– Выигрыш турнира послужит тебе каким-то дополнительным стимулом? Можем ли мы ожидать нового взлета Анастасии Боднарук в 2012 году?

– Да! Я так давно не брала первых мест. Пора это исправлять. Надеюсь, что в 2012-м у меня все получится!