2 мая 2012

Анастасия Боднарук: Самое вкусное – это победа!

Гроссмейстер из Петербурга, чемпионка России среди девушек до 20 лет ответила на вопросы главного редактора сайта РШФ Владимира Барского

Марат Макаров, Анастасия Боднарук, Анастасия Савина и Александра Горячкина

– Настя, ты уже выступала в турнирах самого высокого ранга, в том числе в Суперфиналах. Почему решила сыграть здесь?

– В первенствах России до 20 лет я играю каждый год. Очень хотелось выступить удачно, потому что по возрасту это мой последний юношеский чемпионат. Да и остаться в Краснодарском крае в это время года приятно! Поэтому я и согласилась.

– В юношеских соревнованиях собрала уже, наверное, полный комплект медалей?

– Я только один раз ездила на мир до 20, но в пятерку не попала, поэтому есть к чему стремиться. До 18 лет на мире становилась призером, но не чемпионкой. В более юном возрасте выиграла чемпионат Европы. В 2008 году на чемпионате России до 20 лет я завоевала золотую медаль. Потом не играла, а в прошлом году заняла второе место. А как я выступала в детских турнирах, сейчас уже не очень хорошо помню.

– Где ты сейчас учишься, чем занимаешься?

– Я живу в Петербурге, учусь в институте физической культуры имени Лесгафта, а также осталась в училище олимпийского резерва. В институте получаю высшее образование, в училище – среднее специальное.

– А так можно?

– В институте я учусь заочно, в училище – очно, так что удается совмещать.

– В институте есть шахматная специализация?

– Там очень смешная ситуация: шахмат нет, и я учусь на кафедре шашек. Точнее, кафедра называется «Народные нестандартные виды спорта», и я отнесена к группе шашистов.

– Занимаешься нестандартным видом спорта?

– Ну, да (смеется)!

– Неужели русские шашки еще сохранились? Они же просчитаны до результата!

– Получается, что да. Пока я на третьем курсе, предмета «шашки» у нас еще не было, они будут позднее. Поэтому у меня еще мало информации о шашках.

– А чему вас там учат?

– Как в любом институте физкультуры: изучаем историю физкультуры, все предметы, тесно с ней связанные, активно занимаемся спортом. У нас было два года гимнастики, легкая атлетика, плавание. Но я все-таки учусь заочно, поэтому меня всё это затрагивает в небольшой степени.

– Но зачеты и экзамены приходится сдавать?

– Да, конечно, каждую сессию. Тяжелее всего было сдать гимнастику.

– Помню, мне в ГЦОЛИФКе тоже было с ней непросто… А тебе как удалось?

– Я ходила на все занятия, старалась ничего не пропускать. В итоге сдала! Легкая атлетика оказалась проще: у нас были бег и толкание ядра, и преподаватели отнеслись к нам достаточно лояльно.

– Далеко ядро толкнула?

– Норматив сдала, а больше мне и не нужно (смеется).

– То есть ты достаточно крепкая?

– Да, но в спорте тоже есть к чему стремиться!

– Когда закончишь, какой диплом получишь?

– Специалиста по физической культуре. Смогу преподавать шахматы либо работать физруком.

– Что в Лоо происходило интересного? Победа в турнире далась легко?

– В принципе, да, хотя без везения не обошлось. Решающей стала партия с Настей Савиной, которая была одной из главных конкуренток. Мне там изрядно повезло, и победа, конечно, очень воодушевила. Я играла белыми, и Настя меня сильно удивила в дебюте. Я подзабыла вариант Раузера и получила даже похуже; потом был обоюдный цейтнот, в котором, как обычно, не обошлось без ошибок. Настя ошиблась на 40-м ходу, и мне удалось победить.

Настя Боднарук и Настя Савина

– Кажется, вы дружите, всюду здесь вместе ходите. Тяжело играть против подруги?

– Настю я знаю с самого детства, мы с ней действительно дружим. Конечно, дружба накладывает определенный отпечаток, но скорее даже не она, а то обстоятельство, что мы с самого детства играем в одних турнирах. Иногда всплывают какие-то детские воспоминания, в сознании мелькает счет личных встреч и т.п. Но партии у нас всегда боевые.

– Давно вы работаете с Маратом Макаровым?

– С Маратом Анатольевичем я занимаюсь второй год.

– Как оценишь влияние тренера?

– Как положительное, потому что есть результаты: в конце 2011 года я выиграла Кубок России среди женщин, сейчас стала чемпионкой России до 20, были и другие неплохие результаты. Надеюсь, это только начало!

– В Питере помогают с турнирами, с поездками?

– Да, помогает Санкт-Петербургская шахматная федерация.

– Недостатков турнира в течение года не испытываешь?

– Недостатка нет, скорее, будет избыток. Благодаря этой победе я получила путевку на чемпионат мира до 20 лет, а по срокам он накладывается на Суперфинал. Конечно, путевки в Суперфинал у меня пока нет, но я надеюсь, что достойно сыграю на высшей лиге, и тогда возникнет проблема выбора.

– Какие еще предстоят старты?

– Следующий турнир – это как раз высшая лига, а потом или мир, или Суперфинал. Осень еще четко не распланирована. Обычно я играю в Мемориале Чигорина, потом должен состояться Кубок России, и еще у меня есть путевка на женский чемпионат мира.

– Сколько лет уже играешь в шахматы?

– С самого-самого детства. Меня ввел в шахматы отец, и он говорит, что я играю с трех лет. Ну, то есть тогда я еще не играла, а что-то передвигала!

– Не надоело еще?

– Нет, как любимое дело может надоесть?

– Любимое дело в какой-то момент превращается в профессию, профессия – в рутину…

– Видимо, я еще далеко от этой стадии! Пока всё хорошо, всё меня радует.

– А что больше всего нравится в шахматах?

– Победы! В любом спорте победы – это самое вкусное.

– Как занимаешься над шахматами? Много с компьютером сидишь?

– Дебют, на мой взгляд, самое неприятное в работе, но в современных шахматах это, пожалуй, самое необходимое. А больше всего нравится заниматься тактикой и работать по книгам.

– Какие книги предпочитаешь?

– Я люблю многие. В принципе, я довольно быстро их прохожу, но потом они так же быстро улетучиваются из головы… Я очень люблю разбирать партии, разыгрывать их на доске. Запомнились книги Ананда, Бологана; немножко староватые, но достойные.

– «Великие предшественники»?

– Да, но я пока только один том прочитала. Мне кажется, эта книга несколько перенасыщена анализами. Интереснее всего читать практические советы, разбирать тактические уколы и т.п. Не хочу сказать, что в этой книге голые варианты, но иногда их слишком уж много.

В книгах всегда привлекает описание борьбы планов. Иногда у меня случаются проблемы в позиционной игре, поэтому мне всегда интересно, когда в книгах делается акцент на эту сторону шахмат.

– От цейтнотов пока не удается избавиться?

– Да, весь турнир просидела в цейтнотах… Эта проблема появилась, к сожалению, уже достаточно давно. Может быть, во время чемпионата сказалось то, что этот был второй турнир подряд, под конец уже чувствовалась усталость. Когда устаешь, то начинаешь перепроверять свои мысли, ходы, а тогда цейтнот неизбежен. Надеюсь, что смогу справиться, хотя бы частично, с этой проблемой.

– После Лоо будешь отдыхать от шахмат?

– Да, сейчас удар будет направлен на учебу. В мае буду сдавать летнюю сессию.

– А чем занимаешься в свободное время?

– Сейчас его очень мало. Основное время занимают шахматы и учеба. Книги читаю, в основном, в летние месяцы, когда нет учебы.

– Где больше нравится играть – в российских или зарубежных соревнованиях?

– За границей больше нравится, но какую-то одну страну тяжело выделить. Очень понравилось в Риеке, где два года назад проходил чемпионат Европы, в Тбилиси было хорошо. В принципе, все страны Европы нравятся.