8 июня 2012

Аттракцион для настоящих пацанов

Об открытии Мемориала Таля, прошедшем в формате блицтурнира, рассказывает Владимир Барский


На том же месте - в другой час

Дом Пашкова в начале лета выглядит еще красивее, чем в конце осени, когда проходил - совсем ведь недавно! - шестой Мемориал Таля. В тихом уютном дворике, например, тебя встречают пионы. Известный теоретик Василий Панов сравнивал их… с открытыми началами – какие только ассоциации не приходят в голову шахматистам! «Они красивы, как пионы, но их презрели чемпионы», – писал он в далеком 1963 году, недовольный тем, что Петросян и Ботвинник ни разу в матче не начали партию ходом е2-е4. А может, это ему рифма навеяла: «розы – морозы», «пионы – чемпионы», «пики – гвоздики», «астры – пиастры»… Кстати, а что делать с гладиолусами?



Они красивы, как 1.е4 е5

Открытие солидного турнира XXII категории ФИДЕ в формате блица с контролем 3+2 (а вначале хотели вообще 2+2) – забавная идея, которая изначально настраивала на легкую волну. Перед стартом (честно говоря, за пару дней до него) ваш корреспондент попросил директора турнира, Председателя Правления РШФ Илью Левитова ответить на несколько вопросов.

– Илья, почему такие необычные сроки Мемориала Таля? Прошла всего неделя после матча на первенство мира…

– А нет больше сроков в календаре – либо соревнования ФИДЕ, как мифические, так и реальные, занимают место, либо наши соревнования проходят. В ноябре планировался турнир претендентов, поэтому мы перенесли Мемориал Таля на июнь. Потом турнир претендентов сдвинули на март. Ну, а нам обратно переносить Мемориал как-то было уже... «перед пацанами неудобно», скажем так. Поэтому он остался в июне.

– Но в дальнейшем вернется в ноябрь?

– Да я уже не уверен, что он куда-то вернется. Может, это и неплохие сроки – в июне. Перед Базной, перед Дортмундом мы расположились. В Норвегии в следующем году будет новый турнир, но мы с ними сроки уже согласовали. То есть если нам опять не помешают, то будем нормально существовать. В Москве лучше в июне играть, чем в ноябре.

– Почему?

– Погода хорошая, погулять можно! В ноябре ведь лишний раз не выйдешь на улицу.

– Как в этом году формировался состав?

– Прежде всего, «неприкасаемые»: Крамник, Аронян, Карлсен. Дальше по рейтингу: Раджабов, Накамура. Каруане решили дать шанс, потому что он в крупных турнирах никогда не играл, а рейтинг у него уже такой же, как у Накамуры. Плюс трое наших. Решили сделать ротацию, поскольку у нас сейчас много сильных шахматистов, примерно десять, которые, по моему представлению, могут играть в турнире подобного уровня. В том году играли Карякин, Непомнящий и Свидлер, в этом – Грищук, Морозевич и Томашевский.

– А почему первые трое «неприкасаемые»?

– Во-первых, потому что Карлсен и Аронян выиграли турнир в прошлом году. А Крамник – ну, это «наше всё»!

– Эксперимент с определением одного из участников путем интернет-голосования прошел удачно?

– Нет, считаю, что неудачно, потому что начались какие-то подтасовки, передряги и т.п. Только в середине голосования я сумел наладить процесс, чтобы всё работало правильно. Но, вообще-то, я всегда хотел пригласить английского гроссмейстера, потому что у них такая шахматная держава, а английского шахматиста в турнире нет. Мне кажется, что Адамс и Шорт немножко «приелись» публике, а здесь свежий человек, к тому же с красивой не шахматной историей; мне кажется, он для медиа достаточно интересен. Все-таки он менеджер инвестиционного банка или что-то в этом духе; видно, что у человека есть жизнь за пределами шахмат. Я ему организую здесь пару интервью.

Люк Макшейн в финансовой сфере достаточно крупный человек? Не рядовой клерк?

– Не думаю, что он крупный финансист, но и не рядовой клерк. Скорее, это какое-то среднее звено. Кроме того, у этого человека еще и рейтинг в шахматах 2706! Мне понравилось – я приглашаю Макшейна на Мемориал Таля, он говорит: «Я спрошу на работе, можно ли мне поехать поиграть». На работе отпустили, слава Богу!

– В Вейк-ан-Зее не отпустили, а в Москву отпустили!

– Да, в Москву отпустили. Видимо, посчитали, что турнир очень престижный.

– Замечательно! Идея провести жеребьевку в форме блицтурнира – чья?

– Моя. Беру на себя ответственность.

– А как участники к этому отнеслись?

– Крамник сказал, что это «аттракцион».

– Вот так даже?

– Да. Идея в том, чтобы, во-первых, размяться перед основным соревнованием. Во-вторых, я не понимаю смысла открытия: по-моему, мероприятие проходит абсолютно впустую. Спонсорам оно не особо интересно, прессе никогда не интересно – если это, конечно, не открытие матча на первенство мира. А тут – какой-то «экшн», играем в блиц. Тем более, я люблю смотреть, как они играют в блиц. И вместо того чтобы за безумные деньги покупать чемпионат мира по блицу, мы практически бесплатно получаем интереснейший турнир! А главное, зрители, которые придут на блиц, немедленно «входят» в турнир: сразу видят шахматы, а не «говорильню».

– Все охотно приняли нововведение, или были какие-то проблемы?

– Мнения были самые разные: от нейтрального «блиц так блиц», «аттракцион» – по определению Крамника (он сказал: «Я, конечно, поучаствую в этом аттракционе, но в общем я против») до полного восторга.

– Во время этого турнира будет еще что-то новое – в плане организации, освещения?

– Нет, ничего нового. Мы отдыхаем после матча.

– Кто будет комментатором онлайн-трансляции?

– Основной – Марк Глуховский, а вместе с ним несколько туров - Илья Смирин, несколько туров - Сергей Рублевский и другие известные гроссмейстеры.

– Только на русском языке?

– Да, мы делаем только на русском. Но компания «Телемаркер», которая обеспечивает видео-трансляцию, запустила сайт Chess-TV – такое «шахматное телевидение» в Интернете. Идея прекрасная, лежит на поверхности. Сайт надо насыщать материалами, поэтому они берут трансляцию, которую мы делаем вместе, приглашают английского комментатора, и получается английская трансляция. Так же можно взять китайского комментатора – получается китайская трансляция, индуса – получается индийская трансляция. Это дает возможность в какой-то момент транслировать турнир на весь мир, на ста языках. Никакой технической проблемы в этом нет.

– Это инициатива «Телемаркера»?

– Да, инициатива их, расходы их.

– Может быть, уже близко время, когда телевидение начнет покупать трансляции?

– Нет, не думаю. В этом нет никакого смысла – шахматы невозможно показывать по телевидению.

– Но «Телемаркер» сейчас вкладывает свои деньги – наверное, не такие уж маленькие.

– Это же не телевидение, а Интернет.

– Тоже неплохо!

– В Интернете, конечно, это перспективно. Есть все технические возможности для того, чтобы комментировать видео-трансляцию, не выезжая из дома. Сидит у себя в кабинете индус, китаец, японец, американец, бразилец, русский, англичанин – всё, мы покрываем весь мир и можем выходить уже на серьезные цифры зрителей!

– Вход на Мемориал Таля будет по-прежнему свободный?

– Да, конечно. Как и раньше, зрители смогут получить наушники и слушать комментарии, сидя в зале.

– Можно несколько слов о матче Ананд – Гельфанд? С точки зрения организации всё прошло успешно?

– Я очень доволен. И спонсор очень доволен.

– Наплыв зрителей несколько удивил?

– Нет, совершенно не удивил. Если бы матч был более увлекательный для простой публики, то народу было бы еще больше. Не думаю, что это прямо-таки «наплыв» – там все-таки зал был достаточно маленький. Но в какие-то дни приходило несколько тысяч человек, это уже серьезно.

– А в Интернете сколько народу следило?

– В Интернете впечатляющие цифры! Относительно тай-брейка у меня сейчас нет точной цифры, но я думаю, что под полмиллиона зрителей было. В какой-то момент зафиксировано двести тысяч одновременных заходов. Это уже серьезная цифра. Все, что от ста пятидесяти тысяч, монетизируется, то есть на этом можно зарабатывать деньги. Так что, если мы проводим интересное соревнование и транслируем его на весь мир, то на это уже можно жить.

– С Мемориалом Таля какие ожидания?

– На Мемориале Таля, конечно, меньше зрителей будет. Мне кажется, проблема еще и в формате: все-таки, классику очень сложно смотреть. Думаю, если играть в рапид, то миллион уникальных пользователей – это, условно говоря, дело ближайшего года. Если делать рапид. Классику просто невозможно смотреть, при всем уважении к шахматистам. Это очень сложно. Только Марк Израилевич Дворецкий любит классику.

– В ближайшей перспективе планируются какие-то крупные турниры по рапиду?

– Я сейчас об этом думаю. Хотелось бы! Понятно, что в Третьяковке рапид был немножко другой, поскольку на кону стояло звание. Но все равно рапид интересней: ты как бы проживаешь эту партию от начала до конца. А когда по 40 минут думают, то увлеченно следить сложно. То есть если мы хотим рынок, то рапид – однозначно. Хотя надо еще очень много сделать, чтобы рапид можно было нормально смотреть. Если же мы хотим камерности и некой отчужденности от действительности, то тогда, конечно, классика.


У входа в зал гостей встречала Этери Кублашвили и выдавала журналистам билетики. Правда, в зал пускали и без билетиков, а пресс-центр в первый день был закрыт

Главный судья турнира пан Филипович (слева) проводит короткий, но эмоциональный инструктаж

У Анатолия Быховского поле боя готово

Владимир Крамник готовится

"Эх, и загнали же меня на этот аттракцион!.."

Напутствие Ильи Левитова


Левон Аронян рассмешил и Евгения Томашевского, и судью, и зрителей

Александр Грищук и Владимир Крамник сдержанно улыбаются

Хикару Накамура занимает левостороннюю стойку

Фабиано Каруана, кажется, не ждет от блицтурнира ничего хорошего...

Как-то непривычно видеть Сергея Карякина не в эпицентре событий, а среди зрителей

К беседе Карякина и Грищука прислушивается Андрей Алексеев

Евгений Томашевский и Владимир Крамник, вид сверху

Вообще, сверху (то есть с балкона) турнирный зал в день блица напоминал Стоунхендж

Наверное англичанин Макшейн согласится это подтвердить 


Левон Аронян обыгрывает Магнуса Карлсена

Покерных дел мастер Илья Городецкий и Юрий Львович Авербах

Магнус беседует еще с одним "титулованным зрителем" - Яном Непомнящим

Похоже, Люк счастлив, что наконец-то вырвался из офиса

 

Кажется, они недавно где-то встречались...

Сергей Карякин и Владимир Чучелов, тренер Каруаны



Накамура - Карлсен

Заинтересованный зритель - Аркадий Дворкович

Грищук - Томашевский

Партия Морозевич - Карлсен станет решающей в битве за первое место

Накамура - Крамник

У Теймура Раджабова очень красивые болельщицы

Левон Аронян обыграл обоих победителей - и Карлсена, и Морозевича, но занял лишь пятое место

В последнем туре Морозевич выиграл у Крамника

А Карлсен одолел Томашевского

Грищук сыграл вничью с Ароняном и занял третье место

Победитель блицтурнира Александр Морозевич получает в основном соревновании первый стартовый номер

Сегодня в этом уютном уголке Москвы стартует седьмой Мемориал Таля