29 мая 2015

Дмитрий Яковенко: Всегда хорошо выступаю в Ханты-Мансийске

Победитель заключительного этапа Гран-при ФИДЕ ответил на вопросы Этери Кублашвили 

– Дмитрий, поздравляю с успешным выступлением в Ханты-Мансийске! В целом, что значит для шахматиста попадание в серию Гран-при ФИДЕ?

– Это зависит от того, какой шахматист. Потому что, наверное, для первой десятки эти турниры сами по себе ценности не представляют, но являются возможностью побороться за звание чемпиона мира через попадание в турнир претендентов. Я в последнее время не избалован приглашениями на элитные турниры, поэтому для меня это еще и просто серия сильных соревнований, в которых я могу сразиться с ведущими шахматистами и проверить свои силы.

– Какой из трех этапов, в которых участвовал, считаешь наиболее удачным и интересным в плане шахматного развития?

– Последний этап в Ханты-Мансийске, где я одержал много побед в турнире с очень сильными участниками. Это дает пищу для размышлений в плане того, как строить свою подготовку и игру.



– Прокомментируй, пожалуйста, выступления в первых двух этапах Гран-при.

– Первый этап в Ташкенте сложился неудачно, потому что я весь турнир болел: сначала простуда, а потом еще и пищевое отравление. В конце турнира проиграл две партии; в девятом туре уступил Шахрияру Мамедьярову в позиции с большим преимуществом.

В Тбилиси турнир прошел успешно: я выиграл две партии, не проиграл ни одной, хотя имел несколько трудных позиций. Также есть доля везения и в том, что с таким результатом я занял чистое второе место.

– Какую партию ханты-мансийского этапа считаешь наиболее удачной, а где, на твой взгляд, не повезло?

– Лучшей считаю партию с Анишем Гири, потому что это, на мой взгляд, довольно чистая победа над очень сильным противником, где требовалось принятие сложных решений на всех этапах партии. Действительно достижение. Относительно чистая победа была и над Сергеем Карякиным, но там мне немного повезло, потому что ресурс с поимкой ферзя был, в некотором роде, случайным.

Не повезло в поединке с Леньером Домингесом во втором туре. Но, с другой стороны, свои собственные ошибки странно объяснять невезением. Что тут скажешь? Ошибался.



– Ты показал очень результативную игру в Ханты-Мансийске. С чем это связано?

– Результативность все-таки являлась следствием большого количества ошибок как с моей стороны, так и со стороны соперников. Первые приводили к проигрышам вместо ничьих, а вторые – к моим победам. На последнем этапе было очень высокое спортивное напряжение, поэтому все ошибались чаще обычного. Мне кажется, и в целом на этом турнире была достаточно высокая результативность по сравнению с предыдущими этапами.

– Родные стены помогали?

– Начнем с того, что если бы последний этап не проходил в Ханты-Мансийске, то я бы в этой серии не участвовал. Это для меня большая удача. Но вообще в Ханты-Мансийске я, действительно, всегда хорошо выступаю со спортивной точки зрения: выиграл два Кубка России, обыгрывал очень сильных соперников в Кубках мира. Вот и этап Гран-при в Ханты-Мансийске, где моим секундантом был гроссмейстер Денис Хисматуллин, сложился удачнее других этапов, ведь я поделил первое место. Если забыть о том, что мне чуть-чуть не хватило для прямого выхода в турнир претендентов, то можно считать этот турнир большим успехом. Так что я рад, что в Ханты-Мансийске проводятся такие крупные соревнования.

– Соревнование дважды посетила губернатор ХМАО – Югры Наталья Комарова. Приятно такое внимание?

– Конечно, внимание к турниру очень важно. На мой взгляд, так и должно быть. В Казани Минтимер Шаймиев также посещал Суперфинал, на этапе Гран-при в Ташкенте приезжали первые лица.



– Доволен организацией турнира?

– Ничего нового я сказать не могу. В Ханты-Мансийске всегда все турниры проводят на высоком уровне, и этап Гран-при не стал исключением.

– Теперь на Кубке мира в Баку будешь болеть за Фабиано Каруану и Хикару Накамуру? Ведь если один из них выйдет в финал, то ты как третий призер серии Гран-при попадаешь в турнир претендентов.

– Во-первых, я сам буду играть в Баку (смеется). Да, Каруана и Накамура заявили о своем желании выступить в Кубке мира, хотя, к сожалению, у них еще есть время передумать… Но если они будут играть, то хочу надеяться, что один из нас троих попадет в финал!



– Как будешь готовиться к Кубку мира?

– Я пока об этом не думал. До появления жеребьевки целенаправленно готовиться к Кубку мира не буду. Когда появится жеребьевка, посмотрю на сетку и прикину, с кем могу встретиться.

Кроме того, в августе у меня Суперфинал чемпионата России, к которому тоже надо готовиться.

– Где планируешь играть до Суперфинала и Кубка мира?

– Во французской и македонской лигах.



– К сожалению, никто из россиян не отобрался пока в турнир претендентов. И на последнем чемпионате мира сборная России заняла лишь четвертое место. С чем, на твой взгляд, связан спад в выступлениях наших шахматистов?

– Наверное, объективно у всех россиян сейчас какие-то проблемы со стабильностью. Сильно играют многие, а вот чтобы стабильно показывать очень сильную игру – такого нет. У всех россиян есть подъемы в личных выступлениях, но затем приходят спады. Вот и в серии Гран-при россияне выиграли три турнира из четырех, а в турнир претендентов никто не вышел. Соответственно, это влияет и на сборную. Конкуренция очень высока, и чтобы попасть в команду, нужно показать нечто выдающееся, а после этого человек немножко свою энергию истощил и уже за сборную так же хорошо сыграть не может.

К тому же серия успехов часто происходит не только за счет объективной силы, а достигается где-то за счет удачи, за счет хорошей текущей формы. Соответственно, возникают завышенные ожидания, в то время как на самом деле повторить такой успех непросто.

– Дмитрий, спасибо за беседу и удачи в следующих соревнованиях!

– Спасибо.



Фотографии Кирилла Меркурьева