10 июля 2015

Эльдорадо в дыму победы

Вторая часть истории международного мастера Александра Захарова о последней Всесоюзной "Белой ладье"

Подготовка ведущих юниоров своей школы была поставлена Александром Петровичем на поток – все работало как часы. «Этюд» набирал обороты ежедневно и прочно занял свое место среди авторитетных шахматных школ Москвы. Конкуренция во всех возрастах «Этюда» была жесточайшая: например, я начинал играть на 8-й доске в четвертой команде. Среди взрослых ребят (старше 14 лет) можно выделить братьев Кискиных, Крайцберга, старшего Бетина, Аполлонова, Яковлева, сестер Жучковых, Герасимову, Виноградова, Павленко, Команова, Двалишвили, Богаудинова, Морева, Матвеева, Блинкова и многих других – золотая россыпь сильных, самобытных и ярких шахматистов. Например, много лет спустя, когда Миша Крайцберг уже переехал на постоянное место жительства в Израиль, находящийся в расцвете сил великий чемпион мира Гарри Каспаров в середине 90-х годов проводил там сеанс одновременной игры. Единственную победу над Каспаровым одержал Михаил Крайцберг. Надо напомнить, что в то время Гарри Каспаров настолько превосходил соперников, что выигрывал в формате сеанса одновременной игры матчи даже у сборных стран! Непрост был Миша, и школа у него была соответствующая!

Имея такую базу, Александру Петровичу предстояло в одной общеобразовательной школе № 962 объединить лучших юных учеников для победы на «Белой ладье». Требовались недюжинные менеджерские качества, и главным препятствием было нежелание шахматистов и их родителей менять школу, т. к. в советском прошлом такое учебное заведение обычно находилось по месту жительства в ближайшем дворе.

Объединить всех в одной школе № 962!

Первой и главной целью Александра Петровича, естественно, стал перевод Жени Наера и Сережи Богатыревича из школы № 606 в школу № 962, находившуюся на 25-минутном расстоянии быстрым шагом от их домов. Фактически, успех в этом деле решал вопрос с первой и третьей досками будущей команды. Александр Петрович очень долго уговаривал маму Жени Наера – Марию Зиновьевну, которая совершенно логично возражала против перехода. Зачем надо куда-то далеко ходить, когда есть школа прямо во дворе? После длительных уговоров и осады крепости Александру Петровичу удалось привести железный аргумент: «Да вы что, Мария Зиновьевна, я же был в этой школе (№ 606)! Как же можно в ней оставаться, там же одни хунвэйбины!» В этой фразе был весь основатель шахматной школы «Этюд», причем под хунвэйбинами он понимал совсем не героев-революционеров! Мария Зиновьева и ее подруга – мама Сережи Богатыревича постепенно капитулировали. После чего были подготовлены к визиту в школу № 962 и разговору с Ларисой Александровной. Два мощных корабля – директора шахматной и общеобразовательной школы плыли навстречу друг другу.

Директор Полякова Лариса Александровна

Итоговый разговор прошел в кабинете Ларисы Александровны, где мы спасались от карающей руки завуча, и нам прощали мелкое хулиганство, прогулы и другие разнообразные формы нарушения учебной дисциплины. Александр Петрович в присутствии двух мам со свойственным ему энтузиазмом развернул яркие картины будущих спортивных шахматных триумфов. Спокойно выслушав его эмоциональное выступление, Лариса Александровна отреагировала, как и положено директору: «То, что вы, Александр Петрович, обещаете какие-то места и призы школе, я ни на минуту во всё это не верю! А детей ваших я, разумеется, беру». Все дело было в том, что в старших классах молодой школы № 962 не хватало интеллигентных умных ребят, нужно было срочно разбавлять сомнительный полубандитский контингент «варягами», пока свои не подросли. Каждый из новичков выстрелил в десятку, а Женя и Сережа влились в учебные будни школы № 962.

В нижнем ряду крайний справа Сергей Богатыревич, в третьем ряду второй слева - Евгений Наер
Относительно спокойно Александр Петрович решил вопрос с сильной девичьей доской. Изначально в ШШ «Этюд» ставка делалась на Аллу Пилипюк, которую за подход к игре и шахматную силу мы считали отечественной Полгар – Алла частенько обыгрывая сильных ребят своего возраста. Но характер ее папы был несовместим с методами Александра Петровича, поэтому они достаточно быстро разошлись. И как раз примерно в этот же момент в «Этюде» появилась красавица Оля Лысова, которая, несмотря на свои 9 лет (1980 год рождения), была одной из ведущих юных шахматисток Москвы. Вместе с Олей и ее красотой прилагался полный комплект сопровождения: папа + дедушка (оба сильные шахматисты уровня кандидата в мастера) и бабушка, которая в последующем вместе с нами ездила на финальные Всесоюзные соревнования. На начальном этапе Александру Петровичу довольно сложно было общаться с такой группой всесторонней поддержки. Но Оля была действительно очень талантливой и сильной шахматисткой (среди нас она, пожалуй, быстрее всех стала звездой всесоюзного уровня), а мечта о победе была мощной движущей силой и, в конечном итоге, балансирующим политическим фактором. Тем более, родители легко согласились на перевод в школу № 962, причем Оля потом с удовольствием в ней училась.

Итак, первые три «мужские» и «женская» доски были безусловно и надежно укомплектованы, а открытым вопрос оставался только в отношении четвертой доски. В поле зрения Александра Петровича, кроме ранее упомянутых Миши Бернадинера и Саши Захарова, попали сильные перворазрядники Юра Прокопчук, Дима Лаптев и Сережа Сказобцев. Ребята были одного возраста (1976 года рождения), дружили – «не разлей вода». На занятия в «Этюд» ходили организованно вместе, участвовали в одних турнирах. Ясно, что такому резерву могла бы позавидовать любая команда – участница «Белой ладья». Пять достойных претендентов – одно место в команде. Кого ставить, как решить задачу? Александр Петрович и в этой ситуации проявил себя как настоящий генеральный менеджер, интуитивно решая задачу методом последовательного приближения к достижению цели.

Первым шагом стал перевод вышеупомянутой тройки в школу № 962, что глобально расширило выбор и повысило без того жесточайшую конкуренцию. Ребятам это было преподнесено как аванс, они спокойно продолжали тренироваться и участвовать в календарных турнирах шахматной школы. Александр Петрович прекрасно понимал, что московскую «Белую ладью» даже в случае ошибки с четвертой доской текущий состав школы № 962 выиграет без проблем. Однако ему важно было понять, что представляет из себя Миша Бернадинер, который занимался не у него, а в школе имени Т.В. Петросяна, и насколько быстро растет мастерство совсем юного Саши Захарова. Поэтому с Мишей мы играли попеременно, но, разумеется, более старший по возрасту и званию официально числился основным игроком.

"Золотой состав" на занятиях
Столичная «Белая ладья» прошла предсказуемо и завершилось уверенной победой школы № 962. Причем Александр Петрович сильно не вмешивался в процесс. На матчи с нами ездил Юрик, от которого требовалось поддерживать дисциплину. И в первый же день Юрик сделал свой веский вклад в победу. Вся команда перед началом игрового дня, который состоял из двух матчей, собиралась около школы № 962 с большим запасом по времени на дорогу и, ведомая Юриком, двигалась в сторону спорткомплекса «Олимпийский». Правило само по себе очень хорошее: мы весело проводили время в дороге, травили анекдоты, напевали песни, шутили и, конечно, сплачивались. Созданную Юриком еще с прошлого года традицию рискнул нарушить Сережа Богатыревич, который сказал, что ему удобнее ехать из дома и он не видит смысла в массовых шествиях. Юрик промолчал, видимо, ожидая своего педагогического звездного часа.

Основные проблемы у Сережи начались с того, что он не знал, где именно в СК «Олимпийский» располагается шахматный клуб. От центрального входа нужно идти влево, причем довольно приличное расстояние, практически половину окружности комплекса. Сережа ездил на турниры строго по принципу «just-in-time», поэтому поворот направо предопределил его опоздание на 15 минут, несмотря на ширину и скорость шага. Мобильных телефонов и интернетовских приложение тогда в наличии не было.

Мы приехали на первый тур в прекрасном настроении минут за 20 до начала, расселись и стали ждать Сережу. Чем ближе было начало, тем мрачнее становился Юрик, который еще точно не понимал шахматную силу нашей команды, способной за полчаса с сухим счетом обыграть соперника по первому матчу. Спустя 10 минут Илья как капитан команды подошел к Юрику и разъяснил, какие есть варианты в соответствии с действующим регламентом. Мы могли просто начать играть четырьмя из пяти участников, в таком случае сразу получая ноль на доске Сережи. А могли ждать, т.е. не начинать игру ни на одной из досок до прихода Сережи. Мы, конечно, готовы были подождать минут 20, эта фора при часовом контроле не была чрезмерной. Юрик, опасаясь, что кто-то не выдержит и сделает раньше времени ход на своей доске, скомандовал: «Встали, гуляем!» Искусственно созданное напряжение нарастало.

Примерно через 15 минут появился сбившийся с ног, запыхавшийся Сережа, которого Юрик встретил суровым вопросом: «Богатыревич?!?» Что Сережа парировал: «Допустим!» Мы, понимая нерв ситуации, стали суетливо рассаживаться по доскам под команду «Сели!» Первым усадили Сережу за третью доску, а Юрик понял, что некогда отвлекаться и с педагогическим уроком можно немного повременить. Матч довольно быстро закончился со счетом 5:0, как и следующий в этот же игровой день. Юрик сиял, как начищенный самовар, Сережа все понял без урока и на следующие матчи ездил вместе со всеми. Отлаженный механизм под номером 962 уверенно прошелся по дистанции московской «Белой ладье» 1989 года, за несколько матчей до конца соревнования вопрос о победителе был снят.

Боксер-физрук и просто отличный мужик – Юрий Анатольевич Иванов заслуженно получил золотую медаль! Это был звездный час его неожиданной карьеры шахматного тренера-представителя школы № 962. Буквально через год Юрик уволился из школы и занялся более востребованными, прибыльными в начале лихих девяностых делами. Возможно, на заключительном этапе перестройки только сочетание шахмат с боксом могло дать такой уверенный победный результат. Спасибо, Юрий Анатольевич, мы вас помним и не забываем, низкий поклон!

Продолжение следует