20 апреля 2012

У каждого ребенка свой талант

Корреспондент сайта РШФ Этери Кублашвили пообщалась с пятью тренерами, приехавшими на Детское первенство России


Павел Другов, международный мастер (Санкт-Петербург):

– К сожалению, проблема читерства дошла уже и до Детского первенства России…  На юношеских первенствах Европы и мира она давно имеет место, причем особенно серьезные подозрения возникают по отношению к шахматистам из Турции, Румынии и Польши. 

– Они подтверждаются?

– Доказать это очень трудно. Такие вещи, как удаление из зала представителей, задержка трансляции, установка «глушилок» становятся атрибутами престижного и грамотно организованного шахматного турнира. К сожалению, ФИДЕ плохо борется с читерством. Я сам участвовал в ряде международных турниров, в частности, в Чехии, и наблюдал за тем, что против читерства практически ничего не предпринимается. На мой взгляд, у Российской шахматной федерации есть все возможности для того, чтобы если и не полностью победить, то хотя бы локализовать это явление.

Например, при задержке трансляции, что кажется мне эффективной мерой, игрок будет «думать» над каждым ходом по 30 минут, пока программа «дойдет» до хода. Таким образом, он просто просрочит время. Можно задержать трансляцию минут на 20-30, и тогда уже никакого смысла в подсказках извне не будет. Например, вчера мне показалось, что одна из партий (не буду говорить, какая) была задержана, и в результате один из игроков, вызывавший ранее подозрения, потерпел сокрушительное поражение. Конечно, все это можно назвать домыслами.

Теперь что касается конкретной ситуации второго тура. Более честного и нескандального шахматиста, чем Владимир Федосеев, я не знаю; это его первый протест, который он написал за все свои турниры, за все свои семнадцать лет. Кстати, подал он его самостоятельно, тренеры на него никак не влияли. Но когда гроссмейстер Денис Сергеевич Евсеев – известный своей порядочностью человек, с которым Володя занимается уже шестой год, посмотрел сыгранную партию, он полностью поддержал подачу протеста. При этом мы понимали, что результат партии, скорее всего, не будет изменен, и рассчитывали привлечь внимание судей и организаторов к проблеме читерства на данном соревновании и в целом.

– А то обстоятельство, что он был расстроен после второго проигрыша, вы учитываете?

– Он играет всегда на победу, когда проигрывает – конечно, бывает расстроен, но такого никогда не было. Дело в том, что молодые люди очень много общаются, они друг друга знают, знают возможности каждого. Когда шахматист тактического плана выбирает такие филигранные позиционные продолжения, как в партии второго тура, это наводит на некоторые подозрения. Но это, конечно, мое частное мнение. 

– Серьезное электронное оборудование – вещь недешевая…

– Нет, это совсем не дорого. Я специально проверял: обычная электронная ручка стоит три тысячи рублей. 

– И как она работает?

– Она работает на прием бесшумных СМС. Нажал на ручку – пришла СМС с ходом или указанием фигуры. Шахматист может в этих сигналах разобраться. Но эти приборы крайне трудно вычислить. В таких ситуациях способны помочь только юридические меры: спортивные регламенты по досмотру шахматистов. Может, РШФ даже стоит создать службу античитерской внутренней безопасности, нанять частных детективов, так как это действительно стало очень серьезной проблемой. Мы находимся под угрозой воровства наших очков, наших призов, нашего авторитета! Читеры – шахматные маргиналы, люди без моральных принципов и уважения к игре. Для решения этого вопроса необходимо уже сейчас включать лучшие умы Российской шахматной федерации.

– А как вам в целом в Лоо?

– Нравится, конечно. Я на 200% приветствую перенос Детского первенства из Дагомыса сюда. Считаю, здесь лучше. Там были очереди при расселении, доходящие до шести часов. Здесь же очереди, учитываю огромное количество народа, составили 15-20 минут. Очень облегчает жизнь предварительная регистрация. Замечательно, что она делается, что принимаются средства на оплату номеров. Я здесь всем очень доволен, у меня нет никаких претензий к организации. Кстати, я хотел бы выразить благодарность Михаилу Робертовичу Кобалия за проявленную толерантность при разборе этого инцидента, ведь при столкновении молодых людей, юниоров, надо проявлять максимум такта, культуры и понимания, что он и сделал. Я бы хотел считать этот инцидент в данном конкретном случае завершенным и пожелать всем хорошей игры без читерства.



Павел Другов



Евгений Шапошников, гроссмейстер (Саратов): 

– Евгений, вы занялись тренерской деятельностью?

– Да, можно так сказать. Меня попросили сопровождать и опекать группу учеников из саратовской СДЮШОР. Наши ребята играют как в Высшей, так и в Первой лиге, в категориях до 10, 12 и 14 лет. Слежу за ними, объясняю, как играть в дебюте, консультирую. За очень высокие места мы пока не боремся, набираемся опыта, в том числе и я сам учусь. 

– То есть это ваш первый выезд в качестве тренера?

– В том то и дело, что первый!

– Ну и как ощущения? Нравится здесь?

– В целом, все неплохо. В Дагомысе я бывал много раз, играл там в командных чемпионатах России, так что есть с чем сравнить. Тут все более компактно, уютно. Единственный минус состоит в том, что тренеров не пускают не то что в игровой зал, а просто рядом посидеть, вот это мне очень не нравится. Зато мне очень понравилось, как нас разместили; говорят, в нынешнем году над этим вопросом серьезно поработали. Я заранее всё оплатил, здесь подошел – мне улыбнулись и через две секунды дали ключ. Никаких претензий нет в этом смысле. Не сравнить с Moscow-open, где я простоял четыре часа в очереди… Одним словом, хочу поблагодарить организаторов!



Евгений Шапошников



Андрей Белозеров, гроссмейстер (Томск):

– Андрей, вы давно работаете тренером?

– Лет десять, наверное, я уже тренирую на довольно высоком уровне, только этим и занимаюсь. Раньше я в шахматы играл, ну а потом выяснилось, что тренерская работа более полезная, более продуктивная. Сейчас я играю только для своего удовольствия. Раньше выступал за команду «Томск-400», а сейчас в ее состав просто не попадаю по уровню игры. 

– Если смотреть на уровень развития шахмат по всей Сибири, то каковы позиции Томской области?

– Мы не фавориты, потому что у нас есть гораздо более крупные и богатые регионы, такие как Красноярский край, Новосибирская область, Кузбасс. При этом Томск выглядит вполне достойно, хотя лидерами ни в детских, ни во взрослых шахматах мы не являемся. Однако стараемся не отставать от фаворитов!

– Сколько вы привезли учеников?

– Лично у меня четыре человека играют в Высшей лиге: они отобрались из первенства Сибири, и я считаю это своим большим достижением. Еще играют другие томские ребята в Первой лиге. Представительство не очень большое, но надо понять, что нам все-таки далеко до Сочи добираться. 

– Шансы учеников высоки?

– Не хочу загадывать. Надеюсь, что кто-то останется в Высшей лиге, попадет в "шестерку". Наше самое громкое имя, Захар Александров, в прошлом году стал чемпионом России до 10 лет, ездил на первенство мира, где занял четвертое место. Сразу же после первенства России поедет на первенство мира среди школьников в Румынию.

– Вам нравится здесь?

– Честно говоря, я не вижу особой разницы между Лоо и Дагомысом. Здесь приятно находиться, тут создана шахматная обстановка. Лет семь я уже приезжаю сюда, в Краснодарский край, и мне здесь очень нравится, не нужно думать ни о каких бытовых проблемах.  


    
Андрей Белозеров



Салим Фазульянов, мастер ФИДЕ (Кисловодск):

– Салим, расскажите о своей тренерской работе. 

– У нас в Северо-Кавказском федеральном округе жизнь кипит! Наш округ существует всего два года: нас разъединили с ЮФО. Поначалу было очень много неразберихи, потому что произошла полная смена власти. А сейчас всё постепенно налаживается, у организаторов появляется определенный опыт, мы проводим региональные гроссмейстерские школы, состоялись уже три сессии. Также на Северном Кавказе появилось много других учебно-тренировочных сборов для детей. Мы с гроссмейстером Борисом Савченко проводим сборы в Кисловодске два раза в год, куда приезжают чемпионы СКФО. Также я веду занятия с ребятами из других федеральных округов – по "Скайпу". Даже есть уже определенные результаты, достигнутые как в первенствах России, так и на первенствах мира. На последнем первенстве мира в Бразилии моя ученица Дарья Родионова заняла седьмое место. Так что тренерская деятельность ведется, и еще у нас проводится много шахматных мероприятий. Мой друг Борис Савченко помогает не только в шахматном плане, но и в финансовом. Можно сказать, он проспонсировал Кисловодскую шахматную школу, которую мы вместе с ним возродили. В феврале этого года купили очень много инвентаря. Еще мы вместе с ним провели рейтинговый турнир. 

– А кроме Бориса, кто еще оказывает финансовую поддержку?

– Никто пока.  

– Через администрацию пытаетесь наладить финансирование?

– У нас пока всё это не очень функционирует, но кое-какие деньги стали появляться. Также помогает исполнительный директор Федерации шахмат СКФО Руслан Яндарбиев. Президентом шахматной федерации СКФО является Рамзан Кадыров, Президент Чечни. Так что дела налаживаются, проходит ряд Гран-при…     

– А сюда кого привезли?

– Здесь играют мои ученики как из СКФО, так и из других округов. В этом году я работаю только с игроками Высшей лиги. О результатах пока еще рано говорить.   



Борис Савченко и Салим Фазульянов



Виктор Черный, мастер ФИДЕ (Москва): 

– Виктор Аркадьевич, как проходит турнир, как ученики играют?

– Я уже столько лет езжу, что хотя и нервничаю, конечно, но как-то привык. Хожу, здороваюсь со всеми, иногда поговорю, а потом думаю: «А кто это?» Уже такая мешанина происходит, даже забываешь, откуда кто, с какого региона. В этом году у меня не так много учеников играет: всего четверо. Один мальчик 2004 года рождения, перспективный, в Кострому скоро с ним поеду на первенство России до 8 лет. Вчера 2:2 сыграли: одно поражение, одна победа и две ничьих.

– Раньше с вами больше учеников приезжало?

– Да, всегда было больше, но эти официально отобрались. Вообще мне здесь больше нравится, чем в прошлом году, условия лучше. Питание очень приличное, погода вроде сейчас разгуливается, разместили быстро. От Москвы отдыхаю, все-таки там суета!

– Много работы в столице?

– Да, работаю достаточно много, иногда вообще без выходных. Ну, знаете, пока востребован – это уже хорошо! Деньги зарабатываешь нормальные, но устаешь больше, чем раньше. Ведь я уже 35 лет работаю в СДЮШОР при Дворце на Воробьевых горах. Директор – Александр Григорьевич Мазья.

– Как развиваются сейчас детские шахматы в Москве?

– Время совсем другое уже. Сейчас профессионалом шахматным трудно стать, да и нужно ли это? Дети занимаются шахматами, в основном, потому что это полезно, а не чтобы становиться чемпионами мира. 

– То есть мозги развивают?

– Да, именно. Надо принимать решения, уметь считать. Чтобы играть профессионально, нужно много времени, а сейчас все дети загружены. Лет 20 назад ученики успевали партии комментировать, задания выполнять, а сейчас у них и иностранный язык, и музыка, и школа кучу времени отнимает, особенно если это спецшкола. То есть серьезно заниматься не получается. Они приходят, играют друг с другом, а ведь основная задача тренера – это научить ребенка работать самостоятельно. Так что мне кажется, что сейчас из-за быстроты жизни усиленно работать над шахматами тяжело. Для этого надо быть фанатом, жертвовать многим.  Но ребята все способные: один более яркий, другой усидчивостью берет; у каждого свой талант. 


Виктор Черный




Российская шахматная федерация благодарит генерального спонсора РШФ ГСКБ "Алмаз-Антей" и партнера РШФ "Энвижн Груп" за помощь в организации турнира.
Турнир претендентов