23 декабря 2012

Как бороться с шахматным «зубрилкой»?

С финала Гран-при в Кирове передает Дмитрий Кряквин


Незапланированный выходной в Кирове оказался целиком посвящен культурно-массовым мероприятиям. Сначала состоялись два сеанса одновременной игры, а «на закуску» с местными шахматистами побеседовали чемпион Европы по рапиду Алексей Дреев и «классический» чемпион России Дмитрий Андрейкин.


Первым на арену вышел тренер женской сборной России Сергей Рублевский. В одном из уютных залов «Богатырей» организовано шахматное кафе, где, собственно говоря, идут эти самые сеансы. Здесь можно будет посмотреть трансляцию с комментариями гроссмейстера, а также просто пообщаться и поиграть с другими зрителями.


Ну и перекусить, что никогда не бывает лишним

Председатель областной Кировской федерации Евгений Шамов представляет гостя

Кто думает, что дать сеанс — легко и просто, тот глубоко ошибается. Например, на традиционном Мемориале Владимира Дворковича в Таганроге (кстати, в январе 2013 года он будет проходить с внушительным призовым фондом и станет этапом Кубка России) встречи именитых гостей, коими в разные годы были Влад Ткачев, Ян Непомнящий, Вадим Звягинцев, Дмитрий Яковенко и другие именитые гранды с местными игроками были совершенно разными и по времени, и по результату. Бывает, что сеансер затягивает игру ввиду того, что на полном серьезе считает при каждом ходе сложные варианты, а случается и наоборот – поначалу «шпилит» чрезвычайно быстро, а потом тратит время на то, чтобы выбраться на некоторых досках из довольно неприглядных позиций. А главное в сеансовом деле — чтобы народ не заскучал. Раз-два, раз-два, наградили тех, кто сделал ничью или вдруг даже выиграл, общее фото, теплые прощальные слова и по домам! И тут нужен опыт, без него, родимого, никуда. Вот как раз Сергей Рублевский работает с публикой очень качественно — гроссмейстер «порхал как бабочка – жалил как пчела» и справился с воспитанниками местной ДЮСШ за час, что является очень и очень высоким показателем.




Военная хитрость - везде разные дебюты. Не подсматривайте у соседа!

А если я тебе пешки сдвою?



Поначалу казалось, что в ряде встреч присутствует интрига. Большое оживление среди зрителей вызвала эта партия, в которой черные осуществили диверсионный «вброс» слона в самое сердце цитадели белых.


Просто так не разберешься - все под боем




Сейчас возможно 1.Qe1!? fxe4 2.f5 Qf7 3.hxg4 exf3 4.Kxh2 fxg2 5.Kxg2 h5 6.Qh4, однако издалека оценить возникающую позицию в условиях сеанса довольно трудно, поэтому Рублевский хочет большей ясности.

1.exf5 Bxg1

При 1...exf5 уже выигрывает 2.Qe1.

2.fxg6 Bxe3 3.hxg4 Bxg4 4.Rxe3 Bxd1 5.gxh7+ Kxh7 6.Nxd1 Rxf4 7.Nf3



Перспективы черных не хуже, их ладья и пешка не должны уступать паре белых коней, но стоило мне отлучиться попить чаю, как встреча уже закончилась. Сеансер нанес сопернику разящую коневую вилку...


Большие надежды возлагали кировские болельщики и на эту партию


У черных пешка за качество и в случае точной игры их бастион на королевском фланге должен стать неприступным, но Сергей Рублевский добился победы, и здесь спровоцировав партнера на жертву слона в поисках призрака вечного шаха.


Приятно удивила культура многих ребят, в том числе этого паренька

Получает ребенок проигранное окончание без пешки, в котором особых шансов на спасение нет, но ходов 20-30 можно еще сделать, — сеанс не затягивает, протягивает гроссмейстеру руку и просит автограф. В какой-то момент удивленный Рублевский, пробегая мимо вашего корреспондента, бросил на ходу: «Хотел специально с кем-то из ребятишек сделать ничью, но не успел – они все сдались!»


Не устоял и этот молодой человек, у чьей доски экзаменатор задерживался дольше всех

Черные долгое время играли отлично, находя далеко не очевидные решения, и сейчас могли спастись.


Недостаточно 1...Ne2 из-за 2.Qc8+ Kf7 3.Qe6+ Kf8 4.Qe3! – связка коня приносит белым победу, но в случае точного оформления замысла 1...Qf2! 2.d6 Ne2 3.Qd5+ Kf8 4.Qa8+ Kf7 5.Qd5+ все заканчивается вечным шахом. В партии черные ошиблись с клеткой для ферзя – 1...Qe2?, и после 2.d6 их сопротивление было сломлено.


Еще одно очко в копилку гроссмейстера - черные несут невосполнимые потери

«В живых» осталось двое

А потом один участник


Назревал сухой счет, однако здесь кандидат в мастера Павел Трифонов проявил упорство и защитил тяжелое коневое окончание «без одной». К слову, Павел отличится и в следующем сеансе.


Повторение ходов и ничья!

А вот и фото на память


Сразу же начался второй сеанс. На этот раз в бой вступило преимущественно старшее поколение кировчан

Повторить достижение Рублевского второму экзаменатору не удалось. Процесс шел со скрипом и продолжался на полтора часа дольше, нежели предыдущий. Итогом его стали три ничьи участников, причем с Трифоновым спасаться пришлось уже мне. «Ну как можно в сеансах играть закрытые позиции! Я подошел через час, у тебя везде еще игры вагон. Почему не посадил сильных соперников в центр? Пришлось ведь бегать потом через весь зал», – распекал потом нерадивого коллегу казанский специалист. Ничего, будем тренироваться.


Нет-нет, это не инопланетяне прилетели за утомленным сеансером — просто освещение в игровом зале хорошее

Впрочем, определенные плюсы у затянувшегося мероприятия нашлись. До пресс-конференции Алексея Дреева и Дмитрия Андрейкина оставалось уже совсем мало времени, и многие из болельщиков пришли задать вопросы рейтинг-фаворитам финала Рапид Гран-при.


Алексей Дреев, Дмитрий Андрейкин и ведущая пресс-конференции Анна Захарова


Изначально зрители немного тушевались, а потом вошли во вкус и завалили чемпионов Европы и России градом вопросов. Началось все с философского направления — классика или рапид?


Евгений Шамов интересуется перспективами различных временных контролей

Ответ Андрейкина был весьма сдержанным. Дмитрий рассказал, что к классическим партиям готовится долго, а рапид - более легкий жанр, перед которым он предпочитает сыграть партейку-другую в блиц. А вот Дреев говорил довольно долго и подверг классические шахматы весьма суровой критике: «Чем отличается рапид от классики? В классику сейчас люди 20-30 ходов делают не своих. Далеко не в каждой партии, но зачастую. Один из самых ярких примеровнедавняя встреча ЯковенкоГельфанд, в которой Дмитрий решил проверить соперника, и Борис забыл теорию на 41-м ходу! Классика сдает свои позиции под натиском компьютеров... Этот процесс начался, но не все о нем говорят в должной мере. В этом плане рапид выигрывает в зрелищности. Тут дебютная подготовка нужна, но на зубрежку вариантов нет времени! И побеждает тот, у кого сумма игровых навыков выше. Мне кажется, это гораздо честнее. Мнение о том, что быстрые шахматы необъективны, в корне неверно! Тут выигрывает сильнейший. В классике можешь встретиться с игроком порядка 2200, он первую линию «Гудини» выучил перед встречей и сидит, исполняет все это. А в рапид сразу видно, кто чего стоит. Самое важное, что снижается роль компьютера!»


Алексей Дреев: "Рапид гораздо честнее!"


Тут же последовал вопрос от сильнейшего шахматиста Кировской области, международного мастера Мирослава Власенко о глубине анализов Дреева и Андрейкина.


Мирослав Власенко: «Какова глубина вашей ветки?»


Дмитрий Андрейкин: «Для меня это ходов 25-30, я не самый сильный теоретик». Алексей Дреев и тут ответил довольно развернуто: «Ну, это смотря с кем сравнивать. Допустим, возьмем Виши Ананда с его бригадой или из россиян - Сергея Карякина. У Сергея упор на компьютерную подготовку огромный. И есть помощники, которые могут с модулем анализировать. На самом деле это огромная, каторжная работа, адский труд. Я этим иногда занимался, поскольку консультирую различных шахматистов. Эти анализы могут быть бесконечными. Тут самая главная проблемакак их потом запомнить? По крайней мере, для меня. А есть люди с исключительной памятью, которые за счет этого имеют громадный перевес. Как в свое время Гарри Каспаров. Нет, у меня, конечно же, записаны какие-то варианты. Но до оценки определенной, не до абсурда же!»


"Никогда не анализирую до абсурда!"

Старший из гроссмейстеров поймал кураж, и зрители завелись, подбрасывая Дрееву все новые и новые темы для широкоформатных литературных отступлений. Андрейкин продолжал отвечать коротко, и глаза у гроссмейстера зажглись лишь тогда, когда зрители спросили его про роль жены в его жизни. Чемпион России стал рассказывать о том, что Света неплохо играет в шахматы и следит за всеми его партиями, что неизменно поражает организаторов турниров (и журналистов!). А на фестивале Сибирского Сбербанка в Новосибирске супруга Димы и вовсе указала вариант, который ее муж в цейтнотной запарке не заметил за доской.


«После свадьбы кривая моих успехов стремительно пошла вверх»

Дальше про что только речь не шла. Даже про потенциальное изменение правил игры. И тут Алексей был категоричен: «Шахматыэто некий законченный вид чего-то идеального. Поменяешь что-то, и это будут уже не шахматы. Идеальное сочетание фигур, как они ходят, доски. Увеличь доску на две клетки, и начнется хаос! Мы должны существовать в этих рамках. Плюсы есть, исчезает теория. Но элита это точно не поддержит».


Анна Захарова попыталась возразить, что на претендентских матчах в Казани Владимир Крамник и другие сильные шахматисты часто говорили о таких изменениях, дабы занять публику после очередного безликого ферзевого гамбита. Дреев парировал это тем, что Крамник, Гельфанд и Грищук — шахматисты от Бога, а вот некоторые элитные гроссмейстеры зачастую держатся наверху именно из-за объема накопленных дебютных мин.



Здесь к беседе присоединился представитель генерального спонсора турнира Даниил Бергер, спросив мнение гроссмейстеров о шахматных интернатах

Вернее, сослался на книгу Германа Гессе «Игра в бисер», где в стране интеллектуалов Касталии через интернаты шла постоянная селекция игроков. Алексей Дреев попросил пожалеть шахматистов и повсеместно в особые школы не запихивать. Может, только самых одаренных, как в Китае. Хотя мне сразу вспомнилась фраза одного довольно перспективного российского юноши, который сказал, что поступление в УОР было далеко не самым дальновидным решением в его жизни.


В какой-то момент Власенко решил уточнить, как гроссмейстеры снимают стресс после партии и не заливают ли горе вином? Гроссмейстеры такой вариант категорически отвергли, а Дреев попросту высказался, что пить плохо, и он это никому не рекомендует. Ваш корреспондент позволил себе спросить о том, какой цвет предпочтут Дмитрий и Алексей в «партии смерти»? Фавориты турнира сошлись во мнении, что сейчас, при контроле 6 на 5 с добавкой после 60 хода, играть черными чуть выгоднее. Главный судья турнира Алексей Москвин, участвовавший в пресс-конференции наравне с прочими зрителями, начал расспрашивать про книги, которые оказали на грандов значительное влияние в их становлении. Дреев порекомендовал изучать молодым шахматистам 300 избранных партий Александра Алехина, а Андрейкин счел полезными «Моих великих предшественников» и прочие работы Каспарова, а также эндшпильные труды Марка Дворецкого.


Алексей Москвин интересуется шахматной литературой

Под конец разговор плавно перешел на тему детских тренеров. Изменилась бы шахматная судьба Дмитрия Андрейкина, если бы с ним с младых лет работал известный наставник? Например, как Александр Никитин с Дмитрием Яковенко? Андрейкин высказался в том плане, что хороший тренер — замечательно, но прекрасная жена гораздо важнее. У Алексея Дреева в этом плане материала для ответа было больше, но про работу с Марком Дворецким он говорить не стал, поведав о тренировках с первым своим учителем, мастером Владимиром Сайгиным. Оказывается, Сайгин и маленький Леша просто по 8 часов в день решали различные позиции. Результат налицо, так сказать.


Зрителей стало беспокоить то, что один из гостей проводит у микрофона меньше времени, чем другой, поэтому дальше пошли вопросы исключительно в адрес Димы. Чемпион России подробно ответил на вопрос о своих баталиях в интернете. Оказалось, что он совсем недавно на сервере ICC провел два затяжных матча: с Евгением Томашевским и «историческим» соперником Яном Непомнящим. Пресс-конференция уже порядком затянулось, и фраза о блиц-матче до полчетвертого утра повергла ведущую в минорное настроение. Опасаясь, что встреча с гроссмейстерами будет продолжаться до такого же времени (а соответствующий настрой у болельщиков был), Анна Захарова попросила отпустить Дмитрия и Алексея готовиться к предстоящим в воскресенье поединкам. Что и было исполнено после заключительного снимка.