12 сентября 2017

Слабонервным не смотреть

Матчи 1/8 финала Кубка мира - в репортаже Этери Кублашвили

Завершен еще один этап Кубка мира. Из двадцати россиян осталось только двое. Из Топ-10 в строю лишь Максим Вашье-Лаграв, Левон Аронян и Уэсли Со.


Первый день 

 

Владимир Федосеев не без риска действовал в поединке с Максимом Родштейном, но все же напор россиянина позволил ему добиться успеха.

Рассказывает Владимир Федосеев: "Был разыгран Каталон, который я к этой партии готовил, но ходами 8. a3 и 9. b4 именно в этой позиции Максим меня удивил. Я анализировал такую идею лишь с включением 8. cxd5 exd5, поэтому мне пришлось принимать ответственное решение за доской. Я предпочел сразу вызвать кризис, сыграв 9…c5. Может быть, в этой позиции такой ход не должен хорошо работать, но показалось, что альтернативы после c4-c5 приводили к зажиму. Поэтому я сыграл 9…c5, и началась борьба. В принципе, я доволен своими решениями: 14…Nfe4, 15…f6, 17…f5 и 18…fxe4. Позиция после этого обострилась, но я думаю, что на месте соперника стоило уже в удачной редакции пойти f3 и все поменять. Видимо, Максим решил, что его позиция получше, а пешки e4 и e6 слабые.

Соперник недооценил динамические ресурсы. В миттельшпиле мы оба играли довольно концептуально, и после 22. f4 он меня вынудил пойти 22…e5, жертвуя пешку.

 

М. Родштейн – В. Федосеев

 


В других случаях у меня просто не очень хорошая позиция, а после жертвы пешки у него слон на a1 плохой, и все другие фигуры особо не имеют ходов. Я же могу попробовать нападать на короля по линии "f" или толкать пешку "h", при этом лишний материал может и не чувствоваться. Далее мне удалось создать удачную блокаду и развить атаку на его короля. У Максима не хватало времени, чтобы защититься, но я думаю, что это уже непросто.

     


Ключевая ошибка белых – 35. Nc4? После 35…e3! я форсированно ставлю мат либо сопернику придется расстаться с ферзем, как это и случилось в партии: 36. Bxd5 Qf2+ 37. Kh1 Qf1+ 38. Kh2 Bg5 39. Bxe6+ Kg7 40. Qxe3 Bxe3 41. Nxe3 Qxa1. Белые сдались".

Василий Иванчук продолжает радовать своих болельщиков. Играя белыми в первой партии с Анишем Гири, украинский гроссмейстер, если можно так выразиться, спровоцировал своего оппонента на наступление на королевском фланге в позиции с разносторонними рокировками, двинув на одну клетку пешку "h". Аниш не заставил себя ждать и ринулся в атаку, пожертвовав пешку. Но в дальнейшем позиция упростилась, и голландский гроссмейстер допустил размен ферзей в невыгодной для себя редакции. После этого ладейный эндшпиль без пешки ему защитить не удалось.

Головоломную партию провели Максим Вашье-Лаграв и Александр Грищук. Белые пожертвовали пешку, после чего стремительно перекинули основные силы на королевский фланг. Точной игрой Александр Грищук отразил все прямые угрозы, а перед первым контролем начались дикие осложнения. В какой-то момент белые играли без ладьи, но смогли получить мощную компенсацию. В цейтноте россиянину удалось упростить позицию (хотя «железный» друг даже показывает, что черные могли добиться перевеса) и в итоге свел партию вничью в ладейном эндшпиле без пешки.   

Левон Аронян имел весомые шансы обыграть Даниила Дубова, который белыми играл достаточно агрессивно, и чтобы не получить хуже, ему пришлось отдать качество. Тем не менее, россиянину удалось защититься без материала: в критический момент армянский гроссмейстер не стал забирать незащищенную пешку, и у белых нашелся спасительный тактический ресурс. 

Рихард Раппорт также белыми действовал широко, пожертвовав пешку. Его соперник Евгений Наер отразил все угрозы, но реализовать лишний материал ему не удалось.

Партии Со - Джобава, Ван Хао - Дин Лижэнь и Свидлер - Бу Сянчжи проходили в более спокойном позиционном ключе и завершились вничью. 


Второй день 

 

После второй партии сразу в 1/4 финала вышли Василий Иванчук, Левон Аронян и Дин Лижэнь.

Украинский гроссмейстер и во второй партии имел перевес с Анишем Гири. У черных было две лишних пешки в многофигурном эндшпиле, но Иванчук предпочел форсировать ничью вечным шахом.

Левон Аронян в длительной борьбе переиграл Даниила Дубова. После партии победитель рассказал о том, как все происходило.

Левон Аронян: «Во-первых, мой соперник разыграл очень подозрительный вариант в дебюте. Но вместо того чтобы действовать солидно, я почему-то решил поиграть на мат. И зевнул сначала то, что он угрожает разменять ферзей, а затем - его ход 17…f6, после которого, как мне кажется, я в большой опасности.

 

Л. Аронян – Д. Дубов

 


 

Здесь я с практической точки зрения предложил ничью. Мне не нравилась моя позиция, если бы черные после 18.0-0 Qxd2 19. Bxd2 пошли просто 19…Rac8 вместо 19…Nxd4. В конце концов, они съели бы пешку на e6. А в партии я получил некоторую активность.

20. Nxd4 Rxd4 21. Be3 Rdd8 22. Bb5 Bd5 23. Bd7

 


 

Здесь Даниилу не следовало играть 23…g5. После этого уже только у меня есть давление. Тут уже соперник предложил ничью, но я решил, что смогу добиться большего».

Вся тяжесть борьбы перенеслась на эндшпиль с лишним качеством у белых.

 


 

«Я помнил, что он выигранный, я его давно анализировал, но не мог сразу легко и быстро найти путь к победе. У меня было мало времени, и в один момент я забеспокоился, поскольку понимал, что не должен пропустить его короля на g4». 

Это окончание, в котором соперники действовали не оптимальным образом, подробно проанализировали наши коллеги на сайте Chess Pro. Даниил упустил свои шансы и на 97-м ходу вынужден был признать свое поражение.

Дин Лижэнь очень технично переиграл своего соотечественника Ван Хао. В Каталоне белые сумели создать сопернику слабую пешку на c6, а затем терпеливо выиграли отбившегося от своих пехотинца.

Максим Родштейн черными отыгрался с Владимиром Федосеевым. Был разыгран современный вариант новоиндийской защиты с фианкетто 6…Bg7 и разносторонними рокировками. Несколько резкая игра россиянина "от короля" позволила черным зацепиться за ослабления в структуре оппонента. Ошибкой белых стал переход в ладейный эндшпиль с лишней (!) пешкой: как выяснилось, лучшее положение черных фигур и пешек принесло им победу.

Федосеев и Родштейн отправились на тай-брейк.

Ничьи последовали в партиях Свидлер - Бу Сянчжи, Вашье-Лаграв - Грищук, Со - Джобава и Раппорт – Наер. Этим шахматистом тоже пришлось выяснять отношения в дополнительных матчах.

Евгений Наер и Рихард Раппорт вели напряженную маневренную борьбу, но защита и нападение все-таки уравновесили друг друга.

«Хозяин поля» Баадур Джобава давил белыми на позицию Уэсли Со, однако американец сумел «окопаться» и добиться ничьей после разменов почти всех фигур.

Партии Грищук - МВЛ и Бу Сянчжи - Свидлер завершились вничью на довольно ранних стадиях.


Тай-брейк

 

Перед дополнительными матчами, впрочем, как и во время их проведения, все участники были крайне напряжены. Это легко можно увидеть по фотографиям в конце репортажа.

Очень много зрителей пришло поболеть за Баадура Джобаву. В их числе была и легендарная Майя Чибурданидзе, которая уверенно предлагала варианты «по первой линии», анализируя позиции с Генной Сосонко и Зурабом Стуруа. Позднее к анализу подключилась и пятая чемпионка мира Нона Гаприндшвили – всегда самый желанный гость в пресс-центре.

Однако, к большому огорчению грузинских болельщиков, Баадуру не удалось пройти Уэсли Со. В первой партии американец белыми получил небольшой, но стойкий перевес по выходу из дебюта, а в миттельшпиле добился преимущества двух слонов. Постепенно чемпион Америки нашел оптимальную расстановку для своих фигур, в правильной редакции совершил прорыв в центре и выиграл пешку. Черным пришлось расстаться с фигурой, и защитить эндшпиль без материала они не смогли. В ответной партии Баадуру не удалось отыграться: счет 1,5:0,5 в пользу Уэсли Со.  

Петр Свидлер в обеих партиях разгромил Бу Сянчжи (в первой встрече даже последовал мат), а после победы прокомментировал ход событий.

Петр Свидлер: «На тай-брейке все решилось в первой партии, в которой я что-то перепутал/решил не вспоминать то, что я примерно помнил, и получил позицию крайне рискованную. Но когда меня нужно было наказывать, он сыграл немножко из общих соображений, и дальше у меня позиция уже была достаточно комфортная.

 

Бу Сянчжи – П. Свидлер

    


 

После 14…e5 белые сыграли 15. Nxc6?! Это, конечно, признание того, что у меня все неплохо. Видимо, 15. cxd5 давало белым довольно приличный перевес, но я не видел выбора за себя. А в партии мы оба пошли на позицию с жертвой качества за белых, которую он, видимо, считал для себя приемлемой. А я издалека понимал, что позиция для него довольно рискованная, поскольку белые не успевают стабилизироваться. Дальше я реализовывал перевес не идеальным образом, потому что позиция все-таки довольно хитрая. Компьютер указывает какие-то форсированные выигрыши, которые я сразу не нашел, и в итоге все решилось показаниями часов. В какой-то момент я поднял глаза, смотрю: у него 15 секунд. И тогда я решил найти в позиции ход, который бы он не рассматривал.

 


 

Я сделал ход 39…Rd3, который не лучше и не хуже любого другого в данной позиции, но не «входил в список». И немедленно партия закончилась: 40. Ra5 Ra3 41. e4 Rf1#. На 15 секундах соперник сделал первое, что пришло в голову, и у него сразу стало проиграно.

Ну, а черными он получил безнадежную позицию примерно к 7-му ходу. Но ситуация заставила его играть в нехарактерной манере, а он шахматист крайне классический. И когда ему нужно черными резко играть на отрыв, то понятно, что ему тяжело. И дальше от меня требовалось только ничего не зевнуть, и с этой задачей я справился».

Земляк Петра Владимир Федосеев также со счетом 2:0 выиграл у Максима Родштейна. По словам Владимира, матч был крайне трудным.

Владимир Федосеев: «Вторую классическую партию Максим провел просто блестяще. На тай-брейке мне было важно «просто играть в шахматы», забыв про поражение. Первая партия в рапид оказалась очень нервной: я получил прекрасную позицию и, вероятно, большой перевес, но затем затратил много времени на расчет вариантов. В итоге мне удалось выиграть эндшпиль с разноцветными слонами и лишней пешкой, к тому же в партии мой соперник сделал невозможный ход. (В случае невозможного хода оппоненту добавляется 2 минуты – ред.). Шок!

Вторая партия была совершенно сумасшедшей. Посмотрев ее, можно научиться тому, как играть из рук вон плохо, когда нужно сделать ничью. Но в динамической стадии я играл лучше и выиграл». 

Слабонервным не смотреть:

 

М. Родштейн – В. Федосеев

 


37…Rxd5?!

Вероятно, жертвовать качество было не обязательно, на Владимир решил устранить все помехи на большой белой диагонали.

38. Qxd5 Bb7 39. Qxc4 Qc6 40. Qg4+ Kb8 41. f3?

Следовало разменяться путем 41. Bg2.

41…Qd5 42. Bg2 Nb3 43. Rd1 a2. Белые сдались.

Россиянин Евгений Наер уступил в матче Рихарду Раппорту 0,5:1,5. В первой партии на стороне россиянина был некоторый перевес, но он ни во что более серьезное не трансформировался. В ответном поединке Евгений защищал непростой многофигурный эндшпиль без качества и, будучи увлеченным развитием контригры, зевнул один ресурс белых:

 

Р. Раппорт – Е. Наер



Ничью, видимо, давало 45…Re1+ 46. Kg2 Nb4, и одна из сторон объявит вечный шах.

Евгений же сыграл 45…Nb4?, упустив 46. Re2!, и после 46…Nxd3 47. f5 Rxe2 48. fxg6+ Kg7 49. Kxe2 Nc1+ 50. Bxc1 сдался.

Александр Грищук и Максим Вашье-Лаграв свели вничью две быстрые партии, а в первой «десятиминутке» выиграл француз.

 

М. Вашье-Лаграв – А. Грищук

 


 

Ход 35…Nc7 оказался ошибочным ввиду 36. e6! fxe6 37. Ng6 Rd7 38. fxe6 Rdd8 39. Ne7+ Kf8 40. Nxc6! Rxd6 41. Nxb8 Ke7 42. Rxd6 Kxd6 43. Rd1+ Kxe6 44. Rd7. Черные сдались. 

Во второй партии россиянин переиграл соперника, добился материального перевеса (ладья и пешка против слона и пешки), но не смог выиграть в эндшпиле. МВЛ проходит в следующий круг.

Пары 1/4:

Свидлер - Вашье-Лаграв, Аронян - Иванчук, Со - Федосеев, Дин Лижэнь - Раппорт.

 

Командный чемпионат азиатских городов