17 мая 2015

Контратака Каруаны

О четвертом туре Гран-при ФИДЕ рассказывает Владимир Барский

Три короткие ничьи – результат серьезной домашней подготовки шахматистов, игравших в этот день черными. В трех других поединках белые владели дебютной инициативой, причем в одном из них добились серьезного перевеса. Однако Томашевский и Свидлер свои шансы упустили, а Вашье-Лаграв и вовсе пошел не той дорогой, запутался и проиграл.


Б. Джобава – А. Грищук, ничья

До девятого хода соперники следовали партии Джобава – Яковенко, сыгранной в начале мая на российской лиге в Сочи. Тот поединок закончился драматично для грузинского гроссмейстера: в позиции с лишней пешкой он в один ход зевнул целую ладью и проиграл. Но поскольку белые тогда добились по дебюту преимущества, Баадур был не прочь повторить тот же вариант.

Однако Александр продемонстрировал неожиданную и очень яркую идею: он пожертвовал пешку, затем слона, а потом еще и ладью, благодаря чему развил стремительное наступление на королевском фланге. Правда, фигурной активности хватило только на то, чтобы объявить вечный шах, но в любом случае короткую ничью черными российский гроссмейстер может занести в свой актив. Наверняка улучшила ему настроение перед выходным и убедительная победа любимого футбольного клуба ЦСКА в чемпионате России.

Ход черных

В этой позиции последовало 14...Ba5! 15.Nxc6 Qh4 16.Nxa5 Rxf2!


Б. Гельфанд – А. Гири, ничья

В этой партии белые также столкнулись с мощной новинкой соперника, которая, судя по всему, меняет оценку целого дебютного варианта, причем варианта достаточно популярного. В конце апреля на командном чемпионате мира в Цахкадзоре (Армения) Борис Гельфанд уже проверял эту линию против Петера Леко и выиграл дебютную дуэль. Молодой голландский гроссмейстер улучшил игру черных: он нашел остроумную комбинационную идею, с помощью которой форсировал переход в эндшпиль с прекрасной позиционной компенсацией за пешку. Борис Гельфанд признал на пресс-конференции, что анализ Аниша Гири оказался более глубоким, чем его собственный; прямо скажем, «переиграть» вице-чемпиона мира в глубине домашней подготовки удается нечасто.

Когда длинная форсированная игра закончилась, оказалось, что ладья белых застряла в неприятельском лагере, а их конь не попадает на хорошие опорные пункты в центре доски. Поскольку уводить коня на край было явно невыгодно, Гельфанд предпочел сразу вернуть пешку и форсировать переход в чуть худшее ладейное окончание. Черные владели небольшой инициативой, однако развить ее Гири не сумел – соперник защищался очень аккуратно и точно. На контрольном ходу гроссмейстеры согласились на ничью.


Л. Домингес – Х. Накамура, ничья

Как известно, Хикару Накамура обладает очень широким дебютным репертуаром, поэтому Леньер Домингес, по его собственному признанию, не стал слишком долго готовиться к партии – вероятность угадать вариант, на котором остановит свой выбор американский гроссмейстер, была невелика. В результате соперники разыграли сицилианскую защиту, любимый вариант Е. Свешникова с 4…е5, который сам теоретик предлагает называть вариантом Лабурдоннэ – в честь великого французского шахматиста, применявшего эту схему еще в первой половине XIX века.

Как показало течение партии, кубинский гроссмейстер оказался не готов вести дискуссию в самых принципиальных линиях. Он избрал надежное продолжение, при котором белые жертвуют пешку, но получают взамен очень сильное давление на ферзевом фланге. Накамуре было практически невозможно свернуть в сторону и уклониться от повторения позиции; ничья была зафиксирована уже на 23-м ходу.


П. Свидлер – С. Карякин, ничья

Как рассказал Петр Свидлер на пресс-конференции, при подготовке он обратил внимание на партию второго тура Гири – Карякин и понял, что может получить позицию такого же типа, как в защите Грюнфельда, а это – его любимый дебют. «Правда, придется играть еще одну партию черными, но меня это не слишком смущало, ведь накануне я выиграл как раз черными. Так что черные – хороший цвет!» – с улыбкой заключил Петр.

Из дальнейшего рассказа гроссмейстеров выяснилось, что оба они изучали этот вариант дома, но идея 12.Nd2 (вместо более естественного 12.Nc3) оказалась для Сергея Карякина неожиданной. Белые предложили жертву пешки, однако черные не стали «цепляться» за материал: вызвав ряд разменов, Карякин перешел в окончание, где его далеко продвинутая проходная на d2 была одновременно и силой, и слабостью.

Позиция перед 19-м ходом черных

Критическая позиция возникла после 19…Rhd8. «Я не верил, что это окончание возникнет на доске, и почему-то был уверен, что если оно все-таки возникнет, то черные сыграют 19…h6. Конечно, надо было потратить полчаса дома и проанализировать ход 19…Rhd8» (П. Свидлер). Очевидно, в этом случае белые могли поставить перед соперником гораздо больше проблем, а в партии Сергею Карякину удалось удачно перегруппировать свои силы и полностью уравнять позицию.

После окончания пресс-конференции Сергею Карякину и его супруге от имени пресс-центра были вручены цветы и памятный подарок: в этот день молодые люди отмечали годовщину свадьбы.

Сергей и Галия Карякины


М. Вашье-Лаграв – Ф. Каруана, 0:1

Как признался Максим Вашье-Лаграв, выбор соперником защиты Рагозина стал для него определенным сюрпризом. После некоторых размышлений он решил разыграть вариант с 8.Rc1, который был на пике популярности несколько лет назад. И оказалось, что именно к этому продолжению итальянский гроссмейстер был готов не слишком хорошо. «Сегодня мне хотелось сыграть что-то новое, но я не смог загрузить в свою память все варианты, поэтому испытывал определенные проблемы в дебюте» (Ф. Каруана).

Проделав небольшую подготовительную работу, белые сумели укрепить своего коня на е5 и начали пешечное наступление на королевском фланге. Позиция черных внушала определенные опасения, однако на 21-м ходу Вашье-Лаграв сбился с верного курса: он отправил своего ферзя на b3, чтобы предупредить единственно возможную контригру черных, связанную с ходом Qa5-b6. Однако оказалось, что после простого ответа 21…b5! угроза Qb6 все равно неотразима, а белый ферзь на ферзевом фланге расположен очень неудачно.

Позиция перед 21-м ходом белых

Возможно, белым следовало признать свою ошибку и перевести ферзя на королевский фланг, смирившись с потерей нескольких темпов. Вместо этого французский гроссмейстер затеял активную игру по линиям «b» и «с»; белые выиграли пешку, а черные вскрыли большую диагональ для своего белопольного слона и создали опасные угрозы неприятельскому королю. Фабиано Каруана энергично развивал наступление, выиграл фигуру, после чего белые признали свое поражение.


Е. Томашевский – Д. Яковенко, ничья

В защите Боголюбова возникла симметричная пешечная структура в центре. Чернопольные слоны были разменяны, и белые остались с «хорошим» белопольным слоном, а черные, соответственно, с «плохим».

По мнению Евгения Томашевского, «ход 12…а6 – серьезная позиционная ошибка, после которой у белых бесплатный перевес». Дмитрий Яковенко согласился с этой оценкой: «Я просто забыл, что всеобщие размены по линии «с» в данном случае невыгодны черным, потому что слоновый эндшпиль будет у них проигран. Пришлось искать какие-то трюки».

«У белых постоянно была масса возможностей, дающих большие шансы на победу, но я не смог выбрать лучшее. Все время мне что-то мерещилось, боялся продешевить. Не хватило уверенности, чтобы реализовать свой перевес» (Е. Томашевский).

Позиция перед 21-м ходом белых

Например, как указал Яковенко, очень сильно выглядело 21.Bf1 вместо 21.е3: белые защищают пешку е2 и одновременно предупреждают ход 21…Rb8, поскольку теперь после 22.Rb1 у черных не будет шаха по первой горизонтали. Практически до самого конца партии черным пришлось вести тяжелую оборону, однако защита в этой партии возобладала.

* * *

После четырех туров в Ханты-Мансийске лидирует Фабиано Каруана, набравший 3 очка. 2-3. Л. Домингес, П. Свидлер – по 2,5, 4-8. Б. Гельфанд, А. Грищук, С. Карякин, Х. Накамура, Е. Томашевский – по 2, 9-12. М. Вашье-Лаграв, А. Гири, Б. Джобава, Д. Яковенко – по 1,5. В понедельник 18 мая на турнире выходной день.

Фотографии Владимира Барского

Командный чемпионат азиатских городов