10 марта 2017

На новом месте, с новым именем

Неделя шахмат в Юрмале – в беседе Владимира Барского и Алексея Широва

Традиционный шахматный фестиваль на популярном балтийском курорте Юрмале, который проводит гроссмейстер Алексей Широв при поддержке мецената Евгения Ушакова, в этом году сменил название и место дислокации. Предыдущие турниры посвящались латвийскому гроссмейстеру Владимиру Петрову, а сейчас было решено отдать дань памяти 8 чемпиону мира Михаилу Талю. Кроме того, в городском музее Юрмалы – уютном, симпатичном – шахматистам стало тесновато, поэтому организаторам пришлось заняться поиском более просторных помещений.

Евгений Свешников, Наум Рашковский и Евгений Ушаков

По словам Алексея Широва, когда в 2015 году он размещал нескольких гроссмейстеров (в частности, Василия Иванчука и Бориса Гельфанда) в отеле «Jomas Seta», то узнал, что это сетевой отель, а самая крупная в этой сети гостиница – «Lielupe Semarah». Уже тогда у Широва возникла идея переехать из района Дзинтари в район Лиелупе, и два года спустя эта идея осуществилась. Как у практически любого переезда, у этого тоже есть свои плюсы и минусы. Дзинтари – самый центр Юрмалы, там расположена знаменитая пешеходная улица Йомаса со множеством приятных кафе и магазинчиков; гулять там – одно удовольствие. С другой стороны, участники были разбросаны по десятку маленьких отелей, а в большой гостинице есть возможность спуститься вечером в бар на первом этаже, пообщаться с друзьями-коллегами, поблицевать. Кроме того, в «Lielupe Semarah» очень приличный 25-метровый бассейн и при нем спа-центр (сауна, хаммам, джакузи и прочие радости).

Правда, по сравнению с 2015 годом дела в гостинице заметно улучшились, и она была уже не так сильно, как раньше, заинтересована в шахматном фестивале. Хозяева потратились на хороший ремонт (он заканчивался на наших глазах), и посетителей стало гораздо больше. «У отеля было много заявок, в том числе на те же даты, что и наш фестиваль; из-за этого возникли дополнительные проблемы, которые пришлось решать в рабочем порядке. Но, как говорится, не было бы счастья: в итоге основным местом для игры стал зал на 10-м этаже с великолепным видом на Юрмалу, к которому примыкает просторная терраса. Не могу сказать, что я доволен абсолютно всем, но в ряде спорных вопросов руководство гостиницы шло нам навстречу» (А. Широв).

Алексей Широв на террасе с видом на Юрмалу

Что тут можно добавить? Цена на проживание оказалась весьма умеренной, завтрак отличным, сервис тоже. Алексей Широв, в отличие от многих (чтобы не сказать – большинства) организаторов не пытается безжалостно «накручивать» цены. А после окончания фестиваля гроссмейстер опрашивал многих участников, где им больше понравилось – на прежнем месте или на новом.

«Мне показалось, что любители остались довольны, потому что это довольно удобно, когда живешь и играешь в одном месте. К тому же они обычно лучше успевают оценить преимущества спа-центра, бассейна и т.п. Гроссмейстеры в большинстве своем, к сожалению, еще не привыкли ценить такие моменты. Я сам, например, так и не успел сходить в бассейн. Наверное, мне надо было иначе сформулировать свой вопрос: не лучше или хуже, а побывали вы в бассейне или нет?» (А. Широв).

Чтобы привлечь больше внимания к гостинице, организаторы провели еще ряд побочных турниров: один с нормой гроссмейстера и два – с мастерской, опены для любителей, а также перенесли детский Кубок Широва из пансионата «Янтарный берег».

«Но по-настоящему рентабельным оказался только Мемориал Таля, т.е. массовые блиц- и рапид-турниры. Всё остальное – довесок, и там организаторы остались в серьезном минусе. Любительский опен собрал очень мало участников: идея провести зимний отпуск в хорошей гостинице и поиграть в шахматы пока не завоевала популярность. Хотя тот факт, что латвийский мастер Никита Мешков перевыполнил норму гроссмейстера на целое очко, говорит о том, что не зря мы всё это затеяли. Думаю, за ближайший год Никита выполнит и последнюю третью норму». (А. Широв).

Никита Мешков

Автор этих строк прилетел в Латвию в четверг, когда Широв и его давний товарищ Люк ван Вели проводили сеанс для участников Кубка Широва. В половине партий дети играли белыми. Гроссмейстеры стремились к полнокровной борьбе во всех партиях – творили сами и давали творить своим юным соперникам. Конечно же, Алексей не пытается зарабатывать деньги на Кубке своего имени, у него другая цель – растить смену.

«Меня не вполне устраивала устоявшаяся формула турнира, я хотел повысить уровень участников, провести турнир сборных из разных стран. Но до конца не получилось. Да, выступали сборные Латвии, Литвы и Казахстана, а остальные команды приехали явно не в сильнейшем составе. Но надеюсь, что уже следующий Кубок окажется намного интереснее.

В пансионате «Янтарный берег» за много лет всё было хорошо налажено, однако тяжело проводить фестиваль в двух местах сразу. Пришлось бы опять в пятницу ночью после блица перевозить инвентарь, всё переустанавливать на новом месте. А провести весь фестиваль в «Янтарном береге», к сожалению, невозможно – там маловато места для игры. В конце марта Евгений Эллинович планирует организовать в «Янтарном береге» небольшое шахматное мероприятие – матч с Ноной Гаприндашвили и темпо-турнир. Получается, он отрабатывает мои грехи!» – смеется Алексей.

Широв внимательно следит за игрой детей, изучает их партии. Про многих рассказывает на закрытии, дает советы, и видно, что это не пустая формальность – выдающийся гроссмейстер действительно хочет помочь детям, поделиться своим опытом. А состав действительно стал сильнее: впервые за много лет гроссмейстеры потерпели в сеансе несколько поражений – Широв проиграл две партии, а ван Вели целых три.

Люк ван Вели, Наталья Жукова и Алексей Широв

Как обычно, на закрытии Кубка Широва было множество призов и подарков. На всех медалях гравировка: Зимний Кубок Широва, группа до 10 или до 14 лет и место – первое, второе или третье. Кубки, медали, подарки – всем этим занимается сам Алексей, не жалея времени. Видно, что ему нравится общаться с детьми, он получает от этого удовольствие. В нашей беседе Широв благодарит бывшего президента Латвийской шахматной федерации Петериса Шмидре: он предоставил детям бесплатные билеты в аквапарк.

А вот нынешний президент федерации Арис Озолиньш хоть и приехал сыграть в блицтурнире, но, в отличие от предыдущих пяти лет, отказался помочь с шахматным инвентарем. «Это даже не вредительство, а мелкая пакость, абсолютно недостойная столь серьезного человека», – вздыхает Алексей. Ничего, организаторы справились: нашли и шахматы, и часы, и электронные доски. «За плохое поведение» Широву не дали обещанную тысячу евро от одного из спонсоров федерации, но и эту неприятность удалось пережить.

Блицтурнир собрал 176 человек – это абсолютный рекорд юрмальских фестивалей.

«Меня как шахматиста на этом фестивале не было. Как удалось выиграть блицтурнир, я совершенно не в состоянии объяснить. Где-то мне подставили ладью, где-то слона, и неожиданно этого хватило не только для того, чтобы показать хороший результат, но и чтобы занять чистое первое место. В рапиде я более-менее неплохо играл в первый день, но совсем отвратительно во второй. В некоторые оргвопросы я совсем уж с головой ушел; так нельзя!

В рапиде шла очень интересная борьба за первое место, в которой я, к сожалению, не участвовал. Долгое время блестяще играл латвийский гроссмейстер Артур Нейкшанс, который в прошлом году разделил в Юрмале первое место. Потом он проиграл важную партию Онищуку, но всё равно занял второе место. Я рад успеху Артура; в последнее время он выступал не очень удачно, но хочется надеяться, что это достижение даст ему стимул к новому витку совершенствования. Артур как шахматист еще далеко не реализовал себя.

Марк Глуховский и Артур Нейкшанс

Победитель турнира Владимир Онищук (Украина) уже давно отметился сильной игрой в быстрые шахматы. Постепенно он становится одним из самых стабильных игроков в рапид. Надо отметить и сильную игру Евгения Свешникова: он стоял выиграно с Нейкшансом, не обязан был проигрывать в 11 туре Онищуку. В последнее время не слишком успешно складывается игра в быстрые шахматы у Игоря Коваленко (Латвия); он показал достойный результат лишь благодаря мощному финишу. Отмечу белорусского гроссмейстера Алексея Александрова; за последний год он заметно остепенился и, помимо исключительно корректного поведения, продемонстрировал сильную игру. С удовольствием приглашу Алексея в следующем году, если будет такая возможность» (А. Широв).

Владимир Онищук и Алексей Широв

Закончился фестиваль гандикап-турниром, в котором гроссмейстеры дают любителям огромную фору по времени, вплоть до 48 секунд на 11 минут 12 секунд. Фаворитов при таком раскладе нет, азарт захлестывает, но победил в итоге всё же гроссмейстер – Бенджамин Бок из Голландии. А посодействовал в организации любитель шахмат Владимир Шляхецкий из Израиля – внес приличную сумму в призовой фонд.

А. Широв:

– Первые мысли по горячим следам такие. Скорее всего, у меня не будет уже нормального контакта с Латвийской шахматной федерацией и с властями Юрмалы, поэтому я буду во многом зависеть от частных спонсоров и меценатов. Но отменять такой популярный фестиваль жалко, поэтому я готов поискать новые пути финансирования; попробую провести переговоры с новыми людьми. Смотрю на эту задачу с оптимизмом!

– Какие планы у Широва-шахматиста?

– Это, наверное, самая интересная тема – пора мне об этом задуматься всерьез. Последние годы я провел с рейтингом в районе 2670-2690, но дело даже не в этом. Хочется те турниры, которые играешь, играть по-настоящему хорошо! В марте я сыграю в двух или даже в трех командных чемпионатах разных стран, в апреле – в опен-турнире в Цюрихе. Я так понял, Олег Скворцов был немного расстроен из-за того, что я в последний момент не сумел отобраться из «Щелкунчика» в главный турнир в Цюрихе, поэтому поспособствовал, чтобы мне предоставили нормальные условия для игры в опене. Потом выступлю в Рейкьявике. Я как спортсмен хочу в какой-то степени себя возродить, это одна из важных задач.

Кроме того, мне хотелось бы больше времени уделять более привычным околошахматным делам – писать книги и давать уроки. Сейчас я пишу книгу, которая посвящена жертве в шахматах, своего рода ремейк старой книги Рудольфа Шпильмана «Теория жертвы». Надеюсь, смогу рассказать и профессионалам, и любителям что-то интересное.

– Много там примеров вашего творчества?

– Конечно, я использую примеры из своей практики, но задачи показывать свое творчество у меня нет. Моя задача – показать, как правильно оценивать позиции с нарушенным материальным балансом и как их разыгрывать. Какой я вижу самый удачный пример на ту или иную тему, такой и даю. Но, конечно, какие-то свои партии надо будет привести.

* * *

В заключение хочу от своего имени и от своих друзей поблагодарить Алексея Широва и Евгения Ушакова за прекрасный фестиваль, который дарит возможность вырваться из московской суеты, чтобы поиграть в шахматы и отдохнуть, пообщаться с давними знакомыми и погулять по берегу Балтийского моря. Юрмала, до новых встреч!

Фотографии Владимира Барского