4 декабря 2017

Полотна на фоне плакатов

Первый тур Суперфиналов чемпионатов России – в репортаже Этери Кублашвили

Итак, в Музее политической истории России в Санкт-Петербурге сыграны первые партии Суперфиналов. Любители шахмат приходят на турнир и в атриуме музея с удовольствием слушают комментарии Сергея Шипова, порой предлагая свои варианты. Вход на турнир осуществляется по прейскуранту ГМПИР, поэтому наши зрители также могут посмотреть интереснейшую экспозицию музея. Гроссмейстеры играют в очень «харизматичных» залах, украшенных многочисленными знаменами и афишами.

Во время игры казалось, что в мужском турнире кровопролитных исходов будет, как минимум, четыре, однако результативных партий получилось всего две из шести.

Партией дня, по мнению многих, можно назвать поединок Дубов – Волков. В варианте Чебаненко славянской защиты белые ушли с проторенных путей и получили позицию с перевесом. Далее Даниил решил пожертвовать фигуру, и компенсации за отданный материал ему хватило для внушительной победы.

Впрочем, лучше самого гроссмейстера об этой острой дуэли никто не расскажет.

Даниил Дубов: «Сергей много раз играл этот вариант. Я решил, что если противник применяет такое продолжение, то, наверное, не надо ему мешать. Понятно, что у него больше опыта и, видимо, ему все там нравится, но объективно, я думаю, эта линия довольно сомнительна за черных. 

 

Д. Дубов – С. Волков

 



Дальше мы как-то разошлись в оценках: мне казалось, что я получил довольно большой перевес, и 13. Nd5 – ход необязательный. Здесь можно было поспокойнее пойти, поскольку у белых и так хорошо. Я, видимо, еще не отошел от турнира памяти Юрия Елисеева, где призы были только за красоту. Поэтому решил порадовать людей и пожертвовал фигуру. Наверное, это не первая линия, но у белых все равно там хорошо, поскольку им играть легче: все фигуры идут вперед.

13...cxd5 14. cxd5 Bd7 15. Bb2 f6 16. f4 Nc4 17. Nxc4 bxc4 18. Kh1 Qa4 19. Qd2 Bb4 20. Bc3



Дальше наши оценки снова разошлись. Мне кажется, здесь у черных совсем беда. По крайней мере, я не видел, как им ходить. «Упаковка» Ra8-Nb8 не открывается, а белые спокойно проводят пешки в ферзи по центру.

20…a5 21. e5 0-0 22. e6 Rc8 23. a3 Bxc3 24. Qxc3 Qb3 25. Qd4 c3 26. Rfb1 a4

 


На пресс-конференции нам рассказали, что ход 26…a4 объективно слабый. Но с практической точки зрения этот вариант крайне неприятный, и я немного растерялся. Случилось какое-то дежавю, поскольку у меня была похожая партия, и я ее не выиграл. Такая психическая атака там прошла, и проходные пешки дали ничью. Однако мне повезло, что белый слон входит в игру через g4, и партия выигрывается очень легко. Так что никакого этюда от меня не потребовалось. 

27. Rxb3 axb3 28. exd7 Nxd7 29. Bg4 b2 30. Rg1 Rcb8

 



31. Bf5 Rxa3 32. Bb1 Rc8 33. Qb4 Ra1 34. Qb7 Rca8 35. d6 g6 36. Qb3+ Черные сдались.

Это мой третий Суперфинал. За два первых я выиграл, кажется, только одну партию. То есть я плавно прибавлял. В первом я набрал «-1» без побед, во втором – «полтинник» с одним выигрышем и одним проигрышем. И если прогрессия работает, то, может быть, здесь я выйду в «плюс»».

Вторым героем дня стал Владимир Федосеев, обыгравший действующего чемпиона России Александра Рязанцева.

Владимир Федосеев: «Был разыгран каталон с конем на d2; этот вариант сейчас входит в моду. В частности, у моего соперника была партия с Борисом Гельфандом недавно на этапе Гран-при ФИДЕ на Мальорке, где встретилась позиция как раз вплоть до десятого хода. Были чудеса подготовки, потому что оказалось, что эту позицию я помню как раз довольно плохо относительно всех остальных. Поэтому мне пришлось как-то импровизировать. Александр говорит, что для него игра началась после моего 14-го хода. Была сложная борьба, неясная позиция, которую, на мой вкус, всегда лучше играть белыми.

 

В. Федосеев – А. Рязанцев

 


 

После 22. Rxf7+ Kxf7 23. Nh3, мне кажется, у меня сильная инициатива».

23…Re8 24. Qc1 Bd5 25. Bd4 Kg8 26. Rb1 Qc4 27. Qe3 Be6 28. Bg2 Rad8 29. Rb4




За следующие несколько ходов белые методично улучшили положение своих фигур, а на 29-м ходу черные решили отдать ферзя за две ладьи путем 29…Rxd4?!  Однако лишние и далеко продвинутые пешки белых сказались, и Федосеев постепенно переиграл своего соперника.

Уже в первом туре жребий свел «хозяев поля» - фаворитов Никиту Витюгова и Петра Свидлера. Соперники разыграли английское начало, и, в целом, партия протекала довольно мирно. Ничья повторением ходов последовала на 22-м ходу.

На вопрос о том, насколько трудно играть против человека, с которым давно общаешься и которому не раз секундировал, Никита Витюгов ответил, что с Петром они плотно работали достаточно давно, 3-4 года назад. «В принципе, тут я всех хорошо знаю, и меня знают. Кого-то лучше, кого-то хуже. Что касается партии, то она типична для первого тура. Просто хотелось войти в турнир после всей суеты первого дня и организационных вопросов. Шахматисты умеют найти повторение в любой позиции, а здесь и партия получилась примерно равной. Вероятно, в другом туре игра могла бы продолжиться». 

Три другие ничейные партии протекали более драматично.

Владимир Малахов и Евгений Романов вели дискуссию в дебюте Рети, где белые в миттельшпиле отказались от повторения ходов и продолжили борьбу. Тем не менее, у черных была весьма крепкая позиция, и они удачно оборонялись. В эндшпиле Евгению даже удалось выиграть пешку, но на доске возникла крепость, пробить которую оказалось невозможно.

У Максима Матлакова и Евгения Томашевского получился некий гибрид защиты Нимцовича и каталона. После размена большей части фигур оказалось, что позиция черных поприятнее.  В окончании черные выиграли пешку, но все же на нюансах белым удалось найти баланс и удержать ничью. 

Защита Рагозина возникла на доске во встрече Сюгиров - Инаркиев. В целом, самая длинная партия тура проходила под диктовку белых, которые на разных стадиях игры (от миттельшпиля до пешечного эндшпиля) имели серьезный перевес. Точной игрой Инаркиев отражал угрозы соперника, но в окончании Сюгиров мог пойти на вариант с одновременным превращением пешек в ферзи. По всей видимости, это был последний (и очень весомый) шанс белых победить в этой партии. А так – на 72-м ходу черный король был запатован, а вернее, амнистирован.

У женщин, как обычно, процент  результативности выше. В одной из центральных встреч Алина Кашлинская выиграла у Валентины Гуниной. Шахматистки разыграли французскую защиту, и Валентина сразу начала активные боевые действия, выведя ферзя на g4. Дальнейшая борьба проходила по всей доске и была очень острой: обоим королям так и не удалось найти себе убежище за спиной ладьи. В один момент белые предпочли наступление развитию, недооценив защитительные ресурсы соперницы, после чего перевес окончательно перешел к черным.

Рассказывает Алина Кашлинская: «Валя – одна из соперниц, с которыми мне очень неудобно играть, потому что в «классику» у нас счет примерно 0:7, причем, неважно, каким цветом мы играли. Иногда я проигрывала по делу, иногда – по совершенно непонятным причинам. В быстрые я выиграла у Вали один раз, и счет там примерно 1:10. Очевидно, что она для меня крайне неудобная соперница. Конечно, я очень рада, что мне удалось выиграть, к тому же черными.

Однако могу сказать, что у меня был некий знак судьбы, потому что незадолго до турнира мне попалась партия Смирин - Пеллетье в Chess Base Magazine, где Янник рассказывал о том, что Смирин для него – неудобный соперник, у него с ним плохой счет, и вот наконец ему удалось победить. Как раз эта партия анализируется. И тогда я подумала про Валю, решив, что это знак. В той статье написано, что когда у человека с кем-то большой счет, он как-то психологически расслабляется, ему кажется, что он все равно выиграет. Как и происходило со мной у Вали: она по-любому выигрывала. Казалось, что эта полоса никогда не закончится. 

Что касается партии, то мне кажется, что по дебюту я знала больше, чем она, так как на 1.e4 я играю много разных начал. Возможно, она ожидала какой-то другой вариант. На мое продвижение пешки c5 белые обычно ее не берут, а развивают коня на e2. В целом, получилась интересная борьба, было очень много тактики. Я сейчас могу много чего говорить, но компьютер покажет все иначе. Однако мне кажется, что у черных там все хорошо».

     

В. Гунина – А. Кашлинская

 



Белые могли побить на d7 с форсированным ничейным вариантом: 16. Bxd7+ Bxd7 17. Qg8+ Ke7 18. Qxa8 Qg7+ 19. Kf1 Qa1+ 20. Kg2 (20. Ke2 Bb5+ 21. Kd2 Qd4+ 22. Kc1 Qa1+) 20... Qg7+ 21. Kf1 Qa1+.

 

В партии после 16. c4?! a6 17. Ba4 h6 18. Qxh6 b5 19. cxb6 Bb7 20. Qe3 Ke7 белые опрометчиво пошли 21. Qg5+?

 


И после 21…Kd6 22. Qg3+ Ne5 23. Bd1 Qd4 24. h4 Qxd1 остались в проигранной позиции без материала.

Полина Шувалова черными в партии с Ольгой Гирей пожертвовала ферзя за две фигуры и пешку и развила нешуточную инициативу. В один момент у белых стало опасно, но в коварные предцейтнотные 30-е ходы Полина не справилась с управлением этой сложной позиции, после чего ситуация сначала выровнялась, а затем перевес перешел к белым. Их проходные на разных флангах оказались столь сильны, что две легкие фигуры черных, полученные за ладью, были беспомощны. На 59-м ходу самая юная участница Суперфинала признала свое поражение.

Алиса Галлямова, игравшая белыми с Екатериной Ковалевской, уже в дебюте выиграла пешку и железной рукой реализовала свой перевес.

Оксана Грицаева получила весьма перспективную позицию с разносторонними рокировками против Марины Нечаевой. Но после размена ферзей черные организовали пешечный прорыв на ферзевом фланге и выиграли материал, который успешно конвертировали в победу.

Вничью завершились партии сборниц Горячкиной и Погониной, а также петербуржско-областная дуэль Боднарук - Овод.

Пары 2-го тура:

Мужчины:

Инаркиев - Волков, Свидлер - Дубов, Романов - Витюгов, Рязанцев - Малахов, Томашевский - Федосеев, Сюгиров - Матлаков.

Женщины:

Погонина - Нечаева, Кашлинская - Грицаева, Ковалевская - Гунина, Овод - Галлямова, Шувалова - Боднарук, Горячкина - Гиря.

 

Фотографии Владимира Барского