13 сентября 2007

Чем заполнить пустоту?

Нет, я решительно ничего не понимаю. И поднимаю вверх руки: другого столь же скупого на события турнира в своей журналистской биографии еще не видел. Можно, конечно, укрыться под туманной формулировкой о богатом внутреннем содержании – и оно, это внутреннее содержание у высшей лиги, безусловно, есть – но только оно настолько глубоко запрятано, что вытащить его на свет божий никоим образом пока не удается.

А ведь по большому счету, зачем землю рыть? Примерно четверть участников (может даже, чуть меньше) приехала в Красноярск с конкретной целью – бороться за попадание в суперфинал. Основная масса, отлично понимающая свои возможности и возможности соперников – сыграть в сильной швейцарке с хорошими призами, по возможности поднять рейтинг и самомнение. Оставшаяся четверть – просто попрактиковаться, а если повезет, «зацепить» кого-то из звезд. Всё! Расклад сей был известен заранее и претворен в жизнь с минимальными отступлениями от первоначальных планов. Миграций из группы в группу и каких-то бурных по этому поводу эмоций за первые девять дней чемпионата замечено не было…

Ничего удивительного! Да, были отдельные партии-трагедии или напротив озарения, переворачивавшие турнир для отдельных товарищей, но, в общем и целом, они никак не нарушили общего спокойствия (если не сказать больше – безразличия; игроки по большому счету, предоставлены сами себе, о некоторых партиях, если они не собрали аудитории, узнаешь только из протокола). Ну, не станешь же бить в набат по поводу уверенного прорыва наверх Захарцова (в этом году он, кстати, выиграл один крупный российский опен, изумив жену призовой суммой – она никогда в жизни не держала в руках столько денег) или акта самосожжения с последующим столь же скорым восстанием из пепла Рублевского? Ведь над решением главной задачи высшей лиги – определением первой шестерки – трудятся именно те, кому это и положено по должности. Никого в этой связи, например, не удивляет появление на первых столиках молодых да дерзких. Выживать их оттуда бывалые не торопятся, это может оказаться себе дороже: никто же толком не знает, кто перед ними – светлячок-однодневка или игрок, подхвативший кураж всерьез и надолго. В общем, скука.

Обилие ничьих – в настоящей борьбе или вообще без нее – тем более обсуждать бессмысленно. Отборочный характер соревнования до последней капли выжимает из матадоров необузданную тягу к риску: половинка плюс половинка равна очку! А каждое поражение может тут же поставить жирный крест на перспективах. Из сильных игроков, пожалуй, одному Малахову удалось дважды обжечься и при этом сохранить веру в положительный исход.

Есть и еще одно обстоятельство. Закрытость, я бы даже сказал, закупоренность турнира: без большой необходимости за те без малого две недели, что проходит лига, некоторые игроки и шага не сделали за ворота «Сибири». Кому-то это, может быть, в плюс, а кому-то – в минус, да еще какой. Лично я вот уже третий день никак не могу надеть уличной обуви. Отличные, свежепочищенные, пахнущие гуталином туфли одиноко стоят на подставке, маня на свежий воздух. А некуда и некогда: все какие-то дела-заботы…

Потом наши еще англичанам в футбол попали! Ради этого матча полтурнира до пяти часов утра (не забудьте, +4 по отношению к Москве) просидело перед телевизором – и вдруг такой исход. Ходят хмурые, не выспавшиеся, а тут еще играть надо, что-то доказывать! Не случайно за обедом, а особенно за ужином, когда подсчитываются барыши и зализываются свежие раны, то тут, то там заходят разговоры о нокаут-системе. Вот панацея от скуки! И никаких тебе «лишних» людей, которым приходится по регламенту играть 11 партий, две трети их которых после неудачного начала практически не имеют уже никакого значения. А там ты или в борьбе или по дороге домой. Конечно, по такой системе шестерку на 100% справедливо не отберешь, зато восьмерку – в самый раз.

Говорят, 11 партий – чтобы не было случайностей. Даже больше говорят: кто-то в тренерском совете считает, что 11 – маловато, стоит добавить. Но куда уж больше, когда претенденты на победу от силы играют 5-6 полноценных партий, а в остальных стругают тактические ничьи. Да, когда на высоте «+3» народу станет больше, чем в состоянии вместить кандидатский список, неизбежно произойдет взрыв – в ожидании него и прошли последние тура три, – но зачем же создавать его искусственно. Было бы меньше времени для самовыражения, может, тогда и инертности такой не было бы наверху?! Кто успел, тот два съел!

Остается надеяться, что два последних, решающих тура заполнят ту зияющую пустоту – бездну, – что образовалась на парадном портрете высшей лиги 60-го чемпионата России. С тем и прощаюсь, в нетерпении потирая руки. Ну, ребята, давайте, хотя бы два дня…

Холодная безысходность первого столаЧасы пущены...Скорее с места преступления!Хорошо смеется тот, кто смеется у кассыА пока... Есть о чем задуматьсяСудейский кандуитВИПы нашего городкаОхотница. Пока есть кого сниматьМолодые зажигают и пугаютКобалия: «Что, не ожидал?!»Зрители безмолвствуютРублевский: «Это всё – моё!»ДоминаторСфинксАмонатов: «Бритвой по горлу и в колодец»Лик нового лидераТяжелая это работа – из болота тянуть...«Ну-с, чего там о нас пишут?»О чем говорить? Играем потихонькуГлавная красноярская удача Кирякова – жена!Пока вы там бездельнаете...

Турнир претендентов