23 ноября 2006

Борис Гельфанд: “Обидно по-настоящему не побороться”

В Мемориале Таля Борис Гельфанд смотрелся очень достойно. Израильский гроссмейстер поддержал свой высокий авторитет (и рейтинг), а также доказал, что может с успехом сражаться со значительно более молодыми соперниками. Старейший участник турнира, Борис никак не выглядит патриархом: он азартно играет блиц, с удовольствием общается с коллегами и друзьями. На заключительном вечере Борис любезно согласился ответить на несколько вопросов.

Борис, вы удовлетворены своим выступлением?
Как сказать… С одной стороны, результат неплохой. С другой, очень обидно, что последний тур сложился неудачно. В случае победы я попадал в дележ первого места. Дебют так разыграл, что просто ужас. Ходу к пятнадцатому вынужден был аккуратно уравнивать. Ошибся в анализе, плохо проработал вариант...Для вас это – нетипичная история.
Поэтому обидно вдвойне. Нормальная была ситуация – выиграть белыми партию, чтобы выиграть турнир. В самой ничьей нет ничего страшного. В конце концов, выиграть по заказу у Ароняна – это подвиг. Обидно по-настоящему не побороться.Вы впервые оказались в роли старейшего участника турнира?
Нет, пару раз такое уже бывало, но это не является каким-то значимым фактором. Я работаю, как молодой, и делаю все для того, чтобы бороться с молодыми.

Борис Гельфанд готов бороться с молодыми.

Что вы думаете о Мемориал Таля? Говорят, что он может стать традиционным.
Турнир прошел на самом высоком уровне, по всем показателям. Это касается и силы игры, и уровня организации. Турниры такого уровня можно пересчитать по пальцам одной руки. Если он станет традиционным – это станет огромным событием для всего мира шахмат. Таль, безусловно, заслуживает того, чтобы в его память проводился такой турнир.Обозначьте самые интересные моменты вашего выступления. Что вас удивило или порадовало?
Во-первых, практически во всех партиях соперники удивляли меня в дебюте – или новинкой, или вариантом, который они до этого не играли. В большинстве партий мне приходилось играть от обороны. А лучшая моя партия была сыграна со Свидлером. Петр применил новинку, но мне удалось получить некоторый перевес. Защищался он, конечно, не очень. После нескольких ошибок мне удалось добиться победы.

Борис Гельфанд демонстрирует свою лучшую партию.

Что вы думаете о самом молодом игроке - Магнусе Карлсене?
Магнус очень хорош. Две партии он проиграл фактически в один ход – со мной применил неудачную новинку, а с Ароняном ошибся в ничейном ладейном эндшпиле. Конечно, он знал этот эндшпиль, но в голове что-то перемкнуло. Это ошибка не его уровня. В остальном парень играл очень достойно и уверенно. Конечно, ему еще работать и работать.Меня удивляет его неожиданная взрослость.
Да, у него, кстати, и вид взрослый! Это у нас ассоциация с “Малышом и Карлссоном”, а он играет не по годам зрело. У Магнуса прекрасный помощник – Петер Хайне Нильсен. В дебюте он хорошо подготовлен, играет уверенно.Где вы в ближайшее время будете играть?
У меня нет больших планов. Я получил приглашение на турнир АШП в Одессу, но даже не успел его прочитать. По всей вероятности, буду играть там, а потом – в Монако.Слегка отвлечемся от турнира. Как влияет на вас тяжелая, на сторонний взгляд, ситуация в Израиле.
Почти никак не влияет. Ситуация, в общем, такая же, как была. В истории Израиля случались времена и похуже.Почему столь сильная по именам израильская сборная неважно выступает на Олимпиадах?
На последней Олимпиаде мы заняли третье место. Очень сильно провели три матча подряд.Все равно мне кажется, что все вы способны на большее.
По рейтингу мы обычно между третьим и шестым местами. Так и играем. Надо признать, что команда у нас возрастная, играть на Олимпиадах с новым контролем времени очень трудно. Мы дважды были вторыми на чемпионате Европы, часто бывали четвертыми на Олимпиадах. А чтобы взять медаль, нужно еще капельку везения.Почему все сильнейшие израильские шахматисты – русскоязычные?
В ивритоязычной, скажем так, среде, есть таланты, которые в 90-е годы добивались успехов в юношеских соревнованиях, брали золотые медали. Но в израильском обществе шахматы не рассматриваются как профессия. Во многом это, может быть, правильно. Если молодой человек освоит профессию врача или адвоката, как, например, Хар-Цви, он будет иметь более стабильный и высокий заработок.Давайте вернемся к турниру, а именно - к блицу. Он стал для меня некоторым откровением. Я не раз видел, как играете в блиц вы, Каспаров, Ананд. Но я никогда не видел, как играют Мамедьяров, Раджабов, отчасти Аронян. Не в интернете, а “вживую”, на самом высоком уровне. И у меня сложилось дикое ощущение, что двух секунд добавления им в принципе достаточно для того, чтобы нормально играть. Плотно выставляться, ничего не зевать и так далее. Как вы с этим боретесь?
Боролся я, судя результату, неудачно. Сколько я сделал одноходовых зевков, причем в партиях с конкурентами! Места для второго-третьего хватило бы точно. Ароняну - коня, Раджабову - ладью, Свидлеру – коня.
Это, конечно, уже другой блиц. Меня учил играть Петросян, он говорил – даже когда играешь блиц, думай над каждым ходом. Это мне вошло в подсознание. Здесь же многие играют по-другому. Как по-другому? Я не играю в ICC, и не знаю, как там играют.Но шахматистов-то этих вы знаете. Они же...
...блестящие шахматисты! Просто они играют по-другому.Вас обескураживает такая манера игры?
Нисколько, но мне обидно, что я допускал грубые ошибки. Это связано с тем, что я не выдерживал давления. И Карпов не выдерживал, а он прекрасный блицор.Меня очень развеселили партии Мамедьярова, и с Карповым, и с вами. В обоих случаях Шахрияр играл будапештский гамбит. Анатолий Евгеньевич потратил почти все время, но из дебюта Шахрияра не выпустил, победил. А вы пошли скромненько так – 3.e3...
Я знаю, как надо играть, но это был уже 33-й тур...Призы на вас не давили, ведь от одноходового зевка зависела заметная сумма?
Нет! Переживаешь все равно, даже если играешь на фантики. Скажу честно, в призы посмотрел по окончании блицтурнира. До начал знал только первый приз и последний.Вы получили удовольствие от блица?
Конечно! Приятно и то, что я в последнем, 34 туре обыграл 16-летнего шахматиста. А вообще, в трех последних турах обыграл трех молодых.

Турнир претендентов