Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
25 Ноября 2006

Владимир Первый не устоял перед Фрицем Десятым

В первой партии Крамник, игравший белыми, сумел получить небольшой перевес в окончании, но для победы его оказалось недостаточно. Разменяв весь материал, на 47-м ходу соперники согласились на ничью.

Во второй партии чемпион мира "перехитрил" программу в дебюте и даже добился более перспективной позиции, но в дальнейшем начал ошибаться. Сперва он провел разменную операцию, лишившую его шансов на выигрыш, а затем и вовсе зевнул мат в один ход.

В третьей партии матча вновь, как и в первой, встретилось каталонское начало. Игравший черными "Фриц" пожертвовал пешку и перехватил инициативу, используя неразвитость ферзевого фланга белых. Владимиру Крамнику пришлось перейти к защите. Вскоре он предпочел вернуть материал и форсировать ничью жертвой качества с построением крепости. Счет в матче стал 2-1 в пользу программы.

В четвертой партии компьютер боролся с... компьютером. Точнее, с комьютерным анализом. Fritz сменил дебют, сыграв 1.е4, но Крамник избрал русскую партию, применил домашнюю заготовку, разменял ферзей и перевел партию в окончание. В дальнейшем аккуратной защитой черные добились ничьей. Счет матча - 2.5-1.5 в пользу машины. 3 декабря у Крамника будет последний реальный шанс сравнять счет.

В пятой партии Владимир Крамник в последний раз играл белыми, но реализовать преимущество выступки ему не удалось. Из дебюта соперники перешли в эндшпиль с премуществом двух слонов у белых. Однако компьютеру удалось получить конкретную контригру, которой хватило для ничьей. Счет в матче 3-2 не в пользу человека, и в последней партии белыми играет Deep Fritz.

Игровые дни - 25, 27, 29 ноября, 1, 3 и 5 декабря. Доигрывание, если оно состоится, проходит в выходной день.

Контроль времени: 2 часа на первые 40 ходов, затем - час на последующие 16 ходов. После 56 ходов или 6 часов игры партия по желанию Крамника может быть отложена.

 
1
2
3
4
5
6
Очки
Владимир Крамник
=
0
=
=
=
0
2
Fritz 10
=
1
=
=
=
1
4

Для Владимира Крамника это уже второй матч с компьютерной программой Fritz. Первый состоялся в 2002 году в Бахрейне и завершился со счетом 4:4.

В случае победы чемпион мира получит один миллион долларов США. Стартовый гонорар Крамник – полмиллиона долларов. Уже 10 лет, начиная с 1996 года, ни один сильный гроссмейстер не побеждал компьютер в серьезном матче. После 1997 года все встречи чемпионов мира с программами заканчивались вничью.

Значительный интерес представляют правила матча, которые эволюционировали в пользу человека. Владимиру Крамнику разрешено откладывать партию и пользоваться дебютной базой, аналогичной базе компьютера. Мы публикуем полный перевод правил, осуществленный сайтом www.chesspro.ru

Правила матча

Сроки

Будут сыграны шесть партий - в 1-й, 3-й, 5-й, 7-й, 9-й и 11-й дни матча, где день 1-й - это 25 ноября 2006 года. Партии начинаются в 3.00 pm (17.00 по Москве) и заканчиваются в 9.00 pm (23.00 по Москве - прим. перев.) - в это время г-н Крамник имеет право по своему выбору либо продолжить партию, либо отложить ее на следующий день.

Контроль времени

В каждой партии игрокам дается по 2 часа на 40 ходов, далее - по 16 ходов на 1 час. Если партия не будет закончена в течение 6 часов, она может быть отложена по усмотрению г-на Крамника. На следующий день партия будет продолжена с контролем 16 ходов / 1 час на все 6 часов. Г-н Крамник имеет право отложить любую партию по прошествии 56 ходов, даже если 6 часов игры не истекли. В этом случае партия будет продолжена в ближайший день отдыха (с контролем 16 ходов на час).

Победитель

Победитель матча - игрок, первым набравший более 3 очков. Он будет награжден призом World Chess Challenge (WCC).

В случае, если матч будет решен досрочно (см. пункт "Сроки"), г-н Крамник тем не менее продолжает игру вплоть до окончания 6-й партии, либо же предлагает любые другие свои услуги (по взаимной договоренности сторон) организаторам и зрителям.Арбитр матча, директор матчаМатч будет проходить под руководством одного арбитра. Решение арбитра матча относительно любой интерпретации любых шахматных правил, имеющих отношение к данному матчу, окончательно и обжалованию не подлежит. Арбитр выбирается ассоциацией Universal Chess Promotion (UEP), которая сообщает имя арбитра г-ну Крамнику и Chessbase (CB) как можно скорее, но в любом случае не позже 1 октября 2006 г. UEP сообщила о своем намерении назначить г-на Альберта Вассе (Нидерланды) на должность арбитра.

UEP также принадлежит право назначить директора матча. Директор матча ответственен за административные вопросы матча и все необходимые коммуникации (с игроками, арбитром, спонсорами, прессой, местными организаторами и другими лицами, имеющими отношение к матчу). Во избежание недоразумений: директор матча не имеет влияния на решения арбитра, не несет за них ответственности и не должен влиять на любые интерпретации шахматных правил, а также любых правил матча, что является исключительной прерогативой арбитра.

Оператор компьютера

Команда CB назначает одного оператора, а также резервных операторов (не более двух). Оператор - единственный человек, который может взаимодействовать с Deep Fritz во время партии. Оператор не имеет права взаимодействовать с Deep Fritz, когда идут часы Крамника. Оператор может переключать часы Deep Fritz лишь в течение 15 секунд после их активации на Deep Fritz.

Во время партии основной оператор может быть заменен резервным оператором, если первый по каким-то причинам не сможет исполнять свои обязанности, на любой промежуток времени. Любая замена оператора должна быть разрешена арбитром.

"Дебютные книги"

Во время партии компьютер будет использовать свою "дебютную книгу" (opening book). В течение матча дебютная книга не может быть модифицирована, за исключением двух случаев: 1) В нее могут быть добавлены до 10 дополнительных линий дебюта последней партии (не считая доигрываний). 2) "Вес" определенных ходов может быть изменен так, чтобы программа могла варьировать дебюты из числа имеющихся в дебютной книге во время матча.

Любые изменения дебютной книги совершаются до начала партии арбитром, согласно материалу, конфиденциально предоставленному ему командой Deep Fritz. Один из членов команды Deep Fritz присутствует при этом и, если необходимо, оказывает помощь арбитру в совершении всех необходимых операции.

По окончании каждой партии арбитр, которому наравне с командой Крамника предоставляется идентичная копия матчевой программы, пытается воспроизвести на своем компьютере начало партии. Если будут обнаружены какие-либо противоречия, команда Deep Fritz обязана предоставить арбитру удовлетворительные объяснения.

Если арбитр сочтет, что правило было нарушено, последует наказание вплоть до проигрыша партии.

Г-н Крамник видит "дебютную книгу" Deep Fritz, пока Deep Fritz играет по ней, т.е. не считает варианты, а играет "по памяти". Г-н Крамник видит, какие ходы рассматриваются в ней для текущей позиции, включая всю статистику партий гроссмейстеров по ним (количество сыгранных партий, Эло-перфоманс игравших, результаты) и "вес" хода по Фрицу. Для этой цели г-н Крамник пользуется собственным монитором, отображающим экран Deep Fritz с включенной дебютной книгой.

Как только Deep Fritz начинает сам считать варианты, оператор информирует об этом арбитра. Арбитр видит подтверждение этого на экране машины, после чего выключает второй монитор.

Эндшпильные базы

Использование эндшпильных баз (tablebase) разрешено лишь в том случае, если они содержат позиции с пятью или меньшим количеством фигур (включая королей).

Когда Deep Fritz находит позицию на доске в своей tablebase, арбитр должен быть поставлен об этом в известность. После этого арбитр останавливает часы.

В присутствии арбитра оператор информирует Крамника, что позиция имеется в tablebase машины.

Если позиция оценивается в tablebase как выигранная для Deep Fritz, оператор сообщает это г-ну Крамнику в присутствии арбитра. Если Крамник не примет решение сдаться, игра будет продолжена.

Если позиция оценивается в tablebase как выигранная для г-на Крамника, оператор сообщает это г-ну Крамнику в присутствии арбитра. Если оператор Deep Fritz не примет решение сдаться, игра будет продолжена.

Если позиция оценивается в tablebase как ничейная, оператор сообщает это г-ну Крамнику в присутствии арбитра. Это равносильно предложению ничьей. Если Крамник согласится на ничью до того, как сделает свой следующий ход, игра будет признана ничьей.

Предложения ничьей

Г-н Крамник может предложить ничью в любой момент, независимо от того, чья очередь хода. Оператор от имени Deep Fritz может принять предложение или отказаться.

Оператор может предложить ничью от имени Deep Fritz, однако он не может первым предлагать ничью, если до этого не было отклонено предшествующее предложение Г-на Крамника.

Если г-н Крамник чувствует, что позиция явно ничейная, он может сообщить главному арбитру и оператору, что он требует "техническую ничью". Арбитр останавливает часы. После этого г-н Крамник поясняет свое требование, и, если Deep Fritz не может продемонстрировать, что за последние 10 ходов им был достигнут какой-то прогресс в позиции, оператор обязан принять ничью.

Арбитр определяет уместность требования ничьей, и его решение является окончательным. Если арбитр присудит ничью - партия признается ничьей. Если отклоняет требование - партия должна продолжаться.

Во время рассмотрения требования часы должны быть остановлены. Если арбитр отклоняет требование, у Крамника отнимается 10% от его времени (но не более 5 минут). Если требование будет отклонено вторично - отнимается 25% времени.

Отказы аппаратного и программного обеспечения

Отказы аппаратного и программного обеспечения считаются как неспособность программы доставить оператору свой очередной легальный ход.

В случае очевидных неполадок арбитр останавливает часы и дает 5 минут команде Deep Fritz на то, чтобы решить, продолжать игру на данной машине либо же заменить ее.

По прошествии 5 минут арбитр пускает часы.

До того, как будет сделан ход, команда Deep Fritz сообщает арбитру о своей готовности продолжать. Арбитр незамедлительно информирует об этом г-на Крамника.

После этого любой сделанный машиной ход должен считаться частью партии.

Если команда Deep Fritz посчитает, что аппаратные сбои не могут быть устранены, они могут либо заменить машину на имеющую точно такую же конфигурацию, либо переключиться на двухпроцессорную или однопроцессорную машину. Любая механическая или программная модификация/замена должна быть одобрена арбитром, который имеет право провести тесты, чтобы определить, выполнены ли условия данной статьи.

Подтверждения после партии

По завершении каждой партии команда Deep Fritz должна выдать арбитру и команде Крамника распечатки анализов компьютера во время партии. Эти распечатки включают в себя оценки, глубину перебора, ожидаемые ходы и затраченное время.

После каждой партии арбитр имеет возможность сравнить "дебютную книгу", использованную в партии, с "дебютной книгой", использованной в предыдущих партиях.

Раскрытие компьютерной программы

До 1 октября 2006 года г-н Крамник и арбитр матча получают финальную (матчевую) версию программы Deep Fritz. После этой даты в программе допустимо исправлять лишь очевидные дефекты, например, явные сбои или очевидные позиционные ошибки. Нового "позиционного знания" не добавляется. Если после 1 октября 2006 года программа была модифицирована каким-либо образом, Chessbase информирует об этом г-на Крамника и арбитра матча в письменной форме, описав сделанное изменение и показав его эффект на тестовой позиции. В любом случае, Chessbase гарантирует, что любое изменение, произведенное после 1 октября 2006 года, не влияет на общий стиль игры и тактическую силу программы, а также подтверждает, что код программы останется практически не измененным.

Начиная с 1 октября 2006 года, команда Deep Fritz готова по просьбе команды Крамника установить "матчевую" версию программы на компьютер Крамника для подготовки к матчу. Команда Deep Fritz информирует г-на Крамника и организаторов (UEP) о спецификации аппаратного обеспечения, которое будет использовано в матче. Chessbase и организатор (UEP), в сотрудничестве с производителями компьютеров, должны приложить все усилия, чтобы предоставить Крамнику для подготовки машину, сходную с той, что используется на матче.

На любой стадии матча команда Крамника имеет право под наблюдением арбитра скопировать игровую программу непосредственно с турнирной машины. Команда Deep Fritz не обязана раскрывать точный размер хэш-таблиц, используемой машиной в матче. Подразумевается, что размер хэш-таблиц не влияет на стиль игры, а скорее вносит небольшой элемент неопределенности в процесс выбора хода. Команда Deep Fritz должна оповестить арбитра матча о размере хэш-таблиц, используемых программой, чтобы он мог воспроизводить расчеты программы.



← Вернуться назад
Подписаться:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.