23 декабря 2007

На одном дыхании

atarov.jpgЕвгений Атаров. В последние годы в шахматах идет война с таким неспортивным понятием как ничья. Уверовали, что именно она сведет шахматы в могилу, а потому ополчились: обложили софийскими и прочими правилами, запретив игрокам мирно расходится по домам, тогда когда им этого захочется.


Не обошли вниманием этот вопрос и перед суперфиналом чемпионата России. Теперь всякий, кто хочет зафиксировать ничью, должен звать судью, который авторитетно определит, является ли позиция игровой, или соперникам следует продолжать играть. Пока предосторожность эта кажется излишней. Наверное потому, что никто из участников не думает перед партией, как бы поскорее «засушить» позицию, и бескровных ничьих пока было ровно две штуки, да и те с предысториями... Все до единого, от главных фаворитов до записных аутсайдеров, хотят бороться, хотят играть и выигрывать! Здесь и сейчас. А ничьи, если они и случаются, по содержательности ничем не уступают иным результативным партиям.
И все-таки даже при нынешнем настрое никто не ожидал настолько феерического тура. Самым удивительным стало то, что выигрывали лишь черные. Четыре раза! В хронологическом порядке: Томашевский у Сакаева, Витюгов у Тимофеева, Морозевич у Рычагова и Амонатов у Дреева. А ведь была еще партия Свидлера с Инаркиевым, которая, как казалось, вряд ли могла закончиться подписанием мирного соглашения. В результате во главе таблицы оказались сразу пятеро – кроме квартета сегодняшних триумфаторов еще Грищук, оставшийся (на пару с Инаркиевым) единственным, кто пока еще ни разу не испытал горечи поражения.
Добавить еще, что появилась публика, пару первых дней не очень стремившаяся в ЦДШ! Охранникам, раздающим временные пропуски на посещение главного зала чемпионата, приходится буквально выталкивать счастливчиков оттуда возмущенным шепотом: «Ваши 15 минут уже истекли, верните пропуск – там целая очередь скопилась!»Юркая пешка Витюгова проскользнула на f3, потом полетели
щепки: черные отдали слона, качество и... стали не торопясь, подводить
резервы. Толковой защиты у белых не нашлось, бестолковой – тоже.Не знаю даже, с чего начать. Пожалуй, с Грищука с Яковенко. Забавная пара: Митя помогал Саше при подготовке к чемпионату мира, ездил с ним в Мексику, но кроме разочарования за своего подопечного, пожалуй, ничего не испытал. Только опыта набрался, после чего отлично сыграл на Кубке мира, где в какой-то степени и сработала взаимная подготовка.
Ждать больших откровений в партии двух людей, хорошо знающих друг друга, не приходилось. Ушли в нехоженый дремучий лес, где Грищук, несмотря на всю изворотливость, сбить с верной дорожки Яковенко не смог. Техника на высоте – ничья!
Потом, увы, снова проиграл Тимофеев. Жалко парня: честный труженик, сильный гроссмейстер, но... оказался совсем не в форме. На четвертый тур даже переоделся – надел костюм, повязал галстук, но снова попал под поезд. Юркая пешка Витюгова проскользнула на f3, потом полетели щепки: черные отдали слона, качество и... стали не торопясь, подводить резервы. Толковой защиты у белых не нашлось, бестолковой – тоже.
Пока Никита проводил в ферзи свои лишние пешки, Сакаев проиграл белыми Томашевскому. Лет десять назад «белые» поражения Кости хранили в толстых книгах и показывали с особым пафосом. Таких у него случалось два-три в год, если не меньше. Нынче времена не те, и когда Женя вышел к магнитной доске показать свой шедевр, вопросов «как вам это удалось?» из зала не последовало.
Оказалось, все было не так-то и сложно! Сакаев сам себя поймал в психологическую ловушку. Перевеса не получил, спровоцировать соперника на какие-то позиционные глупости (это Томашевского-то?) не сумел, и вместо банального поддержания равновесия вдруг, сломя голову, пошел в штыковую! И в несколько ходов был бит. Что в этот момент приключилось с петербуржцем: невовремя подхватил вирус всеобщей агрессивности?
А Женя, дождавшись друга-Никиту, ухмыляясь в кулачок, отправился в гостиницу. Могли ли они, отбираясь в Красноярске, только подумать, что будут вот так возвращаться с тура, имея два очка на двоих, и на пару размещаясь на первой строчке турнирной таблицы?..
Туда же угодил еще один «отборщик» – Амонатов. Фаррух, словно не веря своему счастью, раз за разом отходил от магнитной доски, смотрел на нее и снова возвращался, показывая основные варианты своей победной компании. «Выиграл партию одним тычком! – поднимая брови и выразительно разводя руками в стороны, говорил москвич. – Дреев просто не видел моего h4-h3!» Да, куда там – не тычком, а настроем на борьбу! И точным расчетом, как показала комбинация, приведенная Фаррухом, из-за которой он отверг предложенную Алексеем жертву коня на 16-м ходу: 16.jpg16...hxg3 17.Nb6 Ra7 18.hxg3 Rh8 19.Qh6+ Kg8 20.e5 Nd7 21.e6 Nxb6 22.axb6 Qxb6 23.e7 Bd7 24.Qf8+!
Дреев очень расстроен. Появление на туре Филиппенко, его многолетнего тренера и друга, говорило о том, насколько серьезно Лёша подошел к этому турниру. Появление другого его хорошего знакомого в зале – что он пытался «перебить масть», перетянуть удачу на свою сторону. Не помогло, всё оказалось напрасным: ни настроения, ни очков.
Наверное, надо смотреть на жизнь проще. Как Морозевич. Вот кто не думает ни об очках, ни о своем турниром положении – просто играет в каждой партии так, чтобы было интересно. И себе, и людям! «Когда голова не соображает, глубокомысленные рассуждения не нужны – делаешь первый подвернувшийся ход...» В третьем туре он «из ничего» создал игру против Томашевского, в четвертом – в не менее бесшабашном стиле играл с Рычаговым. Проиграл бы? Значит – проиграл! Что значит для Морозевича одно отдельно взятое поражение?! Он и находясь в блестящей форме порой позволяет себя обыгрывать. Важно дать сопернику шанс ошибиться – Саша строго следует этой философии. И она приносит ему неплохие дивиденды.
Так, Андрей пару раз мог поставить перед черными сложно разрешимые проблемы. Но он чуть не каждым своим ходом говорил: «Я согласен на ничью!» Как показалось, Рычагов просто запутался в упорных поисках ясности. Оттого и схватился за совсем ненужную лишнюю пешку, когда мог всерьез подумать об игре на победу. Он слишком мало хотел в этой партии! И получил то, что заслуживал. Игра не на победу ведет к одному результату. Неточность в острейшей позиции с гуляющим белым королем стоила ему поражения.
Ну а партию Свидлера с Инаркиевым надо смотреть. Тут уж никакие эпитеты делу не помогут! В той «каше», которую заварил Петя, в его решительном и самоубийственном вояже ферзем на a7, читалось огромное желание прорвать паутину обыденности. Сыграть партию, которая могла бы вывести его из творческой спячки, встряхнуть, вернуть в правильное русло. Эрнесто оказался вполне подходящим для этой цели партнером.
По странному стечению обстоятельств (сюжет обязывал или, вернее, предполагал), в этой партии никто не «умер». Хитрая «Рыбка» вообще всю дорогу показывает банальные «0.00», хотя какие уж тут нули! Ребята рубились, толпа зрителей, опьяненная позицией, постоянно придвигала к столику хлипкие ограждения... И тут, в самый неподходящий момент, случился вечный шах. Свидлер с Инаркиевым посмотрели друг на друга: «Ничья?» – «Ничья!» И звать уже никого не пришлось. Статистика тура была безнадежно испорчена.
Командный чемпионат азиатских городов