25 декабря 2007

Черно-белый танцпол

fominykh.jpgМария ФоминыхСобытия в партиях перед вторым выходным развивались не так бурно, как в другие дни. Пользуясь языком танцев, скажу, что задорный джайв пятого тура в шестом сменился медленным вальсом. Но шахматы все же не танцы, в нашем виде спорта пары движутся не по заданной программе.


Так, в одной партии мы видим бурю страстей, а в другой плавные передвижения по клетчатому танцполу. Поэтому выступление каждой пары логичнее рассматривать отдельно.
Антре (так называют выход на сцену) Натальи Погониной и Надежды Косинцевой не стало неожиданным – черные пригласили белых на «сицилианский танец» в варианте дракона. Пожалуй, грозное название варианта уже не отвечает его сути – время ритуальных матовых атак кануло в лету. Теоретики изучили и приручили чудище, и теперь танец фигур на доске вполне вписывается в рамки классической бальной программы. Наталья Погонина исполняет его виртуозно, каждый раз дополняя свой номер какой-нибудь новинкой. Надя тоже хорошо подготовилась к выступлению, но перетанцевать «повелительницу дракона» ей не удалось – ничья. Лена Таирова обстоятельна, неспешна, в каждом ее ходе
чувствуются размеренность и самоконтроль. Гуниной, напротив, ближе
легкость и внезапность, но порой проскакивает чрезмерная беспечность.Светлана Матвеева и Евгения Овод исполнили короткий, но воинственный пасодобль. Этот испанский танец имитирует корриду, причем один из партнеров изображает тореро, а другой – его плащ или (что реже) разъяренного быка. Девушки демонстрировали испанские страсти в защите Нимцовича. Но уже на 21-м ходу движения стали повторяться, и коррида обошлась без жертв.
Валентина Гунина предложила Лене Таировой посоревноваться в испанской партии, которую лучше всего характеризует столь любимый на Пиренейском полуострове танец фламенко. Выучив «основной шаг», в частности, по недавней партии Яковенко – Иванчук, Валя уверенно воспроизвела первые «па». Вступление сменилось импровизацией. В этой части программы каждая из девушек показывала свои умения. Манера исполнения этих спортсменок очень разная. Лена Таирова обстоятельна, неспешна, в каждом ее ходе чувствуются размеренность и самоконтроль. Гуниной, напротив, ближе легкость и внезапность, но порой проскакивает чрезмерная беспечность. Из-за этой своей слабости Валя пока спотыкается в каждом туре. На сей раз она не увидела важный защитительный ресурс белых и осталась без коня. Пришлось покинуть сцену без оваций. 1.jpgДебютная хореография Ольги Гири оказалась качественнее, чем у Татьяны Шадриной. Ранний челябинский, который Оля применила на этом турнире уже в третий раз, в целом, оправдывает себя – проблем черные не испытывали. У Тани Шадриной есть любопытная черта: благодаря своему стремлению к активности она может превратить любой классический танец в безудержный канкан. Ни одна ее партия на этом турнире не обошлась без сумасбродств. Встреча с Гирей не стала исключением – Татьяна сама погнала фигуры черных на нужные места, после чего позиция белых уже к 17-му ходу стала тревожной. Но такая игра часто действует заразительно: Оля то двигалась выверенными шагами, то неожиданно «пускалась в пляс». Результатом нечеткой реализации лишней пешки стал ничейный эндшпиль, и «свистопляска» закономерно завершилась миром.
Екатерина Ковалевская на Суперфинале пока не поймала свой ритм. А выступления черными у нее здесь совсем не идут. После двух печальных «сарабанд» в Филидоре она оставила этот дебют и в партии с Татьяной Косинцевой применила сицилианку. Но и этот танец оказался отнюдь не жизнерадостным. Таня выступила вперед – е4-е5, заставив соперницу решать непростые задачи. Расставшись после одного из пируэтов с пешкой, Катрин перешла в ладейный эндшпиль, где сохраняла шансы на ничью. Но маршевый напор Косинцевой сдержать не смогла.
Татьяна Степовая и Екатерина Корбут по ходу партии меняли танцевальное направление. Вначале темп игры соответствовал умеренной, плавной румбе – в сицилианской защите белые выглядели чуть лучше. Но затем Татьяна решила добавить в позицию «соуса» – и девушки перешли на сальсу (название танца так и переводится с испанского – «соус»). Вскоре выяснилось, что Татьяна зря пошла на осложнения – здесь солировать стала уже Корбут. А ее соперница от резкой смены ритма растерялась и потеряла нить выступления. Екатерина уверенно довела победный танец до конца.