21 июня 2008

Экскурсия по Сараево с Владимиром Барским

front.jpgВ 1999 году в Сараево состоялся дебют в "высшем обществе" 21-летнего Александра Морозевича, который пригласил меня выступить в роли его секунданта. Помню, необычная архитектура, неторопливый ритм жизни горожан произвели на нас сильное впечатление.

Позвольте процитировать начало моей статьи для «64» (№5, 1999 г.):
«В боснийском городе С. было так много парикмахерских заведений и учреждений общественного питания, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, постричься и сразу же занять место за столиком в ожидании официанта. Яркие разноцветные зонтики баров, кафе и ресторанчиков щедро рассыпаны по всему Сараево, достигая наивысшей кучности в центре, где есть даже целые улицы-кафе под открытым небом, и все эти бесчисленные забегаловки-закусочные отнюдь не пустуют. Приветливые, жизнерадостные горожане, похоже, никуда не торопятся и охотно прерывают свой путь, чтобы просто посидеть на лавочках в тени, продолжить беседу за чашечкой кофе. Утопающий в зелени и наполненный сладкими южными ароматами Сараево со всех сторон окружен живописными горами, на одной из которых находится знаменитый горнолыжный курорт (в 1984 году столица Боснии и Герцеговины, тогда – одной из республик Югославии, принимала зимнюю Олимпиаду).
Ощущение праздника не покидает вас, пока вдруг взгляд не натыкается на одно полуразрушенное здание, другое, третье... Всего несколько лет назад в городе гремели бои – разделение Югославии проходило крайне болезненно. После войны население полумиллионного города сильно сократилось, зато резко увеличились в размерах кладбища. Значительное число жителей вынуждено было эмигрировать: кто-то уехал на Запад, многие сербы – в Югославию нынешнюю, т.е. Сербию и Черногорию. И когда, зная все это, снова смотришь на веселых и беспечных горожан, приходит вдруг страшная мысль: неужели они просто спешат порадоваться мирной жизни?..»
Три первые попытки Александра покорить боснийский турнир (1999, 2000, 2007) успехом не увенчались. В этом годы была предпринята четвертая попытка, оказавшаяся успешной. Подробный рассказ о ней читайте на страницах журнала «64», а здесь я бы хотел поделиться впечатлениями о самом Сараево. Этот город стоит того, чтобы возвращаться в него снова и снова!Нас поселили в гостинице «Сарай», на живописном холме, откуда открывается великолепный вид на город. Любопытно, что номера с окнами во двор стоят на 27 евро в сутки дешевле. Чтобы не выбрасывать деньги (пусть и чужие) на ветер, мы каждый вечер подолгу сидели на балконе, пили чай и смотрели на мерцающие огоньки далеко внизу.Город почти залечил военные раны. Башни-близнецы напротив «Холидей-Инн» восстановлены и переливаются на солнце, невдалеке растет еще один небоскреб. Там и сям видны новостройки. Но если чуть приглядеться, то на многих фасадах можно заметить следы осколков. И у подъездов жилых домов – медные таблички с именами погибших в 1992-1995 годах…Каждый день по дороге на игру мы проходили мимо очень красивого, однако все еще не отреставрированного здания с заколоченными дверями и окнами. Это Сити-холл, где находилась огромная уникальная библиотека, которая во время гражданской войны погибла в огне…28 июня 1914 года Сити-холл посетил эрцгерцог Франц Фердинанд, наследник австрийского престола (Босния входила тогда в состав Австро-Венгрии). После этого он проехал метров 500 по набережной до старинного Латинского моста, где его смертельно ранил студент Гаврила Принцип. За 100 лет набережная не слишком изменилась. Правда, появились трамвайные пути. На месте выстрела, послужившего поводом к началу Первой мировой войны, установлен памятный знак, а напротив открылся музей Принципа.Знаменитый Латинский мост.
«Опасный» участок набережной мы обходили по противоположной стороне речки Милячки. Не из суеверия, конечно; просто на той стороне нас ожидало уютное кафе, где Александр выпивал чашечку кофе и отправлялся в турнирный зал.Как обычно, шахматисты играли на сцене Дома армии («Dom oruzanih snaga»; наверное, слово «шняга», которым обогатила нашу речь группа «Ленинград», пришло из какого-нибудь южнославянского языка). А через дорогу, в тенистом скверике шли бои в «реальные», уличные шахматы. Накал страстей тут бывал порой – мама не горюй! Но в турнирный зал простые любители шли неохотно. Совсем как в песенке из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского: «Где это видано, где это слыхано: в классы играют, а в класс не идут!» В городе мирно уживаются приверженцы самых разных религий, но больше всего мусульман – четыре века в составе Оттоманской империи оставили неизгладимый след. На снимке видно, как дети окружили фонтан во дворе мечети; вода прозрачная, очень вкусная. И в гостинице можно пить воду прямо из крана, о чем извещают специальные таблички. Чистая вода, чистый воздух – роскошь, от которой давно отвыкли москвичи!В субботу утром город наполнился гулом автомобильных гудков. Что случилось, неужели какая-то забастовка? Вовсе нет! Видите эту машину с флагом? Она перегородила движение по центральной магистрали Сараево – улице маршала Тито. Перегородила не просто так, а чтобы дать проехать длиннющей процессии, отправляющейся к мечети на свадьбу. Вот другие авто и гудели: то ли возмущались подобным самоуправством, то ли поздравляли молодых.А вот и процессия – не вся, только малая часть! Жених и невеста вышли из машины и ждут, пока их позовут в мечеть.
Продолжение экскурсии по Сараево:Многие старинные дома в центре города украшают красивые барельефы.Здесь проходила зимняя Олимпиаде 1984 года. Человек с голубями мира на фоне католической церкви. Кстати, одна из птиц – живая.Автор репортажа вместе с атлантами.
И в заключение – еще несколько красивых видов. Владимир Барский.