10 июля 2008

Дортмунд, 7-й тур. Согласно купленным билетам

front.jpgВот все и закончилось, Дортмунд-2008 стал историей. При всей фантасмагоричности итоговой расстановки – чего стоит только предпоследнее место и "минус" Крамника, – все получили ровно то, чего заслуживали. Как говорится, "согласно купленным билетам".


Если следовать формальной логике, то ответ на вопрос «кто выиграет турнир» был дан туром ранее, когда Леко сумел черными переиграть Густафссона. Впрочем, именно последний тур стал, пожалуй, самым напряженным – никто не хотел останавливаться на достигнутым, все старались подняться чуть выше ватерлинии, невольно установленной благотворительностью ван Вели.
Удивительный, конечно, парень Люк, большой души человек. Минимальными средствами он умудряется сделать соперника счастливым, когда тот и не помышляет об успехе. И нельзя сказать, что он много подставляет или делает какие-то уж совсем несуразности. Он просто играет. Играет и не может остановиться, пока вдруг не выясняется, что соперник оказался чуть расчетливей, чуть предусмотрительней и еще недавно хорошо стоявшая партия готова отправиться на свалку. Вот и с Мамедьяровым та же картина: хорошо, хорошо, бах – и можно сдаваться. Пожалуй, по отдельности можно найти объяснение каждому из пяти поражений голландца в Дортмунде, но понять, как такое может случиться с игроком приличного уровня (хотя, может, и нет этого самого уровня?), невозможно в принципе. В любом случае, нельзя же настолько терять шахматное самоуважение! Одно дело, когда тебя один за другим громят лучшие игроки мира, что не раз случалось с Люком в Вейк-ан-Зее (в чем, собственно, тоже счастья не так уж много), и совсем другое – лечь на лопатки в турнире, где примерно половина участников априори не считалась сильнее тебя. Бред, наваждение, но и не приговор – вот увидите, голландца за какие-то неведомые достоинства и дальше будут приглашать в супертурниры, хотя он и не юн, и морально безнадежен.
Похоже, ван Вели еще и заразен: уж не от него ли подхватил вирус шахматного безразличия Крамник, около года работающий с голландцем? Боюсь, то, как Володя отнесся ко второй половине Дортмунда, после партии с Найдичем – настоящий кошмар. Да, он восемь раз побеждал здесь, и по большому счету ему ничего не надо в Дортмунде, да и сам турнир чуть ли не помеха перед предстоящим матчем с Анандом, но... Нельзя же играть вполсилы, пусть и на запасном репертуаре. Нельзя махать рукой на результат отдельных партий, не бороться себя до конца, с полной выкладкой, даже если результат вторичен. Ведь играешь ты не только для себя, но и, с позволения сказать, для твоих поклонников. А они такой партии, как в последнем туре с Иванчуком, просто не поймут. Крамник всем своим видом давал понять, что хочет поскорее завершить эту встречу, по большому счету ничего не менявшую ни для одного, ни для другого. Ничья выглядела наиболее закономерным исходом для двух гигантов, турнир для которых не заладился. Однако тут выявилась разница отношений.
Василий, даже не получив ничего, до изнеможения изыскивал шансы продолжить игру, и не потому, что так хотел обыграть Краника (хотя безусловно хотел) или подняться на ступеньку выше в табели о рангах, а потому что по-другому не умеет. Владимир же нехотя уравнял, потом (по его словам) вдруг подумал, что может поиграть на победу, а когда в поисках эфемерного перевеса разбросал фигуры по доске, не нашел в себе моральных сил в который раз перестраиваться и бороться уже за спасенье. Ему по большому счету стало все равно – выиграет он эту партию или проиграет, – после одноходового зевка он тут же остановил часы. Опасная тенденция, что бы ни говорил Крамник.
Иванчук же в своем чистом, беспримесном устремлении впервые за многие годы победить Крамника был хорош: впервые, начиная с церемонии открытия турнира, улыбался во все 32 зуба. Трудно представить, чтобы что-то могло настолько обрадовать этого прошедшего все мыслимые испытания человека. Но Василий Михайлович радовался так, будто только что поставил свой первый в жизни «детский мат»! Символично, что именно ему, получившему тяжелый удар от Леко, а потом и физически свалившемуся со сцены, досталось второе место.
Главным претендентом на которое я вообще-то считал Непомнящего. Да и он, откровенно говоря, считал точно так же. Но что-то в партии против Густафссона у него не сложилось. Видно было: Ян настраивался на большую борьбу, постарался уйти в сторону от магистральных путей теории, но... потенциала белых фигур не хватило: уж очень другой Ян стремился свернуть игру, ему хватило накануне порции Леко, лишившей его шанса на первое место.
А Петер своего, конечно, не упустил. Очередная вариация на тему «ничья по Маршаллу» с Найдичем на подпевках увенчала вторую дортмундскую победу венгра. Леко очень хотел победить – здесь и сейчас, – чтобы перебить изрядно затянувшуюся полосу неудач. И сделал это с запасом. Пусть чисто визуально его первое место не выглядит чем-то из ряда вон выходящим, всего-то «+2», однако если сложить все кирпичики, из которых было построено здание победы, понимаешь, что никто другой к нему не подошел. В это трудно поверить – столько лет он был самым юным участником супертурниров, – но Петеру уже 29 лет, у него на фоне прогрессирующих молодых конкурентов начинается новая жизнь, в которой все от начала до конца придется доказывать по новой... Первый шаг Леко сделал!
Несмотря ни на что, дортмундский (супер)турнир понравился, хотя со стороны он и мог показаться кому-то излишне занудным: огромное подспудное напряжение с эпизодическими выплесками энергии не всякому по вкусу. Мне же не по вкусу только безволие и безразличие, а также нежелание уходить от избитых форм, когда обстоятельства буквально подталкивают к переменам. Может быть, через год мы увидим здесь что-нибудь новенькое? Последние формальности. Больше «первых ходов» за столиком Крамника не будетЛеко пришел оформлять свое первое место. Найдич ему в этом никак не перечилВ партии двух Янов должен был определиться второй призер ДортмундаСреди несогласных был Иванчук. У него все-таки белые фигуры в последнем туре!И... ван Вели. У него оставался шанс вывести вперед соперника – МамедьяроваЛеко все еще серьезен. И только встав из-за доски, он удовлетворенно улыбнется «Как там конкуренты?» Конкуренты – два Яна – не заставили Петера волноватьсяКто мог перед стартом предположить, что Непомнящий окажется выше КрамникаВторое место вслед за Леко – совсем неплохо для первого супертурнира в жизни?Найдич и его секундант явно ждали от этого Дортмунда большего, чем «полтинник»Шах в восторге: минимум усилий – максимальный результат. Ну а теперь – блиц!Ян не против сразиться против бакинца и без ферзя, имея 5 минут против 20 секундМамедьяров: «Только дайте мне электронные часы – и я разорву здесь любого!»А тем временем на сцене… турнир все еще продолжался! И караул Крамника усталЖребий угадал: Крамник оказался почти последним, Густафссон – почти первым…Второй триумф Леко в карьере: он выиграл свой первый Дортмунд 10 лет назадМенеджер Крамника Хензель серьезно обеспокоен: «Влади, с тобой все в порядке?»Цветы без запаха, турнир без воспоминаний. Таким Крамника в Дортмунде не виделиПятеро без кубков. Настроение смешанное, однако Густафссон и Крамник улыбаютсяПо какому дополнительному показателю Мамедьяров оказался выше Непомнящего?Награда за труды. Иванчук прошел в Дортмунде самый тяжелый путь ко второму месту!Директор дортмундского отделения Sparkassen доволен: Леко – снова первый домаЛеко Иванчуку: «Вась, поделись секретом долголетия. Я ведь теперь тоже ветеран!»Как призналась жена Петера, завоеванные трофеи мужа ставить в доме больше негдеЕвгений Атаров