25 августа 2008

Ответный удар

В седьмом туре состоялась, возможно, решающая партия турнира. Бесспорный лидер, показывавший блестящую игру, должен был выдержать натиск своего ближайшего преследователя, находящегося в хорошей форме и имевшего белые фигуры. Проще говоря, "афишей" тура стала партия Иванчук – Морозевич. Победу в ней одержал Иванчук. Репортаж Михаила Савинова.

Входя в ГУМ, попадаешь в царство Чебурашек. Олимпийские неудачи не могут сказаться на популярности этого красно-белого чуда. Куда не повернешься, всюду встречаешься глазами с лопоухими созданиями. Мемориал Таля в ГУМе выступает в роли крокодила Гены: он существует, но совершенно невидим. Наткнуться на игровой зал можно только случайно (вывешивать рекламу Мемориала, насколько мне известно, организаторам запретили). Я вот приблизительно помнил, где в прошлом году играли в блиц, туда и пошел, но полную уверенность обрел только увидев за одном из столиков кафе главного редактора «64», объяснявшего охраннику, чем отличается гений Каспарова от гения Иванчука.


Тем не менее, зал не оставляет впечатления пустого. Зрителей, во всяком случае, не меньше, чем было в ЦДШ. Иногда даже попадаются незнакомые...
В этот день им было на что посмотреть. Казалось, результативно завершатся все пять партий. Получилось – четыре. Гельфанду для победы над Крамником не хватило лишнего коня. Что-то не складывается у Бориса с этой фигурой...
Справедливости ради, последебютный конфликт в центре в сложном варианте антимерана разрешился в пользу Крамника, вышедшего из осложнений с лишней пешкой. Гельфанд грамотно защищался, проигрыш ему не грозил, и в какой-то момент Крамник зарвался и был вынужден расстаться с конем. В виде компенсации Владимир получил две пешки и активные тяжелые фигуры. Борису не удалось найти оптимальную расстановку, получилась ничья.
В высшей степени удивительной получилась партия между Алексеевым и Мамедьяровым. Шахрияра было просто жалко – непонятный выбор дебюта привел к тому, что Алексеев получил хорошую позицию без риска и уверенно довел ее до победы, не дав сопернику ни единого шанса. Мамедьяров редко загибается совсем без контригры – представляю, какое отвращение он испытывал на протяжении многочасовой партии. Блиц намного гуманнее.Конечно, игра Алексеева в этой партии просится в учебники. Не расплескал и т. п. Молодец! В таблице он стоит наравне с Крамником.
Бодро провел поединок против Широва Руслан Пономарев. Украинец славится умением быстро восстанавливаться после поражений, и в седьмом туре он набросился на соперника уже в дебюте. Видимо, черные позволили себе перейти грань допустимого стратегического риска, и реакция Руслана была беспощадной.Очень интересной получилась партия Камского с Леко. Наверное, для того, чтобы полностью ее осмыслить, нужно выслушать точку зрения обеих сторон. Но проигравший (Камский) в пресс-центр не пришел, а ликующий победитель громил авантюрную, по его мнению, атаку соперника во всех вариантах, периодически отвлекаясь на красивые маты собственному королю – «если я здесь зевну!». Перед контролем Петер упустил легкий выигрыш, но игра все равно не затянулась.С содержательной стороны главное блюдо вышло пресноватым. Морозевич, накануне с помощью Камского убедившийся в том, что защита Грюнфельда жива, ее и разыграл. Черные пожертвовали две пешки за сильную активность фигур, направленную против разрозненных белых пешек ферзевого фланга. Не съест, так понадкусывает – отыграть всё Морозевич не мог, но отыграть одну и заблокировать вторую – запросто. Иванчук надолго задумывался, и на 20 ходов до контроля оставил себе менее 10 минут. Позиция, однако, возникла «туповатая» – у обеих сторон по ферзю и двум слонам, и у белых проходная «c». Можно играть сто ходов, и уверенности в победе никакой. Оптимистично оценивая эндшпильный класс Морозевича, я в беседе с Юрием Васильевым предположил, что единственный шанс Иванчука на победу заключается в его собственном цейтноте. Только это может нарушить хладнокровие соперника.


Мы отвлеклись на другие партии, а когда через несколько минут переключились обратно, картина боя резко изменилась: гроссмейстеры разменяли по слону, и у белых было уже две лишние пешки. И оценка стала однозначной: Иванчук выигрывает и становится лидером.
Так и случилось. Последним покинув игровой зал, Василий коротко, не двигая фигур по демонстрационной доске, рассказал журналистам о событиях в партии, обсудил тонкости пешечного эндшпиля с Михаилом Красенковым, и, весело напевая какую-то песенку, вышел под дождь. Всю дорогу до гостиницы он пребывал в отличном настроении. Учитывая, что соперниками Василия на фишише выступают Пономарев и Широв, поводов для радости у него предостаточно.