3 сентября 2008

Элегия

Наш корреспондент Илья Одесский завершает подведение итогов первого круга чемпионата мира по шахматам среди женщин.

Йорса Алаа Эль-Дин (Египет) Атуса Пуркашян (Иран) Таня Сачдев (Индия) Ева Мозер (Австрия) Ниша Мохота (Индия) Марица Суриель (Аргентина) Сараи Санчес Кастильо (Венесуэла) Ирина Закурдяева (Россия) Вера Небольсина (Россия) За кадром остались:
Энзель Соломонс (ЮАР), Мона Халед (Египед), Нафиза Муминова (Узбекистан), Валентина Голубенко (Хорватия), Мария Вельчева (Болгария), Наталья Жукова (Украина), Матца Аррибас Робайна (Куба), Илаха Кадымова (Азербайджан), Ле Тхан Ту (Вьетнам), Сабина-Франческа Фойшор (Румыния), Чжан Жилинь (Китай), Кетино Кахиани-Гершиньска (Германия), Наташа Бойкович (Сербия) и Ивета Райлих (Польша). Всех этих девушек объединяет то, что они прилетели в Нальчик, боролись изо всех сил, но, увы, не смогли пробиться во второй круг чемпионата мира. О милых спутницах, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.Василий Жуковский. «Воспоминание»
Подавив в себе элегические слабости, вернемся к жесткому спортивному соперничеству. Впрочем, насколько оно жесткое – в первом-то круге?! Четыре года назад, готовя обзоры тогдашнего чемпионата мира (он проходил в Элисте), я обозначил первый круг как «прогревочный» и так объяснил свой выбор:
«Прогревочным» в автогонках «Формулы-1» называют как раз круг предстартовый. Гонщики, выделывая на своих болидах всякие повороты, разгоняясь и тормозя, проверяют, насколько слушается их машина – и заодно, насколько слушается их собственный организм. То же и в шахматах: фавориты, встречаясь в первом туре с заведомыми аутсайдерами, смотрят не столько на доску, сколько внутрь себя, пытаясь угадать, хороша ли их физическая и психологическая готовность к длинному, трудному соревнованию. Обыкновенно фавориты в первом туре выбирают не самые главные дебюты (зачем раскрывать карты в заведомо выигрышном поединке?) и, играя в кошки-мышки с обреченным противником, не спешат раньше времени покидать турнирный зал. Как сидится за столиком, как падает свет, насколько удобно держать в руке фигуры, не шумно ли, не свежо ли – или наоборот, душно... Когда придет пора решающих встреч, любая мелочь будет иметь значение, так не лучше ли заранее вжиться в приготовленную турнирной судьбой роль?» Не собираюсь отказываться от этих слов и сегодня. За прошедшие четыре года изменилось немногое. Разве что соревнований, проводимых по системе с выбыванием, прибавилось. Выявились общие закономерности, главная из которых такова: в первом круге, как бы ни разнился класс соперников (или соперниц), объединенных в одну пару, кто-то из фаворитов обязательно потерпит поражение! Не припомню ни одного чемпионата или Кубка мира, в котором это правило не действовало бы. Поражение фаворита – все равно что ритуальная жертва, «заклание агнца», и единственный вопрос – сколько их будет, этих жертв: одна, две, три или больше?


В Нальчике лишь одна из фаворитов выбыла из гонки в первом же круге: Наталья Жукова. Для нее самой, конечно, выбывать на столь ранней стадии горько и обидно, но для общего количества пар это ничто, это на грани статистической погрешности. Можно сделать вывод, что первый круг фавориты в целом провели уверенно и надежно.


Я бы хотел предостеречь тех, кто, не поленившись и отсмотрев все сыгранные на данный момент партии, попытается сравнить игру фаворитов, а, может, и предугадать их игровую форму на весь чемпионат. Не стоит, честное слово, не стоит. Да, можно сказать, что Хоу Ифань, к примеру, или Чжао Сюэ прошли своих соперниц по первому кругу играючи, «не заметив» их на своем пути. А Пиа Крамлинг и действующая чемпионка мира Сюй Юйхуа испытывали некоторые проблемы и даже потеряли каждая по пол-очка.

Но это ничего не значит. Делать выводы можно будет лишь тогда, когда фавориты встретятся хотя бы с приблизительно равными по классу соперницами. А пока… все глубокомысленные замечания на сей счет будут вилами по воде писаны.

Разумеется, в первом круге встречались не только фавориты и аутсайдеры. На стыке номеров 32 и 33, 31 и 34, 30 и 35 и т.д. волею жребия в пары объединены шахматистки если не одного класса, то приблизительно одного рейтинга. Судьба этих участниц сложилась по-разному. Кто-то одержал убедительную победу (скажем, Монгонтуул обыграла Райлих со счетом 2:0, при том, что у монголки коэффициент Эло 2407, а у соперницы – 2417, то есть рейтинговые показатели никак не предполагали подобного исхода), а кто-то, завершив основное время вничью 1:1, перенес окончательное разбирательство на тай-брейк.

Тай-брейк – вот, пожалуй, то единственное, что привлекает внимание в первом круге, держит в напряжении «от и до». На прежних чемпионатах мира тай-брейки игрались сразу же по истечении основного времени – это чудовищно выматывало участниц, и почти всегда те, кто оказывался удачливее на тай-брейке, затем выбывал в следующем же круге. Слишком велики энергозатраты, слишком мало время на восстановление.

Думаю, все с удовлетворением восприняли тот факт, что в этом году для тай-брейков отведен отдельный, дополнительный день. Внеся изменения в регламент, ФИДЕ тем самым дала понять, что является организацией вменяемой, способной выслушать конструктивную критику и исправить выявленные недочеты. Это приятно.

И вот день тай-брейка наступил. Утро выдалось теплое, но не жаркое, как в предыдущие дни. Шел дождичек. Из окна моего номера вид был дивный. Я не удержался, распаковал фотоаппарат.

Не знаю, как вам, а мне, глядя на этот снимок, сразу же хочется натянуть большие резиновые сапоги, взять суковатую палку и пойти пошуровать: нет ли под хвойными деревьями масляток?!

Но нет, какие уж тут маслята. Не до масляток нам сейчас. У нас тут тай-брейки, а это совсем другие грибы. Не вкуснее поганок.

Для начала – две партии по 25 минут. Класс игры уходит на второй план; побеждает чаще всего та, кто сможет в этой нервной обстановке сохранить спокойствие, хладнокровие, рассудительность. Обычно все три качества объединяет одно: опыт, но и опыт не является стопроцентной гарантией от поражения.

Несколько минут до старта. Каждая из участниц настраивается по-своему. Кто-то преувеличенно смеется, как Лиза Петц (слева на фотографии), кто-то сидит мрачнее тучи, никого и ничего не замечая подле себя – как Наташа Бойкович на фотографии следом.
Следующее фото кажется мне заслуживающим внимания. Как улыбается Илаха Кадымова! И что означает эта улыбка?! – Вам кажется, что это цирк? Вам кажется, что вы пришли на бесплатное представление? Ну-ну, развлекайтесь. Не смею мешать… – так или примерно так я расшифровываю эту улыбку, обращенную к журналистам, фотографам и просто болельщикам, пришедшим посмотреть на быструю игру в исполнении лучших шахматисток мира. У Натальи Жуковой (слева) улыбка другая – не деланная, не нервная. Она действительно спокойна, уверена в себе (так, по крайней мере, показалось). А что голова не соображает совсем – ну что тут поделать?! Все мы видели, как совсем недавно на Олимпиаде выступал наш Юрий Борзаковский. Олимпийский чемпион прошлого цикла, и весь нынешний цикл отбегал как бог, а наступила пора самого важного соревнования четырехлетия – и ноги не бегут! Что тут можно поделать?! Ничего. На то мы и люди, а не роботы, что организм подчас дает сбои в самый неподходящий момент. Главный судья соревнования Жужа Вероци (Венгрия).Долго объясняет правила тай-брейка. Зачитывает официальные бумаги, добавляет пояснения от себя. Все это на английском языке, со всевозможными уважительными оборотами. В конце выступления, отложив бумаги в сторону, госпожа Вероци на чистом русском языке добавляет:
– У кого зазвонит мобильный – убью каждого!
Доходчиво.
Черные пускают белым часы: тай-брейк начался. Довольно скоро становится ясно, что волнения не удалось избежать никому, даже самым опытным из участниц, находящихся сейчас в игровом зале. Вот лишь несколько примеров. М. Сочко – С.-Ф. Фойшор Только что черные зевнули качество, и белые его благополучно оприходовали. На королевском фланге пешечная структура стабильная, конь на f8 мертвенький, опасностей никаких. Напрашивается размен единственной активной боевой единицы черных – ладьи b4. В перспективе – приятная реализация лишнего материала, в подтексте – ожидаемая победа опытного, сильного гроссмейстера над юной и, очевидно, волнующейся «абитуриенткой».Вдруг…30.f5? Не харакири, конечно, но совершенно невообразимый ход.30...exf5 31.gxf5 Bc7! 32.Qc3 f6! И кто, спрашивается, здесь «юная и волнующаяся», а кто «опытная и сильная»? За три хода белые превратили почти выигранную позицию в безнадежную. Спастись не сумели.Е. Мозер – Л. МкртчянЕще более поразительный случай. Кстати, на этом самом месте официальный PGN обрывается. Досадно, ибо самое интересное нас ждет впереди!55.f6 Qxg4 56.f7 Qg5+. Первый шаг в никуда. Человеческое решение заключается в 56...Qg7 57.e6 Kd5, а компьютер, когда ставишь ему эту позицию, вообще не понимает, чего от него хотят, поскольку к цели ведут сто ходов на выбор! Включая такой экзотический, как 56...Kd5 (и после 57.f8Q Qb4+ 58.Kf7 Qxf8+ 59.Kxf8 Kxe5 черные готовы поставить нового ферзя).57.Ke6 Qd8. Второй и решающий шаг в никуда. Неверно было бы и 57...Qg7 (из-за того же хода, что последовал в партии), но все еще можно было свести игру к позиции из примечания к 56-му ходу: 57...Qg6+ 58.Ke7 Qg7 59.e6 Kd5 и т.д.58.f8Q! Qxf8.– Сижу, понять не могу: а почему она не сдается? – смущаясь, рассказывала Лилит Мкртчян за ужином. – А потом смотрю: пат! Ой-ей-ей, думаю!
Что было дальше, все уже знают, наверное. Проиграла Жукова – не хотела доводить дело до «Армагеддона» и резко заиграла на выигрыш в спокойном легкофигурном эндшпиле. Кстати, позиция это позволяла, а вот игровая форма Натальи – нет. Сама посеяла ветер – сама же и пожала бурю.
Проиграла и другая Наташа – опытнейшая сербка Бойкович. Проиграла китаянке, причем далеко не самой сильной в их сборной. Китайская делегация в первом круге вообще потеряла лишь одну шахматистку. А семь продолжают борьбу за титул! Если так пойдет и дальше, чемпионат мира рискует превратиться в открытое первенство Китайской Народной Республики. Думаю все же, что этого не произойдет.В рапиде проигравших больше не было. Три пары перешли на блиц, где Мкртчян дожала-таки свою соперницу, Еву Мозер из Австрии. Смотреть на это не было никаких сил: две маленькие, худенькие девчушки мучают друг друга уже третий день кряду! И как призналась потом Лилит, в какой-то момент у соперницы сдали нервы. Та отдала качество ни за что, ни про что, а потом еще и зевнула.Двум парам для выявления победителя не хватило и блица. Значит, «Армагеддон»! Что было дальше – можно узнать из предыдущего репортажа. У меня нет ни малейшего желания повторять все это вновь, напротив, хочется поскорее забыть – и надеяться, что больше на этом чемпионате такое не повторится.В заключение – несколько слов о том, что нас ждет во втором туре. Количество интересных пар резко возрастает, и, уверен, каждый из болельщиков в соответствии со своим вкусом и темпераментом найдет, за кого ему переживать. К примеру, чемпионка России Татьяна Косинцева играет с чемпионкой США Анной Затонских – чем не интрига?! Крайне любопытно китайское дерби Чжао Сюэ – Шень Ян, а также дуэль молодых звезд с разных континентов: Харика (Индия) – Музычук (Словения).Я же пристальнее всего буду наблюдать за парами Стефанова (Болгария) – Цзю Вэньцзюнь (Китай) и Крамлинг (Швеция) – Тан Цзунъи (Китай). Если хотя бы одна из китаянок пройдет в следующий круг – это будет нечто.Кто такие Цзю Вэньцзюнь и Тан Цзунъи? Задал этот вопрос улыбчивому и симпатичному гроссмейстеру Ван Хао, встретив его на турнире в Пойковском. Китаец отшутился: я, мол, интересуюсь только девушками до 1990 года рождения включительно, а девушки, родившиеся в 1991 году – это не для меня. Маленькие еще.Китаянки и впрямь одногодки. В мировой табели о рангах тоже стоят вместе, причем очень далеко от признанных лидеров. У одной рейтинг 2387 пунктов, у другой – на 2 пункта выше, что сами понимаете, не слишком существенно. Цзю Вэньцзюнь я имел счастье наблюдать на зимнем «Аэрофлот-опене». Ничего девочка там не показала, выступила скромно. Тан Цзунъи вообще вижу первый раз в жизни.
Играть по всем приметам они должны несильно. Но отправляясь в Нальчик, я почему-то держал в памяти именно эту пару. Первый круг они прошли успешно, но во втором жребий к ним оказался немилосерден. Стефанова и Крамлинг – европейские примы, и кому, как не им, остановить китайскую экспансию.Честно скажу: буду болеть за европеек. Должна же быть хоть какая-то иерархия! Да, Хоу Ифань. Да, Чжао Сюэ. Да – с оговорками – Шень Ян и Сюй Юйхуа. С очень большими оговорками – Руан Люфей. Но не должно такого быть, чтобы приезжали полу- или вовсе незнакомые девочки из Китая – и били тех, кто годами и десятилетиями завоевывал себе репутацию в мировых шахматах.Но ведь бьют! Бьют – а потом уезжают обратно в Китай. Только их и видели. А на следующий год приезжает следующее поколение незнакомых девочек. И опять бьют всех подряд.Вглядитесь в эти лица. Может, до следующего чемпионата мира вы ничего о них не услышите и нигде их не увидите. Это Цзю Вэньцзюнь. А это Тан Цзунъи. Чемпионат мира набирает ход. Все меньше случайных участниц в турнирной сетке, все меньше незаполненных граф в турнирной таблице. Следующий раз встретимся по окончании тай-брейков второго круга. Счастливо!