13 октября 2008

Резвая молодежь

На середине турнирной дистанции бешеный галоп сменился ровной рысцой. Отдельные жокеи еще покрикивают на лошадок, но большинство, кажется, смирилось с текущим положением дел. Впереди восьмой тур, а после выходного турнирная гонка перейдет в стадию финиша. Еще засвистят хлысты, заблестят крупы! Наблюдения Марка Глуховского.

Шестой тур оказался вторым совершенно мирным. Ничего личного, просто законы статистики, которая рано или поздно берет свое: после пяти туров результативность составляла фантастические для турнира высокого уровня 50 процентов, после семи приблизилась к вполне разумным 40.
Большой игры не получилось в парах Ластин-Тимофеев и Рязанцев-Яковенко, причем показалось, что в обоих случаях белые не были настроены сверхагрессивно. Класса хватило для ничьей – и ладно. (Забегу вперед и отмечу, что в следующем туре и Ластин, и Рязанцев проиграли черными.) В третьей короткой партии шестого тура встречались Константин Сакаев и Петр Свидлер. На выходе из дебюта показалось, что у Сакаева есть неплохие шансы на инициативу, но, как выяснилось в анализе, белые совсем не хотели рисковать, а черные не сделали ничего ужасного, чтобы получить позицию без контригры. После минимальных волнений соперники все разменяли и разошлись по домам; точнее – по своим номерам в гостинице «Арбат».
В трех оставшихся парах борьба была куда более содержательной. Наиболее интересная, «сюжетная» партия была, как обычно, сыграна Морозевичем. До начала турнира чемпиона России причисляли к очевидным фаворитом, а, памятуя о его прошлогоднем спурте, любители и эксперты (последних в доме на Гоголевском пока значительно больше) с интересом ждут, когда же Александр начнет крушить всех подряд. Казалось, что шестой тур – самое подходящее время. Выйдя наконец в плюс после очень трудной победы над Яковенко, Морозевич белыми играл с Алексеевым – традиционно удобным соперником. Дебют у него не задался – черные владели если не перевесом, то уж наверняка игровой инициативой, но в середине игры Морозевич явно «перехватил» и заставил соперника переключиться на оборону. Казалось, чемпион России нашел свою игру, но почему-то в цейтноте соперника Морозевич не поставил перед ним всех возможных проблем. Досадно писать такое про одного из самых интересных и боевых игроков нашего времени, но мы еще не увидели (не считая пятого тура) того фирменного напора, того пресса, который обычно заставляет соперников Морозевича ошибаться. В этом турнире энергии Александру пока не хватает, и соперники, проявив известную сноровку, избегают неизбежного, казалось бы, наказания.
Близок к победе был петербуржец Никита Витюгов, который черными почти переиграл Константина Маслака. В случае выигрыша Никита догонял Петра, но его соперник проявил завидное упорство. Витюгова тоже никак нельзя упрекнуть в недостатке усидчивости – достаточно вспомнить его героическую оборону против Рязанцева, – но ему не хватило точности в реализации лишней пешки. Новичок в сильных турнирах Константин Маслак вправе отметить четвертую ничью подряд. Правда, пока неясно, за счет чего ему удастся выиграть хотя бы одну партию. Упорство в защите похвальное качество, но очко в таблицу за него не получишь.
Впрочем, не удается выиграть партию и бронзовому призеру прошлогоднего чемпионата Евгению Томашевскому. Его победы над Инаркиевым казалась сторонним наблюдателям, среди которых были очень квалифицированные игроки, делом решенным. Многие начали заранее сочувствовать Эрнесто, который пользуется и симпатией, и уважением шахматистов и журналистов. Но Инаркиев – не без помощи соперника – выкрутился из очень тяжелой ситуации. Удивительным образом четкого пути к победе не нашлось и в анализе, Эрнесто все время вытаскивал из рукава какие-то неочевидные ресурсы, но бесстрастный компьютер вечером того же дня показал, конечно, решение задачи.
Расстроенный Томашевский вышел на следующий день черными на игру с лидером.* * *Петр, конечно, очень хотел оторваться от конкурентов, потому что не будут же они вечно идти в фарватере, но академичный Женя в фирменной черной испанке уравнял игру. Отсутствие пешки компенсировали два слона, одного из которых Томашевский отдал за разноцвет. После этого проблем совсем уже не осталось, в простой позиции Томашевскому надо было принять простое решение, но он почему-то задумался на полчаса. – О чем ты думал? – поинтересовался Петр после игры в комнате для анализа. – Я ждал, когда мы уже пойдем по домам, а ты думаешь…
– Я пятнадцать минут ругал себя за то, что ход назад не сделал совсем простую ничью, а еще пятнадцать минут искал выигрыш за белых, если я не побью пешку. Видимо, форсированно проигрываю! – с каким-то академической радостью, как студент на сложном экзамене, ответил Томашевский. Но пешку, конечно, побил, и зафиксировал несложную ничью.
На том же 56-м ходу согласились на ничью Витюгов и Сакаев, которые сыграли содержательную позиционную партию в славянской защите. Третья ничья седьмого тура, в паре Инаркиев-Морозевич, может в первую очередь служить иллюстрацией плохой формы действующего чемпиона России. Инаркиев без претензий (что совершенно понятно, учитывая его состояние) разыграл дебют; в итоге получилась позиция, которую «кондиционный» Морозевич выиграл бы, как сказал Свидлер, «рукой». Рука не слушается пока шахматного мушкетера – в конце игры черным пришлось уже едва ли не спасаться. Несмотря на неудачи, рано говорить о том, что Россия обязательно получит нового чемпиона, остаются расклады, при которых Морозевич может сохранить титул, но их все меньше. Эрнесто же, напротив, выходит кажется из кризиса, пусть и не без помощи соперников.После партии Эрнесто пришлось выдержать еще один экзамен – рассказать о своих соображениях по ходу игры бывшему тренеру Марку Дворецкому.
Весомую заявку на общий успех сделали в седьмом туре молодые игроки – Тимофеев и Алексеев, которые добились побед и вышли в «плюс 2».
Тимофеев очень быстро разобрался с Маслаком: отказался от принципиальных дебютных споров, вывел соперника на игру и продемонстрировал хорошую разницу в классе. В пресс-центре это выглядело очень легко, однако не будем забывать – Тимофеев прервал серию из четырех ничьих соперника! Значит, все не так уж просто.
Хорошую, типично свою партию выиграл Алексеев. Рязанцев черными фактически не сумел выйти из дебюта. Любимая французская защита на уровне суперфинала уже не проходит, не то что ничью сделать – игру завязать не удается. Из дебюта партия перешла в безнадежный для черных эндшпиль, в котором Алексеев не оставил сопернику шансов. Финальная позиция вполне заслуживает диаграммы.Последний ход – движение белой пешки на g5.Черные сдались.
Куда сложнее для белых протекала партия Яковенко-Ластин. Митя долго не мог создать противнику реальные, как сейчас приятно говорить, проблемы, но и с ковра не отпускал. Ластин явно теряет силы к концу партии, и, думаю, это не осталось незамеченным соперниками. В конце концов, Яковенко нащупал слабости черных, выиграл пешку и… Исход партии был настолько закономерным, насколько и предсказуемым. Важнейшая победа вывела Дмитрия на «+1», и это позволяет рассматривать его как еще одного потенциального соискателя титула.
Соискателей, впрочем, много, а титул один. Все решится на финише турнира: в трех последних турах каждый вынужден будет продемонстрировать все, на что способен.
Турнир претендентов