23 октября 2008

Пытка продолжается

Если после пятой партий в душах поклонников российского гроссмейстера оставалась затаенная надежда если не на благополучный, то хотя бы достойный исход матча, после шестой умерла и она: три очка форы при очевидном игровом перевесе соперника не отыгрываются и в более благоприятных условиях. А сам поединок Ананда с Крамником, представлявшийся битвой двух равных гигантов, превратился в неприличное "избиение младенцев", сродни победам Ласкера в начале прошлого века...
Рассказывает Евгений Атаров.

Во вторник в Бонне весь день шел дождь. Холодный, нудный и противный. Небо было затянуто серой пеленой, ветер мотал по мостовым измятую листву, редкие прохожие ежились в его порывах, выше поднимая воротники и прячась под куполами зонтов. Солнце исчерпало запасы тепла и доброты – золотая осень внезапно, без предупреждения, кончилась.
Вместе с ней окончательно испарилось и удовольствие от шахмат, от матча на первенство мира, превратившись в угрюмее ожидание, когда все это, наконец-то, кончится. И не потому, что побеждает Ананд, а не Крамник – даже я, лет 15, наверное, болевший за Володю, отправляясь в Германию, не мог до конца разобраться в своих ощущениях, уж очень симпатичным во всех отношениях был Виши. Просто когда какое-то событие из разряда исторических настолько не оправдывает предварительных ожиданий, из тебя словно выпускают воздух, на лице у всех появляется выражение разобиженного на весь мир ребенка, которому не досталось сладкого. Это недоумение читалось также на лицах самих Крамника с Анандом – ни тот, ни другой, видимо, не представляли, как такое в принципе могло произойти.
А уж каково нам, зрителям! Дело ведь не в счете, а в сюжете, в заевшем рефрене...* * *По дороге в «кунсткамеру» мне почему-то вспомнилось, как в свое время Фишер, а за ним Петросян и Корчной старательно избегали тех мест, в которых терпели неудачи. Видимо, не хотели, чтобы в новом соревновании их преследовали тени былых поражений, мешали сосредоточиться... Крамник не мучается такими вопросами – он человек не мнительный и не суеверный, а потому у него внутри ничего не дрогнуло, когда поединок с Анандом был назначен в том же самом зале, где пару лет назад Володя уступил «Фрицу» 2-4, причем ключевую партию того матча, позволю себе напомнить, проиграл зевком мата в один ход.
Да, другой антураж, другая ответственность, однако, что-то такое в новом матче неустанно напоминало тот его поединок. При всей важности своей тогдашней «миссии перед человечеством» Крамник до конца так и не смог отделаться от ощущения, что это куда в большей степени шоу, чем проверка его шахматных способностей. Победит – его сочтут героем, проиграет – можно будет развести руками, мол, как с такой махиной бороться. Что-то такое экспериментальное, невсамделишное мне всякий раз чудится и когда Володя садится напротив Виши. Вроде бы матч на первенство мира, возможно, последний в карьере, но... порой возникает чувство, будто Крамник и не играет, а смотрит на себя со стороны, не до конца сознавая: все, что происходил сейчас в Бонне, останется в шахматной истории.
Было преувеличением сказать, что он плохо подготовился к матчу, хотя подготовка его по сравнению с Анандом получилась куда более рассеянной, менее узконаправленной. Виши точно определил направления, по которым может развиваться матч; Владимир, увы, больше тычет пальцем в небо. В его распоряжении не оказалось ни одной новинки, заставившей соперника мучиться под тиканье часов, решая какие-то конкретные задачи, наоборот ему самому приходится за доской решать вопросы, которые должны быть решены дома... Он сравнительно легко справляется с проблемой черного цвета (отчасти из-за сравнительной неагрессивности Ананда – она просто была ненужной после успехов черными), но никак не может получить ничего белыми. Вопрос даже не идет о ясном перевесе – Володя не может получить хотя бы комфортную для себя позицию... * * *На пресс-конференции после пятой партии, я в шутку сказал коллегам, что после еще одного поражения впору будет сдать матч (если подобный пункт, конечно, есть в регламенте). После шестой это стало почти актуальным, ведь если два первых поражения можно было списать на невезение, на дикие зевки, то шестая партия со всей отчетливостью показала, что Крамник не может сделать и того, что раньше у него получалось лучше всего – переиграть соперника на ровном месте, по-карповски, из ничего. Как назло, Анатолий Евгеньевич как раз присутствовал на ней и даже на пару с Решем совершил первый ход. А потом...
Стало ясно, что Крамник зевает не только конкретные тактические тычки, но и стратегические идеи в игровом эндшпиле, что совсем уж никуда не годится. Так, после анандовского Bb4 он заметно вздрогнул – и, как обычно, погрузился в глубокие размышления, что превратили его 25-минутный перевес по времени во всегдашнее отставание. Надо отдать должное Володе: оставшись без пешки, он проявил чудеса эквилибристики, чтобы перехватить инициативу, заставить соперника думать не столько о нападении, сколько о защите. Но подобное развитие сюжета, показалось, только порадовало индийца: примерно такой контратакующий характер борьбы он наверняка и моделировал перед началом матча. И тут уж предстал во всем блеске, использовав каждую тонкость, малейший нюанс в позиции.* * *Россиян играл до конца, остановив часы только когда соперник провел нового ферзя, и играть дальше становилось уже как-то неудобно. Появление Крамника на пресс-конференции было встречено громом аплодисментов – это была оценка его мужества: другой бы на его месте, несмотря ни на какие штрафы, постарался бы поскорее покинуть помещение...
– Сегодня получилась немного странная партия. Необычный дебют и много непонятного дальше. Мне показалось, я был уже близок к уравнению, во всяком случае, мне моя позиция нравилась, но потом... я совершил неочевидную ошибку (Ne7), Виши очень четко на нее отреагировал (Bb4!) и мне пришлось пойти на жертву пешки. В этот момент я потратил много времени и, показалось, нашел интересный путь контригры: создал сильное давление на позицию белых, все фигуры Ананда были вынуждены отойти назад. Однако чтобы продолжать играть в такой манере, надо много считать, а времени, как всегда, не хватало. В какой-то момент я перегнул палку (e4 выглядит слишком претенциозно), и белым удалось быстро раскрутиться. Возможно, черные могли защищаться и точнее, но так ли это важно?
– После вчерашней партии вам не хотелось ничего высказать своему штабу?
– А что тут особенно говорить. Это больше смахивает на мазохизм... Да, мы оказались хуже готовы. Но после поражения все мысли были подчинены сегодняшней партии.
– Что думаете о дальнейшей части матча. Каково вам играть при счете 0-3?
– Да, я перестал думать о моих шансах в этом матче. Остается только попробовать показать хорошие шахматы, сыграть, как я это умею. Выиграть хотя бы одну партию... Не будем загадывать наперед, какое-то время у меня еще есть. Не исключено, если мне удастся войти в норму, могут появиться и какие-то зацепки. Как вы догадываетесь, трудно излучать оптимизм после того как проиграл две партии подряд. Моя задача сейчас – постараться успокоиться и играть партию за партией, не думая о конечном исходе всего поединка...* * *С не меньшим восторгом было встречено появление в зале без пяти минут чемпиона. Так вышло, что именно после шестой партии Ананду выпало выполнить предписанную WADA процедуру допинг-контроля, – и потому пресс-конференция получилась раздельной.
– Я снова оказался в ситуации, когда надо было играть белыми после победы черными. И на этот раз решил сыграть более амбициозно. Мы подготовили новинку (h3), но партия довольно быстро перешла в эндшпиль, в котором Владимир тут же совершил небольшую ошибку – Ne7. Черным пришлось играть c5, жертвовать пешку – у них была почти полная компенсация, но не более того. Володя проявлял активность, но ходы за белых находились достаточно легко, а когда он пожертвовал вторую пешку, все стало совсем уж просто...
Поставив пешку на f6, я был очень доволен – спасения за черных уже не видел. Оставалось только найти верный порядок ходов. Мне кажется, я не «продешевил». Там была возможность просто взять ладьей на g7, но испугался, что выигрыша может не найтись.
– Сыграно только 6 партий, а вы уже почти победили – неясно, за счет чего Крамник сможет отыграться. Насколько ожидаемым стал для вас этот результат?
– Даже и не знаю (смех в зале). Я не занимаюсь анализом происходящего вокруг, я просто играю партию за партией и стараюсь делать хорошо, насколько это возможно. Так, скажем, сейчас я гораздо больше рад тому, что завтра нас ждет выходной, а не потому, что выиграл очередную партию. Несмотря ни на что, это огромное напряжение и я очень устаю.
– Чем бы вы могли объяснить столь странное состояние Крамника?
– А вы случайно не ошиблись пресс-конференцией? (Новый взрыв хохота в зале.) Я стараюсь не давать ему расслабляться, подкидываю «задачки», как белыми, так и черными... Но у меня нет какого-то вразумительного объяснения, что с ним происходит. Заметно, что Крамник устает к концу партий – и я этим пользуюсь, – но чем это объяснить, не знаю.
– Вы собираетесь продолжать линию такой «жесткой» игры до конца?
– Не могу сказать, как сложится. Это зависит не только от одного меня...
– Виши, вы уже готовы праздновать свою победу?
– Давайте сперва дождемся окончания матча! Русских с каждым днем становится все больше – вот и Карпов пожаловал в БоннТрое – Крамник, Карпов и Реш – на одного, но... Ананду все нипочем!Анатолий Евгеньевич напомнил Виши, как обыгрывал его в матчах – и сыграл 1.d4Ананд на всякий случай пешку вернул назад, а потом сам поставил ее туда жеОтвет Крамника стандартен – 1...Nf6 – и до 6-й партии был абсолютно надеженИндиец продолжает гонять соперника по различным вариантам в «Нимцовиче»Ключевой момент партии. Крамник пожертвовал пешку. Ананд уверенно ее взял!Ананду надоело все время сидеть за доской – пусть соперник помедитируетА для Крамника побег за сцену – любимая мера воздействия на оппонентаЗри в корень!Ананд: «После того как моя пешка пришла на f6, я был абсолютно спокоен!»Мавр свое дело сделал, мавр может отдыхать. Крамник в печалиФерзей в матчах на первенство мира Ананд еще не проводил!В третий раз одно и то же. Но на этот раз индиец не смог скрыть улыбкиНиклопопулос: «Нет, Володя, мы в XXI веке. Придется матч доиграть!»Мужественный Крамник под аплодисменты пришел на пресс-конференциюТакая вот загогулина...Карпов доволен. Его эксклюзив на победы над Анандом никто не нарушит!Ананда ведут. Процедура допинг-теста, по слухам, прошла успешно«Плюс ноль, говорите? Но давайте не будем торопить события»«Но вы правы, на выходной я отправлюсь в хорошем настроении»Следующий соперник Ананда?
Командный чемпионат азиатских городов