5 ноября 2008

День победы

В подмосковном Серпухове стартовал второй по значимости турнир национального календаря: финал Кубка России по шахматам среди мужчин и женщин. Рассказывает наш корреспондент Илья Одесский.

...Радиоточка надрывалась с утра. Сообщения напоминали попеременно то военные сводки, то сигналы точного времени.
Фашисты идут по Владивостоку. Не встречают сопротивления. В Новосибирске навстречу фашистам выдвинулись антифашисты. Завязалась драка. В Петропавловске-Камчатском – полдень.
Что происходило в европейской части нашей Родины и ее северной столице, я прослушал. А сообщения из Москвы немногим отличались от сибирских и дальневосточных.
Фашисты группируются на станции метро «Арбатская». Вышли на поверхность. Идут маршем по Старому Арбату. Повязали около ста бритоголовых... нет, уже двести. Стянуты дополнительные силы милиции и ОМОНа.
От Старого Арбата до Гоголевского бульвара, где в час «Х» должны были собраться участники и гости кубка России, пять минут ходу, любым сквозным переулочком. У меня обе руки заняты. В одной – узелок с вещами, в другой – казенный ноутбук. С такой обузой не повоюешь. Ноутбук – плохая защита от кованых сапог и бейсбольных бит. Нормальные герои всегда идут в обход? Да, но какой же может быть обход Старого Арбата, если надо попасть на Гоголевский... Рвануть от Боровицкой по Волхонке? Или по Воздвиженке? И та, и другая комбинация таили в себе опасность поражения.
День национального примирения и согласия неохотно вступал в свои права.
Как вдруг все чудесным образом переменилось. Фашисты шли, шли и ушли. На небе просветлело. Москва вернулась к мирной жизни. Путь отовсюду был свободен.
Час «Х» назначили на 15.30. К особняку на Гоголевском подали автобус, мест на пятьдесят. Руководитель делегации Сергей Долматов всех еще раз пересчитал, поставил плюсики в списке, и мы тронулись точно по расписанию. Машин нигде не было. Москва была пуста. Варшавское шоссе, в обычные часы напоминающее утрамбовочно-обвязочный цех по производству шпрот, было пусто. Навстречу ехали редкие частники, возвращающиеся с дач. В сторону области – ни единой души.
От центра Москвы до Серпухова мы добрались менее чем за два часа. Если и не мировой рекорд, то очень близко к нему. По дороге в автобусе царил полнейший интернационализм. Русский и молдаванин, еврей и калмык – всяк спал, прислонившись к плечу соседа. «Gens una sumus», как и было обещано.
Приехали – и не заезжая в гостиницу, отправились на открытие в местный Дворец культуры. Меня провели за кулисы.Уже завтра на этой залитой светом сцене начнется игра. А пока организаторы и судьи еще раз проверяют, все ли благополучно. Не скрипит ли где, не поддувает ли.
Кто-то спросил у Михаила Витальевича Крюкова, как быть с трубами на заднем плане. А ну как вид этих труб помешает международным гроссмейстерам найти сильнейший ход в защите Каро-Канн.
– Трубы будем драпировать под пальмы, – ответил Михаил Витальевич.
Перед самым открытием объявили короткую пресс-конференцию. Были сказаны обычные для таких ситуаций слова. О том, что город будет. О том, что саду цвесть. Когда такие люди приехали играть в финале Кубка России.
– А поподробнее? – спросила корреспондентка, сидевшая прямо передо мной.
– Вам что, фамилии назвать? – в свою очередь спросил Долматов.
– Именно! – сказала корреспондентка.
– Первый номер мужского списка – Евгений Наер, – сказал Долматов.
– Наер, Наер, – как бы уже сама с собой продолжила разговаривать корреспондентка, – Наер...
Инициативу вновь перехватил Крюков.
– К нам приехали, – сказал он, загибая пальцы, – олимпийский чемпион, вице-чемпионка мира, призеры европейских первенств и другие выдающиеся шахматисты.
Имен при этом Михаил Витальевич предусмотрительно не назвал.Наталья Ивановна Шустаева выступает с приветственным словом, глава города Павел Владимирович Жданов на нее смотрит, а Сергей Викторович Долматов весь ушел в себя.Позже он начнет свою речь словами: «Дорогие участники! Мои бывшие коллеги...»Слева, как можно прочесть на табличке – президент ШФ города Серпухова Вадим Витальевич Моторин. А справа – Михаил Витальевич Крюков.
Его официальной должности на этом турнире, честно говоря, не знаю. Наверное, их много, должностей этих. Главный судья, главный организатор...
Короче говоря, Главный.
Кончилась пресс-конференция, началось открытие. На сцену вынесли флаги.Как-то не догадался спросить, почему столько флагов. Может, столько же, сколько краев и областей, откуда приехали участники? Кстати, среди участников есть иностранцы. Хотя россиян все-таки подавляющее большинство.В центре кадра – Иван Смыковский. Сильный шахматист, уважаемый в шахматном сообществе.
Но есть на снимке и другие лица. По крайней мере для одного из них невредной будет 15-минутная задержка в онлайн-трансляции, которую обещают организаторы.Девчонки! Слева – направо: Лиза Борисова, Сандугач Шайдуллина и Карина Амбарцумова.Мальчишки! Ильдар Хайруллин и Ян Непомнящий. Семья Романовых: отец и сын.Семья Стяжкиных: муж и жена. И доча подрастает, дай ей бог здоровьичка. В шахматы играет, как в крестики-нолики: белые начинают и выигрывает. Явно растет будущая участница Кубков России.Гроссмейстер Андрей Харлов, а рядом (в майке с Че Геварой) Сергей Агапов. Бизнесмен, социально ответственный, крепкий шахматист-любитель, хлебосольный человек.
Колоритные мужчины. С ними можно и в шахматы сыграть, и фашистов идти воевать.А это местные девочки. Я их снимал на сцене, но снимок не получился: слишком темно. Пришлось отловить после выступления. Видите, какие красавицы: уже не в образе, но еще в гриме.
Между открытием и фуршетом была маленькая прокладка. Производственное совещание.– Значит, кто хочет получить призовые деньги уже 7-го числа, тот должен проиграть 5-го и 6-го. И тогда Мария Ефимовна будет вас ждать, – говорил Крюков.
Участники загудели. Кажется, встречу с Марией Ефимовной они готовы были отложить. Хотя некоторые признавались мне еще в Москве, что торопятся на Олимпиаду. Та начинается 13-го. И чтобы поспеть, надо вылететь из Кубка не позже третьего круга.
А один гроссмейстер, видимо, уставший с дороги больше остальных, все бузил и грозился начать писать протест. Дескать, и состав участников как следует не проверен – есть отказы, есть исправления и подчистки, и жеребьевка то ли не проведена, то ли проведена, да не так, как следовало бы. И цветность явно подозрительная.
– Нет, протест, – говорил он тоном, которым в кино Чапаев говорил Петьке «Нет, трибунал!»
Насилу уговорили подождать. Хотя бы до окончания фуршета. Куда всех без промедления и позвали.
Стол сервировали в стиле «фьюжн». Из напитков преобладало шампанское. Его заедали красной рыбой, бананами и шоколадными конфетами. Никто не остался голодным. А когда распорядились размножить жеребьевку и вывесить ее во всех гостиницах, стало ясно: протестов сегодня не будет.
Ну и слава богу.Пока Юрий Павлович Бордачев, директор ДК, открывает шампанское, зам. главы города Валентина Ивановна Мантуло произносит тост. За кадром – участники с бокалами, поднятыми в знак согласия и примирения.
Уж такой сегодня был день. Но и он стал заканчиваться. Участников начали развозить по гостиницам. В ДК остались только организаторы и судьи. Надо расставить на сцене 24 столика, подключить к аппаратуре, все еще раз проверить и перепроверить. Работы еще много, и вечер обещает быть долгим.
А завтра начнется игра.
Командный чемпионат азиатских городов