8 ноября 2010

Чтоб не распалась связь времен

"Короткая рокировка" Эльянова и Широва превратилась в длинную – таков неутешительный итог третьего тура. У замечательных гроссмейстеров совсем не идет игра, а их соперники, матерые профессионалы, не ведают жалости. Что тут можно поделать – только ждать и надеяться, как советовал еще граф Монте-Кристо.
Определился и единоличный лидер. Левон Аронян опять реализовал белый цвет и первую треть соревнования завершает в гордом одиночестве. У него 2,5 очка.
Рассказывает Илья Одесский.

«День седьмого ноября – красный день календаря». Уже некоторое время это не совсем так, а жаль, честно говоря. И не только потому, что четвертое так красиво не срифмуешь. Просто седьмое со времен моего октябрятско-пионерского детства казалось такой очень правильной народной приметой, проводами красного цвета. С бравурной музыкой с утра, огромными алыми стягами, гуляниями и криками «ура». После седьмого, как правило, выпадал первый снег, тут же начинал стаивать, образуя чавкающую жижу; все смотрели под ноги, потом наверх, на хмурое, тоже в грязных разводах небо и понимали: да, пора менять и обувь, и верхнюю форму одежды: скоро зима, серая московская зима, с ней не забалуешь, и красный цвет теперь увидишь не раньше следующего года.
Где-то наверное, митингуют и теперь, но где – не могу сказать точно: к ГУМу я по традиции пробирался огородами, через Ильинку, и за все время пути увидел только одну пару – маму и сына-подростка; они несли маленькие красные флажки и шли мне навстречу, а значит, шли от Красной площади, а не к ней; пара быстро заскочила в ближайшую блинную, по-видимому, чтобы согреться; тем все и кончилось.* * *Тур начался с короткой ничьей Грищука. В пресс-центре почему-то решили, что такой результат имел нешахматную подоплеку: мол, Саша, чтобы побороть простуду, вытребовал себе лишний день отдыха и не пожалел на то белого цвета, инициируя повторение ходов сразу на выходе из дебюта.
Но нет: Александр пришел в пресс-центр заметно посвежевший, задорный, всех своих болельщиков успокоил, сказав, что самочувствие его имеет сугубо положительную динамику, а ничьей он искал только потому, что был недоволен своей позицией и охотно продолжал бы играть за противоположный цвет. Тут же рассказал какую-то смешную историю, правда, по-английски, потом коротко перевел ее на русский язык, но в переводе она выглядела уже не так смешно, и вообще я не уверен, что понял ее правильно. Перескажу как сумею.А. Грищук – Ван ХаоСлавянская защита D171.d4 d5 2.Nf3 Nf6 3.c4 c6 4.Nc3 dxc4 5.a4 Bf5 6.Ne5 Nbd7 7.Nxc4 Nb6 8.Ne5 a5. «Разыгран китайский вариант» (А. Грищук).Истинная правда, в чем каждый может убедиться, заглянув в базу. Кстати, и вариант, которым Ван Хао побил в первом туре Широва, тоже с полным на то основанием может именоваться «китайским».
Очевидно, шахматные изыскания в Поднебесной имеют под собой прочную коллективную основу. А плодами этих изысканий в равной степени могут пользоваться мужчины и женщины, юноши и девушки, ведущие шахматисты и совершенно никому не известные.
Вера Небольсина, проведшая в Китае более года, рассказывала, что главной ее проблемой был вовсе не язык, а тотальная невозможность хотя бы на минуту побыть одной. В пять ли утра или в десять вечера, в парке ли, на улице или в помещении – всегда вместе и никогда поврозь. Вместе собирают рис, вместе строят дома, вместе делают гимнастику и отвечают на уроке. И боковой вариант Славянской защиты анализируют тоже вместе.
Вот только как они генерируют идеи?9.e3 Nbd7 10.Nc4 e6 11.f3 Bb4 12.e4.Черные надолго задумались, и Грищук отправился гулять по сцене. В этот момент (со слов Саши) к нему подошел Крамник и сказал вроде бы примерно следующее:
– Какое счастье, что это произошло не на Олимпиаде, иначе команда получила бы ноль без игры. Ведь черные выигрывают, просто взяв на е4.
Сашу (опять-таки если я правильно расслышал) обуял замогильный холод, но из последних сил он сумел противостоять могучему авторитету, объяснив, что белые ничего не проигрывают, а совсем даже наоборот: 12...Nxe4 13.fxe4 Qh4+ 14.Kd2 Qxe4 15.Nd6+!И тогда Крамник сказал, что пошутил. То есть не пошутил, а перепутал. В общем, по-английски это было очень смешно, а по-русски… я не уверен, что мне не придется писать опровержение в одном из следующих репортажей. Что ж, если надо – напишем.12...Bg6 13.Be2 Nb6 14.Ne3. Двумя последними ходами Саша остался крайне недоволен, заявив, что либо один из них, либо сразу оба неточны.14…0-0 15.0-0 Nfd7 16.Qb3 Qe7 17.Kh1 Kh8 18.Rd1 f6. Момент истины. В пресс-центре Грищук после 18...f5 уверенно брал сторону черных. Но, сами понимаете, пешки назад не ходят, а вперед – за милую душу. Пойдя f7-f6, китаец в любой момент мог додуматься и послать пешку еще на одно поле вперед – чего очень бы не хотелось.
Вот почему Саша немедленно занялся поисками мира:19.Na2 Bd6 20.Nc3 Bb4 21.Na2 Bd6 22.Nc3. Ничья.На остальных досках борьба была в самом разгаре. Как вдруг прервалась трансляция партий. Вроде бы скакнуло напряжение во всем ГУМе, как нам объяснили, и автономного рубильника не нашлось. Пресс-центр, образно говоря, погрузился во мрак. То есть бытового света было сколько угодно, и электричества тоже, и питерский «Зенит» в далекой Сибири обыгрывал своего соперника с хоккейным счетом 5:2, о чем каждый журналист мог узнать с экрана своего ноутбука, но вот о том, что творилось за соседней дверью, мы представления не имели.
Я вышел из пресс-центра и заглянул в игровой зал. Та же история. Сцена высоко и далеко, на досках видны лишь самые общие очертания фигур, но никак не позиции; а мониторы застыли как в четвертой серии фильма «Крепкий орешек», имевшего, как мы помним, подзаголовок «Обрушение».
В который уже раз меня накрыла ностальгическая тоска: по большим демонстрационным доскам, по фигурам – с магнитиками и такими дугами, помните? – чтобы легче было подцеплять большими палками, коими демонстраторы владели не хуже, чем профессиональные бильярдисты своими киями. А сами демонстраторы – бесстрастные и потому кажущиеся такими важными, а еще – ужасно медлительными: гроссмейстер на сцене уже давно сделал ход, а этот – сперва не спеша подойдет, потом запишет ход в специальную папочку и только потом возьмет свою палку. Палка цепляет слона с8 – а у тебя уже сердце замирает: куда? на b7 или g4? А ладья, обычная ладья на f8, ты ее знаешь как свои пять пальцев, эту ладью с короткой рокировки, она сейчас перейдет в центр, на е8 или d8, и ты ждешь ее там, а демонстратор вдруг подхватывает и тащит ее вниз, вниз, еще вниз, куда же? и вдруг бьется пешка f2, и тебя прошибает пот: комбинация! И зал шумит, шумит, и один самый нетерпеливый любитель вскочит, выкинет вперед руку и чего-нибудь крикнет, но не гроссмейстеру, а опять же демонстратору, мол, куда ставишь, не видишь, что ли, под бой! а друзья этого любителя тянут его вниз, за края пиджака: сядь, остынь, это же комбинация, дурень – и вся компания склоняется к переносным, маленьким магнитным шахматам, которые они, конечно же, взяли с собой, и упершись лбами, начинают быстро перебирать варианты, изредка вскидывая головы и сверяясь – опять же, с демонстрационной доской.
Да что говорить. Уходящая натура уже не уходящая, а давно ушедшая. Может, потому и так мало детей в зале, что ушло волшебство, а осталась голая техника.
А теперь еще и техника подводит.* * *Потом выиграл Левон. Хоть он и говорит, что с Гельфандом общий счет у него отрицательный, но я-то знаю: для Бориса он соперник неудобный. Борис – классик, с представлениями о шахматах как об игре логичной и строгой, и эти Лёвины непостижимые ужимки и прыжки – на край, вопреки всяким правилам – раз за разом ставят Бориса в тупик. Вот и сегодня: на 12-м ходу борьба началась, а к 20-му, можно сказать, что и кончилась. Все остальное было уже – добивание.Л. Аронян – Б. ГельфандСлавянская защита D431.d4 d5 2.c4 c6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 e6 5.Qd3. Комментируя этот ход, Лев зачем-то сослался на авторитет чешского гроссмейстера Давида Навары.
Ох, Левон Григорьевич. Купи себе петуха на Привозе и крути ему бейцы, как говорил классический герой. А нам крутить не надо. Не нужен вам никакой Навара, чтобы делать такие ходы.5…Nbd7 6.g3 Bd6 7.Bg2 0-0 8.0-0 dxc4 9.Qxc4 e5 10.Rd1 Qe7 11.Bg5 h6. Позиция на диаграмме встречалась десятки раз. Все, кто играл белыми, от Симагина до Георгиу, брали на f6. Но какое Ароняну дело до всех, когда можно прыгнуть конем вбок?12.Nh4!? На 12...hxg5 заготовлено 13.Nf5. У черных проблемы, по-видимому, довольно серьезные.12...Nb6 13.Bxf6 Qxf6. Альтернатива – эндшпиль после 13...Nxc4 14.Bxe7 Bxe7. Левон собирался играть 15.d5, и если 15...c5, то 16.Ne4, а на 16…Nxb2 он выбирал бы между 16.Rdc1 и 16.Rdb1.14.Qb3 Bc7. Ход нехорош, но что предложить взамен? Со слов Ароняна, после партии Борис предложил 14...Kh8. Но ведь это проигрывает: 15.Ne4 Qe7 16.Nxd6 Qxd6 17.dxe5 Qxe5 18.Qxf7! По одной этой реплике ясно, что Борис оказался совершенно сбит с толку.15.d5 cxd5 16.Bxd5 Kh8 17.Rac1 Qe7 18.Qc2 (красоты вроде 18.Bxf7 Qxf7 19.Qxf7 Rxf7 20.Nb5 Левон справедливо оставил за кадром) 18...Rb8 19.a4 Bh3 20.Bg2 Be6 21.a5 Na8. Если приходится делать такие ходы, значит, черные уже по ту сторону добра и зла. А выбора не было: 21...Nc8 22.Nd5 Bxd5 23.Nf5!22.Nd5 Bxd5 23.Rxd5 Qe6 24.b4 Bd8 25.Nf5 g6 26.Nd6.Дальнейшее пусть останется за кадром. На 41-м ходу черные сдались.
С победой Ароняна как всегда шумно поздравили его многочисленные болельщики. Давно прошли те времена, когда я еще спрашивал Левушку, родня ли они ему, пусть и самая дальняя. Нет, не родня. Но в русском языке для этого явления есть, на мой взгляд, замечательное слово.
Соотечественники.* * *Давил всю партию Сережа Карякин, но так и не обыграл Накамуру. Что-то между ними, конечно, есть, какая-то пробежавшая, но так до конца и не убежавшая кошка. Кое-что рассказал сам Сережа в своем интервью на crestbook.com, а что-то, наверное, и раздувать не стоит. Ребята растут, мужают. Меняются. Вон Накамура: пиджак одел, каталонское начало играет. Совсем ведь другой человек.
Одними тропками им еще долго ходить, один хлеб кушать. Пусть сами разбираются.
Если по партии, то в двух словах: «Берлинский» эндшпиль, до самого конца на грани поражения и ничьей. Но эту грань так и не перешедший.С. Карякин – Х. Накамура Трансляцию в этот момент уже наладили, и по пресс-центру пошел гул: дескать, позиция точь-в-точь такая же, как в известном окончании Крамник – Топалов. Ан нет: точь, да не в точь.В. Крамник – В. Топалов (Вейк-ан-Зее 2003) У Крамника король смог перейти на ключевое для таких окончаний поле g4. Сам или соперник помог – о том ведает лишь великий государь да Марк Дворецкий с Карстеном Мюллером.
51...Ke7 52.Rg7+ Kf8 53.Rb7 Rc4 54.g6 Rc1 55.Kg4 Rc5 56.Rf7+ Ke8 57.f5. Черные сдались.
Накамура же за перемещениями белого короля следил зорко и шанса нашему Сереже не дал.54.Rh6 Kf7 55.Rh7+ Ke8 56.Rb7 Kf8 57.Rb6 Ke7 58.Ra6 Kf7 59.Ra1 Kg7 60.Re1 Kg6 61.Ra1. К примеру, здесь на 61.Kf3 последует 61…e5! 62.Rxe5 Rxe5 63.fxe5 и теперь точное 63…Kf5!61...Kf7 62.Ra7+ Ke8 63.g6 Kf8 64.Rb7 Rf6 65.g7+ Kg8 66.Re7 Kh7 67.Ke5 Rf5+ 68.Ke4 Rf6 69.Ke5 Rf5+ 70.Ke4 Rf6. Ничья.

* * *Выиграл Крамник, но игрой своей остался недоволен и недовольства своего не скрывал. Во имя победы пришлось ломать стиль, блефовать, играть вопреки требованиям позиции, а всего это Владимир очень не любит. Вспомним, именно здесь, на Мемориале Таля были созданы и показаны взыскательной публике такие полотна как с Алексеевым (2007) или со Свидлером (2009). Масштабные произведения, чистые с первого и до последнего хода. Нынешняя же партия – из разряда тех, когда игра забывается, а результат остается.Стоя у демонстрационной доски, Крамник был откровенен – настолько, насколько это вообще возможно. Очков мало, караван уйдет – не догонишь; пора, пора возвращаться в турнир. Эльянов в плохой форме, его нужно обыгрывать во что бы то ни стало. В позиции, что возникла на доске, достичь успеха обычными средствами было нереально. Оставалось одно: рисковать.П. Эльянов – В. Крамник Из равного, как признался Владимир, эндшпиль его же собственными усилиями стал подозрительным. Но здесь белым надо было поднимать ход 26.g3. Если 26...Nh3+, то 27.Bxh3 Bxh3 28.g4, и все может кончиться совсем плохо. Остается 26…Ng6, а тогда 27.Nf5 Bxf5 28.exf5 Ne7 29.Bd3, затем слон переходит на е4, и перевес белых увеличивается. Конечно, взятие на f5 необязательно, но и другие ходы-кандидаты Крамник перечислял с несколько брезгливой миной на лице.
Чувствовалось, что ему хочется поскорее избавиться от этой партии и выкинуть ее из головы.26.Nf5 (колесо истории скрипит и медленно катится назад) 26...Bxf5 27.exf5 Nd5 28.Rd3. Володя предположил, что Эльянов оказался в той же психологической ловушке, что и сам Крамник двумя турами ранее. То есть, перевес уже упущен, а на ничью сразу соглашаться не хочется, так как есть иллюзия, что запас прочности еще достаточно велик. В противном случае белые избрали бы 28.Kf2 Rd7 29.Bd3 Rad8 30.Be4 и после 30…Nc3 31.Rxd7 Nxe4+ 32.fxe4 Rxd7 унесли бы домой половинку очка, а не баранку, уже третью по счету.
О дальнейших событиях в этой партии, уважаемый читатель (и пользователь), узнайте, пожалуйста, по адресу: http://video./browse/index/id/25 . Если в двух словах, белые играли все хуже и хуже. И смаковать это «хуже и хуже» у вашего корреспондента никакого желания нет.Павел Эльянов долго и трудно пробивался в элиту. Он замечательный шахматист, прекрасный человек. И я жду не дождусь, чтобы он хоть что-нибудь уже выиграл на этом турнире.
Вот тогда и поговорим.* * *Партию Широв – Мамедьяров я смотрел с тренером Шахрияра, гроссмейстером Элизбаром Убилава. Трансляция, можно сказать, прервалась на самом интересном месте.А. Широв – Ш. Мамедьяров Элизбар оставался спокоен, не нервничал; мы стали перебирать разные варианты, даже самые несбыточные. Трансляция все не возобновлялась; делать было совершенно нечего. В какой-то момент меня понесло.
– Уважаемый Элизбар! – сказал я. – Вы делаете большое дело, прививаете Шахрияру солидный позиционный стиль. Но я-то знаю Шаха с 1999 года. И тот Шах, которого знаю я, в этой позиции пошел бы 27...Qf4. Затем он нашел бы способ перевести слона на диагональ b8-h2. Как-нибудь отвлек бы коня f3. Пошел бы h5-h4, согнал бы оставшуюся лошадь – и дал бы мат на h2!Наступила пауза. Элизбар внимательно на меня посмотрел, как будто мы только что познакомились (мы к тому времени сидели вместе уже часа три, да и вчера тоже). Ничего не сказал. Улыбнулся. И – как будто не слышал последних слов – снова стал объяснять про слабые пешки, преимущество двух слонов и другие очень важные сложные вещи.
Элизбар Убилава – человек деликатный. Я уже это понял.
Но когда включили наконец трансляцию, мы увидели вот такое положение на доске. Ферзем на f4 Шах, конечно, не пошел. Но он перевел слона на матовую диагональ и он играл на мат, а не на пешки!Все-таки 11 лет знакомства что-нибудь да значат, а?Вот как это было: 27...Ne6 28.Qd2 Rb4 29.exd5 cxd5 30.Bb5 Rd8 31.Red1 Rf4 32.Ne1 Bd4 33.Nh1 Ba7 34.Nd3 Rh4 35.Re1 Ng5 36.Qe2 Ne4 37.Rbc1 Bb8 38.f4. Тут Шаху что-то померещилось. Он видел выигрывающий вариант: 38...Ba7+ 39.Kh2 g5 40.g3 gxf4 41.Nxf4 Rxf4 42.gxf4 Qxf4+ 43.Kg2 Kh8. А машина так вообще настаивает на лобовом 38...Rxf4 39.Nxf4 Qxf4. Но в партии последовало:38...g5 39.g3 Rxh3 40.Qg4 Qe6 41.Qxe6 fxe6, и все надо начинать сначала. Шахрияр начал – и выиграл эту партию во второй раз.
С Элизбаром мы поговорили славно. Оказалось, что оба поклонники творчества Отара Иоселиани, причем любим больше грузинский, а не французский период его творчества. Только Элизбару больше нравится «Пастораль», а мне – все-таки «Листопад». А «Жил певчий дрозд» нравится нам обоим, ведь там, помимо прочего, самого себя сыграл гениальный Джансуг Кахидзе.Спросил у Элизбара, остались ли у него какие-то обязательства – пусть не юридического, так морального плана – перед Вишванатаном Анандом, с которым он работал многие годы, и может ли он раскрывать какие-то их совместные наработки перед Шахрияром. Элизбар сказал, что с Виши они закончили работу еще в 2005-м, и теория с тех пор ушла далеко вперед; но самое главное – что Мамедьяров позвал его для совместной работы не затем, чтобы выпытать какие-то дебютные новинки, а затем, чтобы научиться глубже понимать шахматы.
Я очень рад, что в жизни Шахрияра появился такой специалист и такой человек, как Элизбар Убилава.
Я очень рад, что таких тандемов, таких союзов становится больше. Юрий Сергеевич Разуваев и Евгений Томашевский. Александр Генрихович Белявский и Баадур Джобава. И вот теперь Элизбар Элизбарович Убилава и Шахрияр Мамедьяров.
Последний раз в репортаже позволю себе отвлечься. То место в «Гамлете», которое мы читаем как: «Распалась связь времен…», оно ведь неточное. Я помню, как А.А. Аникст, крупнейший специалист по Шекспиру, указывал, что на самом деле точный перевод будет таков: «Время вывихнуло сустав…».
Мне кажется, Убилава говорил об этом. О том, что дебютчиков много. Их пруд пруди. Книг, баз – навалом.
Костоправов – мало. Мозгоправов – мало.
А молодым, блестяще одаренным шахматистам нужен, полагаю, прежде всего – мозгоправ.