27 января 2011

Tata Steel Chess 2011: турнирный блок Марка Глуховского

Традиционный турнир в Вейк-ан-Зее собрал исключительно сильный и интересный состав. Следить за финишем этого увлекательного соревнования можно вместе с редактором журнала "64" Марком Глуховским, который ведет турнирный блог из центра событий.

11 тур, финал Окончание тура совпало с проблемами нашего хостера, сайт был недоступен, так что дописываю уже не совсем в режиме блога. Владимир Крамник не удержал тяжелого окончания и проиграл белыми. Первое поражение, но после него Крамнику трудно будет вмешаться в борьбу за первое место. Правда, завтра ему играть с лидером, но, увы, черным цветом. Не факт, что Накамура будет так уж настроен на борьбу. – Я предлагал Крамнику в дебюте ничью, but ok – скажет Карлсен по окончании партии и недоуменно пожмет плечами. Это его фирменный жест, как хочешь так и понимай.


Все еще играют Ван Хао и Смитс, как это ни странно. Неужели Смитс спасется? Если нет, Хао сможет поучаствовать если не в борьбе, то в украшении борьбы. Ему еще играть с Карсленом и Накамурой, а третья победа подряд, если она состоится, придаст моему доброму товарищу и члену команды «64» сил. С такими приятным мыслями отправляюсь ужинать. До новых встреч.
11 тур, пресс-центр и игровой залЦейнтноты закончились, и закончилось большинство партий. Свою шестую победу в турнире одержал Хикару Накамура. Ян Непомнящий действовал небрежно и был переигран.

- Проблема в том, что Непомнящий заигрывается. Да-да, именно заигрывается! - повторил Генна Сосонко точно найденное слово.
- Как Купрейчик! Я не хочу сравнивать талант, у Яна его больше, но Купрейчик мог, к примеру, стартовать в чемпионате Союза 5 из 5! Мог обыграть и обыгрывал кого угодно, а потом заигрывался - и начинал проигрывать...После Накамура показал партию в пресс-центре, но большого интереса она не вызвала.
Все же, для победы ему не пришлось демонстрировать ничего особенного. Сложно теперь представить, что «Хикарушку» кто-то нагонит. Ананд сыграл с Лагравом вничью, он отстает на пол-очка. Аронян после ничьей с Пономаревым отстает на очко.
У Крамника пока задача другая - спастись против Карлсена.

Володя где-то ходит, Карлсен из-за доски не встает, ищет способ пробить оборону белых.
За соседним столом страдает Смитс, который защищает противный эндшпиль без пешки. В турнире "С" многие партии еще играются. Мое внимание привлек юный украинский талант Илья Нижник.

Его соперник явно злоупотребляет колой... Но это ему не помогло – Илья выиграл в коневом окончании, и довольно изящно.
11 тур, пресс-центрПервые результаты и первые разочарования. Вообще, похоже, нас ждет день разочарований. Быстро завершилась вничью партии Широв-Гири и Грищук-Л\'Ами.

Марина Макарчева наблюдает за разбором партии.

- "Ноздря в ноздрю" с Лешей идем! - заметил Грищук, проходя мимо.

Тем временем, перспектива у Яна Непомнящего невеселая. Позиция выглядит сомнительной и быстро превращается в безнадежную.

За Непомнящего переживают его тренер Владимир Поткин и председатель правления РШФ Илья Левитов. Да и у Крамника, кстати, позиция невеселая. Или спасется (и это белыми!), или нет.


11 тур, пресс-центр
Как всегда в Вейк-ан-Зее, пресс-центр полон, место нужно занимать заранее. Едва отошел, чтобы переселиться в другую гостиницу, как мое место занял известный широкой общественности по частушке "голлгандский мастер Бем". Не могу привести ее по цензурным соображениям, но из злобности процитирую последюю строчку - "ему ответил Капенгут". Кому надо, полный текст легко восстановит. Но кроме этого господина в пресс-центре также обитают и люди очень достойные. Например, немецкий мастер Дирк Полдауфф (журнал Шах).

Гроссмейстер, литератор и этюдист Джон Нанн Главный испанский журналист Леончо Гарсия

Гроссмейстеры Генна Сосонко и Роберт Фонтен

И многие, многие другие... 11 тур, начало
В Амстердаме удалось купить картридер и перед началом 11-го тура покажу позавчерашние фотографии. Карлсен-Непомнящий: эта партия закончилась последней. Вот исторический момент сдачи.

И дальнейшее обсуждение.

Сегодняшний тур начался с вручению Яну конверта за лучшую партию. Совершенно заслуженные 500 Евро: результативных партий было много, но Карлсен-Непомнящий, безусловно, украшение 10-го тура и, возможно, всего турнира. Судя по выражению лица, Ян намерен и дальше портить кровь лидерам и фаворитам.Но Накамуру – сегодняшнего соперника – «на фук» не возьмешь и грозным лицом не напугаешь.Он и сам известный мастер мимики и жеста.
Перед туром встретил Сашу Грищука. Поинтересовался – что естественно в такой турнирной ситуации – самочувствием. Ожидал традиционных для Вейк-ан-Зее жалоб на простуду, особенно с учетом места в таблице. Грищук же вообще никогда не проваливался, не считая чемпионата мира в Мексике! А в Вейке все-таки не чемпионат мира. Да и на том турнире Грищук белыми, напомню, набрал «плюс 2», а проигрывал только черными.
– Увы, чувствую себя великолепно! – сказал объективный Грищук. И добавил, что это и есть самое ужасное. Результат на болезнь не спишешь. Может быть сегодня, белыми с Л\'Ами, Саша наконец выиграет? Будем болеть. Аниш Гири играет черными с другим аутсайдером – Алексеем Шировым. Это же надо, Широв и Грищук делят последнее место, позади Л’Ами и Смитса! Ничего не поделаешь. Как говорят в таких случаях американцы – shit happens. Владимир Крамник на пол-очка отстает от лидеров. Он готовит белые фигуры к партии с Карлсеном, который уже почти что Володин «клиент».Иллюзий у Магнуса нет – испытание его ждет, и, возможно, непростое. Так мне кажется. Задумчив Левон Аронян, которому я вчера в эфире «Эха Москвы» напророчил победу в турнире. Надеюсь, газет и радиостанций Левон в процессе не читает и не слушает. Сегодняшний соперник Ароняна Пономарев, по собственному признанию, турнир доигрывает. Несмотря на победу в 10-м туре над Грищуком.
– В нормальном состоянии Александр ту позицию выиграл бы у меня! – сказал Руслан. И добавил, что очень рад за Ефименко, который близок к тому, чтобы выиграть турнир «B». Сегодня Захару вручили приз за лучшую партию 10 тура – победу черными над МакШейном.
– Если Захар выиграет, приеду на следующий год его секундантом, – сказал напоследок Пономарев. Скоро узнаем, какова доля шутки в этой шутке.Задумал недоброе самый загадочный шахматист турнира Ван Хао. Если победит сегодня белыми Смитса – выйдет в плюс. Как всегда спокоен лидер турнира Виши Ананд.Он играет черными, но нервничает как раз его соперник, Максим Вашье-Лаграв. Рискую ошибиться, но 11 тур будет не менее интересный, чем предыдущий. Будем следить вместе!
10-й тур, послесловиеУжинаем в рыбном ресторане с Поткиным и Непомнящим (Ян, кстати, молодец - взял мясо. Моментально соображает!). Ну так вот, ужинаем, заканчиваем уже. Подходит немолодая дама. Задает Яну такой милый вопрос:
- Are you mister Nepo?
- Probably, yes?! – отвечает Ян.
Дама рассыпается в поздравлениях и берет автограф. До этого подходил еще один любитель шахмат, уточнял результат, сердечно поздравлял. Нигде кроме как в Моссельпроме Вейк-ан-Зее, такого, увы, давно уже не происходит.
Прощаюсь до послезавтра. Спасибо за внимание. Встретимся здесь же, сразу после начала 11-го тура. 10-й тур, последняя партияПовстречав в пресс-центре Руслана Пономарева (Грищук все-таки не пережил очередного цейтнота и проиграл), возвращаюсь в турнирный зал. Досматривать последнюю партию такого насыщенного дня. Карлсен оттягивает неприятный момент сдачи, но поражения уже невозможно избежать. Засняв исторический момент, не могу похвастаться фотографией перед читателям - сломался чертов картридер. Завтра в Амстердаме куплю новый. Хорошо, что впереди выходной день. Последний выходной на этом турнире перед фантастически интересным финишем. 10-й тур, пресс-центрКак-то незаметно прошла победа Ананда над Шировым. Алексей в ужасной форме, и все лидеры считают себя обязанными этим пользоваться. И это Широв, который в прошлом году стартовал здесь же – «5 из 5»!
Виши партию у доски не комментировал, но на вопросы журналистов ответил. Как всегда, Ананд предельно корректен и доброжелателен. Но, чувствую, чего-то в привычной картине мира не хватает. А, понял! На заднем фоне не видно Аруны. Знаю даже почему, но не скажу. Должна быть в женщине какая-то загадка, как говорил классик. 10-й тур, турнирный зал Ближе к цейтнотам перемещаемся в турнирный зал. Не самая важная в турнирном отношении партия Л’Ами – Ван Хао.

У китайца лишняя пешка, которую он намерен спокойно реализовать. Забегая вперед, чтобы уже не возвращаться к партии – реализовал, без видимых усилий. Вторая победа подряд, и Ван Хао выходит на 50-процентный результат. Завтра, в выходной день Хао планирует посетить Амстердам. Есть в этом городе пара кварталов, где, полагаю, мы с ним и встретимся.
Куда более интересная пара – Пономарев-Грищук. Острая староиндийская позиция, у Грищука не хватает ферзя, но компенсация заметна невооруженным глазом. Только бы он пережил цейтнот! Опять в критических позициях решение приходится принимать на добавленных 30-ти секундах.
Главная партия тура – Карлсен-Непомнящий. Ян давит, играет быстро, редко сидит на стуле. Карлсен практически не встает, решения даются ему тяжело. Поднимает единственные ходы, но не похоже, что ему удастся спастись. Ох, не надо было Янчику проигрывать белыми Смитсу! С другой стороны, если бы не проиграл, может Карлсен согласился бы в дебюте на повторение ходов?10-й тур, пресс-центрПервый сегодняшний победитель, Хикару Накамура, комментирует свою победу над Вашье-Лагравом. Честно говоря, комментирует слишком уж медленно и подробно, как для слабоумных. Да и партия, кажется, такого внимания не заслуживает – Нака играл здорово, но вот его соперник особого сопротивления не оказал. Ключевой, по словам победителя, момент: черным следовало пойти пешкой на f4, сохраняя обороноспособную позицию. В дальнейшем американец оперировал двумя оценками: should be winning и very bad position. Для человека, который всю жизнь играет защиту Грюнфельда, Вашье-Лаграв, сильный вообще-то гроссмейстер, действовал слишком пассивно. Американский гроссмейстер доволен. Он реабилитировался за бездарное поражение от Карлсена и возглавил таблицу с 7 очками из 10.
10-й тур, пресс-центрВ пресс-центре появляюсь одновременно с первыми игроками. Аниш Гири и Левон Аронян анализируют закончившуюся вничью партию.Сзади за анализом наблюдает Фред Лукас, официальный фотограф фестиваля. В коридоре по пути в пресс-центр – выставка его работ. Довольно, кстати, посредственных… С другой стороны стола за анализом наблюдают тренер Гири Владимир Чучелов и жена гроссмейстера Роджерса фотограф Кэти Роджерс. Между прочим, Кэти не только фотографирует хорошо, но еще и отлично готовит. А это для жены, согласитесь, куда важнее. Как и я, Роджерсы только сегодня прилетели, но путь из Австралии существенно длиннее, так что они рано уезжают в свою Амстердамскую квартиру.
Резюме Ароняна по партии такое: перевес у белых, возможно, и был, но позиция получилась обоюдоострая – если бы белые пошли на большую игру, у черных появлялись контршансы.
По итогам партии Ароняна допрашивает главный редактор New in Chess Дирк Ян тен Гюйзендам, а Чучелова – корреспондент "Спорт-экспресса" Юрий Васильев. Еще раньше, самым первым завершился поединок Смитс-Крамник. Скучная ничья, белые были не готовы к борьбе. Крамника не видел, он в пресс-центре не появлялся, а Смитс торчит здесь, болтается, играет блиц. Сложно поверить, что больше ничьих сегодня не будет.Вместо предисловия: введение в Вейк-ан-Зееведение Дорогие друзья, дамы и господа, ladies and gents, как говорят любезные моему сердцу австралийцы. Я, Марк Глуховский, приветствую всех любителей шахмат, внимание которых приковано к первому супертурниру года –«Tata Steel Сhess» в Вейк-ан-Зее.
В последние годы этот турнир назывался «Corus». Но в нынешней глобальной экономике хозяева предприятий меняются быстро. Арбитр Герт Гийсен, которого я повстречал на остановке автобуса, идущего от станции Бевервийк в Вейк-ан-Зее, рассказал, что прежние хозяева металлургического комбината, основного спонсора турнира, продали завод индийцам, и турнир поменял название. «Не думаю, что новые владельцы так уж любят шахматы, но закрывать такой фестиваль, который начался еще до войны – слишком плохая реклама!» – заключил Гийсен. Он, кстати, буквально через несколько дней отправляется в Москву – судить десятый, юбилейный Аэрофлот-опен. За те 15 минут, что автобус едет до ставшей всемирно известной деревеньки, мы обсудили насущные шахматные проблемы и расстались вполне довольные друг другом. По пути арбитр показывал мне шахматистов, которых в автобусе было явное большинство. Прибыв на место, Гийсен направился в турнирный зал, а я – устраиваться в гостиницу. К началу 10-го тура я все равно не успевал.
Привычный отельчик «Зеекрофт» (40 евро за ночь с завтраком и интернетом) стоит на своем месте. Вообще Вейк-ан-Зее прекрасен тем, что не меняется. Выйдя из гостиницы, с радостью в этом убедился. На месте зеленое поле, а на нем – лошадки. На своем месте ратуша на крошечной центральной площади.На месте огромный шатер, в котором проходят открытие и закрытие фестиваля. Внутри шатра – комментаторы. Сегодня это Ян Тимман и Иван Соколов. И – самое главное! – на месте зрители. Такого нет ни в одной стране мира. Среда, рабочий день, середина дня. Зрителей, которые следят за гроссмейстерским разбором партий – человек 600. И они постоянно подходят, буквально негде сесть.Вот ради этого и стоит приезжать в Вейк-ан-Зее. Чтобы оказаться в месте, где шахматы – не забавное чудачество для нескольких социальных аутсайдеров.
Перемещаемся в игровой зал. По дороге отметим парикмахерскую «Вариант». На месте старая знакомая, никуда не делась. Пятый год вижу ее, а подстричься здесь все никак не решусь.Игровое помещение, в обычное время – большой спортивный зал – завешано спонсорскими баннерами. Отвратительного вида, к слову сказать, прежние были куда симпатичнее. Нынче турнир рекламируют какие-то модели мужского пола со страдальческими лицами, которых зачем-то по колено завели в море. Рядом с входом – закуток для курильщиков. Только что из него вышел Александр Грищук, который играет пока худший турнир в жизни. Вышел и, никого не замечая, большими шагами двинулся в зал.
Медленно иду за ним и вижу в предбаннике старого знакомого – известного и очень талантливого израильского этюдиста. Он уткнулся в книгу, но когда мы увидимся в пресс-центре, я точно знаю, что он мне скажет: хеллоу, как там Перваков? Передай ему привет!
Слева от входа играют любители.Прямо по курсу – турниры А, В, С. Около мониторов толпятся болельщики. А вот они и основные фигуранты.Ближе к зрителям – участники турниров С и В, во втором ряду – турнир А. Ну ничего, объектив у фотоаппарата длинный, всех достанет.
В толпе болельщиков обнаруживается очень знакомое лицо. Владимир Поткин – тренер героя сегодняшнего дня Яна Непомнящего. Володя еще не знает, что его подопечный станет героем. Пока что Поткин доволен тем, что удалось угадать дебют. Карлсен играет белыми, но позиция у него точно не лучше. Скорее наоборот – у черных есть перспектива, а что делать белым – неясно. Есть надежда, что Ян выиграет и реабилитируется за глупое вчерашнее поражение от Смитса. Прямо в зале мы с Володей встаем в очередь, берем по тарелке горохового супа. И по бутерброду с рыбой. Я окончательно понимаю, что 2011 шахматный год начался. Я – в Вейк-ан-Зее!

Турнир претендентов