30 января 2011

Tata Steel Chess 2011: турнирный блок Марка Глуховского (13-й тур и закрытие)

Традиционный турнир в Вейк-ан-Зее собрал
исключительно сильный и интересный состав. Следить за финишем этого
увлекательного соревнования можно вместе с редактором журнала "64"
Марком Глуховским, который ведет турнирный блог из центра событий.

13-й тур, торжественное закрытие
Вернувшись в Москву, возвращаю старый долг посетителям сайта. К сожалению, по техническим, хоть и объективным причинам не мог сделать этого раньше. Увы, ваш корреспондент слишком близко к сердцу принял закрытие этого замечательного во многих отношениях турнира.
Турнира, но не тура. Видимо, интрига исчерпалась, и на последний тур ничего не осталось. По нынешним временам 13 туров – дистанция совершенно марафонская, и шахматистами овладело некое, перефразируя классика, к ничьим влеченье, род недуга. Некоторые ничьи казались совсем уже курьезными. - Какой позор! - так, например, откомментировал собственную партию Грищук. По словам Александра, на выходе из дебюта позиция белых была чуть ли не подавляющей, но реализовать перевес он не сумел. Мне кажется, это немного сильно сказано, но, в общем и целом, никто в последнем туре, за исключением Накамуры, поставленной цели не добился.
Ван Хао не получил перевеса, хоть и пошел, как обещал, 1.d4!
Аронян перевес получил, но дожать заупрямившегося Смитса не смог. Крамник получил живую, интересную позицию, но за призовое место побороться не мог и в какой-то момент решил, что «на сегодня достаточно». Непомнящий в несложной позиции подзевнул качество и предполагал уже, что придется, как он выразился, оформить «хет-трик», но все же ничья нашлась. Кстати, победа позволяла Ананду догнать Накамуру, но Виши тоже не очень-то напрягался, явно не использовал всех возможностей в окончании. Широв не сумел белыми победить Л’Ами – напротив, вынужден был спасаться. И, наконец, в партии Гири-Пономарев безумно интересные и красивые варианты остались на кадром. На поверхности же последнего тура – семь не очень увлекательных ничьих, которые сохранили статус-кво.
Переместимся в шатер, в котором проходит торжественное закрытие.


Огромные супницы с известным всему шахматному миру содержимым стоят на длинных столах. За столами, как обычно, и стар и млад, и участники турнира, и любители из опенов. Открыл церемонию самый знаменитый местный любитель, которому на днях исполнилось 100 лет. Матерый человечище, который по-прежнему играет в шахматы. Рядом с ним – надежда голландских шахмат Аниш Гири, который уж точно может быть доволен своим 50-процентым результатом. Для первого раза – результат замечательный. Это понимают все - и организаторы следующего турнира уже не нуждаются в подпорке в виде победы в Вейк-ан-Зее «B», чтобы пригласить Аниша в турнир «А» на следующий год.
Еще один молодой шахматист, которого мы увидим в турнире «А» в 2012 - англичанин Люк Макшейн, который впечатлил еще прекрасным выступлением в Лондоне. Успехи продолжаются. В последнем туре Макшейн выдержал черными очень неприятное давление Навары. В итоге коэффициент вывел Люка на первое место, но, к счастью, организаторы объявили, что места в турнире «А» хватит обоим победителям. Разочарован только Захар Ефименко, который отлично играл, но на пол-очка отстал от победителей. В турнире «B» место победителя займет Даниэль Вокатуро, молодой итальянский гроссмейстер. Всего на пол-очка от него отстал совсем юный украинец Илья Нижник. Ему немного не хватило опыта.
На третьем месте – соотечественница Илья Катя Лагно, которая показала просто отличный результат, лучше многих мужских гроссмейстеров. Счастливая семейная жизнь с гроссмейстером и журналистом Робертом Фонтеном (во время турнира их ребенку исполнился год) не препятствует шахматному росту. Перейдем к победителям главного турнира.

Третье место разделили Карлсен и Аронян – у них по «+3». На пол-очка больше у Ананда – чистое второе место. Победа любого из этой тройки не удивила бы директора турнира. Но шахматы все же спорт, и герои в нашем виде спорта меняются. С победой, мистер Накамура! 6 побед, одно поражение, чистое первое место. Вполне Каспаровский результат, которых давно не было в Вийке! В последние года для победы хватало «+3», от силы – «+4»Торжественная часть закончена. Собираются вместе друзья. И уходит домой ветеран, которого я очень надеюсь увидеть в следующем, 2012 году.


Игроки и журналисты переместились в ресторан гостиницы, где нас ждет продолжение банкета. Устроившись за рюмкой коньяка с Владимиром Крамником, мы едва не пропустили главное шоу.Александр Грищук и Магнус Карлсен предлагали всем желающим сыграть пара на пару. Естественно, с какой-то временной форой. Кто-то, кажется Дирк Ян, поинтересовался у Володи, не собирается ли он включиться в игру. – А что стоит на кону? – спросил в ответ я экс-чемпион. – 100 Евро за партию! – Ну что за такие деньги играть, была бы тысяча! - ответил Крамник, и мы вернулись за стол – обсуждать проблемы и будущее профессиональных шахмат.
13-й тур, начало.

По традиции начну с дня вчерашнего. Вечером в ресторане встретил Гири с семейством и запечатлел. Получилось полотно в духе Франца Хальса, если без ложной скромности.

Два дня назад, в выходной, ездил в Гарлем, ходил по музею Хальса, и, видимо, перенял творческую манеру. Рядом с Володей Чучеловым - его жена. Ну а остальных вы на фотографии уже знаете: папа, мама и сестры Аниша.

Ужинали мы с Ван Хао, которого я, на правах старшего товарища и капитана команды, настраивал на сегодняшнюю партию.

Вчера Хао меня расстроил. Ты, говорю, что думаешь играть? Он отвечает - 1.e4. То есть, спрашиваю, ты хочешь играть на победу "берлин"? Его лицо искажает страдальческая гримаса. А чего, говорю, хочешь? Он начинает стеснятья, ныть, жаловаться, что играет ужасно, что надо пойти в испансокй 4.0-0, потом 5.Re1 и делать ничью, как играл сам Накамура с Крамником.Сегодня утром перед партией подошел ко мне и шепнул на ухо: "Don\'t worry Mark, i will play 1.d4!". И весело засмеялся. Вот такой он загадочный китайчонок. Волнуюсь теперь, как бы самурай его не прибил.

Самурай настроен серьезно, видно по всему. При галстуке, готов праздновать свой первый настоящий триумф.



Похож на спецагента, которому, по словам Пелевина, мировое правительство доверило рекламу ноутбука Vario.


Кажется, за Ван Хао болеют все - и игроки, и журналисты... Ничего плохого вроде бы Накамуры никому не сделал, и тем не менее... Не знаю даже, чем объяснить такое единодушие. Но ощущение носится в воздухе.


Если Хикару похож на спецагента, то Магнус все больше становится похожим на модель. Модная прическая, идеальная рубашка, недовольное выражение лица.


Магнус играет с Грищуком, который от души задумался уже после первого хода соперника.

1.d4 d5!, и Александр что-то почувствовал. Вскоре выяснилось, что Карлсен играет защиту Чигорина.

Ян Непомнящий встречается с чемпионом мира.

Чемпиону нужны победа, после которой у него появятся хорошие шансы догнать Накамуру и выиграть первый турнир за три года.

Экс-чемпион мира, напротив, спокоен и расслаблен. На первое место шансов нет, а другое его не интересует.

Чемпионат Парижа - шутят в пресс-центре французские журналисты. Вашье-Лаграв получил сегодня приз за лучшую партию - вчерашнюю победу над Яном. Решение жюри воспринято шахматистами с иронией. Все же не Макис выиграл, а Ян проиграл.

Волнуется Мак-Шейн, который на следующий год может попасть в Вейк-ан-Зее "А".

Судьба первого места в турнире "Б"решается в его личной встрече с Наварой.

- Ты был прав, когда предсказывал интересную борьбу в вашем турнире! - говорю я Давиду перед партией.

- Но я не ожидал, что настолько! - парирует он, и судья начинает последний тур.

В спину лидерам дышат Габи Саргиссян и Захар Ефименко. И они тоже играют между собой!


Безмятежно спокоен Левон Аронян. И, подозреваю, это спокойствие не сулит ничего хорошего его сегодняшнему сопернику, Смитсу.

mosimage

mosimage

mosimage

mosimage

mosimage

mosimage

mosimage

mosimage

mosimage

mosimage


Турнир претендентов