Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно
24 Мая 2011

Вместо миллиона триллеров


«Эй вы там, наверху!» Борис Гельфанд интересуется у главного арбитра Игнасиуса Леонга, прекратится ли шум к началу партии.

В этот день одна из крупных косметических фирм проводила в «Корстоне» свою корпоративную тусовку, награждала лучших продавцов своей продукции. Начало тура пришлось передвинуть на полчаса. К 15.30 музыка наверху смолкла, однако продавщицы (простите – дилеры, менеджеры и прочие мерчендайзеры), спустившись в холл у выхода из гостиницы, еще долго не хотели расходиться. Например, группа из 10-15 вполне взрослых женщин выстроилась в кружок, одна из них задорно воскликнула: «Кто настоящие лидеры?», а остальные радостным хором ответили: «Мы!» Пионерское детство продолжается.

Александр Грищук поднялся на сцену, когда музыка уже умолкла.

Традиционное рукопожатие.

Не менее традиционный стакан воды перед стартом.

Некоторые специалисты полагали, что на сей раз мы увидим что-нибудь из Грюнфельда. Но нет, Гельфанд предпочел продолжить дискуссию в английском начале.

И заставил Грищука крепко призадуматься в дебюте.

Однако большой битвы не получилось – ничья на 18-м ходу.
Борис Гельфанд:
– Сегодня мы до какого-то момента повторили партию 2-го тура, но я играл не так агрессивно, как тогда, когда уже с первых ходов было нарушено материальное равновесие. Позиция очень тонкая, масса нюансов. Наверное, вы видели, что в дебюте мы оба много думали. Позиция только кажется безобидной; я думаю, один неточный ход, и перевес у белых уже будет серьезный. Белые тоже должны играть очень аккуратно: один неточный ход – и не останется никаких иллюзий. Мне не удалось получить преимущества: черные играли сильно и аккуратно. Конечная позиция уже настолько пустая и скучная, что играть ее дальше было бы, скажем так, не «по-шахматному». Шахматное содержание в ней уже исчезло.

Александр Грищук:
– Ну, что сказать: современные гроссмейстеры настолько суровы, что даже в самой острой и боевой позиции они могут за несколько ходов все поменять и согласиться на ничью!
А если серьезно, то да: белые очень хитро разыграли дебют. У меня очень много времени ушло на то, чтобы понять, в чем же смысл этих передвижений; потом я все-таки понял.


Б. Гельфанд – А. Грищук
1.Nf3 c5 2.c4 Nc6 3.Nc3 e5 4.g3 g6 5.Bg2 Bg7 6.d3 Nge7 7.a3 d6

 
diagram01.jpg

8.Nd2
– Белые могли попробовать 8.b4, и тогда получается очень интересный вариант: 8…e4 9.Nxe4 Bxa1 10.Bh6, и белые, наверное, выигрывают, потому что слон ловится: 10…Bb2 11.Qb1, и слон не может уйти с большой диагонали, потому что последует 12.Nf6X. Или, скажем, 10...Be5 11.Nxe5 dxe5 12.Nf6#.

diagram02.jpg

Но, вроде бы, я могу играть 8…e4 9.Nxe4 f5, сразу или с включением cxb4 axb4.

8...0-0 9.Rb1 h6
– Конечно, ход выглядит совершенно по-идиотски, но смысл его в том, что если сразу 9…а5, то, наверное, белые играют 10.Nf1 и переводят таким образом коня на е3, а иначе белые хотят пойти b2-b4. А ходом 9…h6 черные защищаются от 10.b4: тогда они играют 10…е4 (или 10…cxb4 11.axb4 e4), и после 11.Ncxe4 f5 конь ловится. Для этого и нужен ход 9…h6 – чтобы забрать у коня поле g5. А после 9…h6 10.0-0 a5 белые уже не могут перевести коня на е3, и черные более-менее в порядке.

10.0-0 a5 11.Nd5 Be6 12.Nxe7+ Qxe7 13.Ne4 Kh8 14.Nc3 Qd7 15.Bd2 Rab8 16.Qc1


diagram03.jpg

– Очень хитрый ход, смысл которого в том, чтобы на 16…Kh7 пойти 17.Nd5, и грозит Bxh6. Я ход 16.Qc1 видел, но не мог поверить, что эта идея может проходить, потому что у черных есть ход 17…Nd4, и грозит вилка на е2. Белым приходится играть 18.Re1, тогда черные в любой момент могут пойти Nb3, но, как ни странно, это им ничего не дает…
Гельфанд:
– Вместо 18.Re1 можно пойти 18.Qd1.
– А, типа – на а5 висит?
– На а5 висит, и хочу b4 пойти.
– Может быть. Но 18.Re1, по-моему, еще сильнее.
– На Re1, сейчас скажу,… может быть, 18…Bg4.
– Ну, может быть. Поэтому, наверное, 16…h5 правильно. После 17.Bh6 Bh3 все четыре слона меняются, и позиция получается совершенно равной и симметричной. Но в какой-то момент, на самом деле, могла очень интересная партия получиться, но как-то не сложилось.
16...h5 17.Bh6 Bh3 18.Re1

diagram04.jpg

Согласились на ничью.

Журналисты – а их ближе к концу матча становится все больше и больше – стали допытываться у гроссмейстеров, что те думают о софийских правилах? Вроде бы, со следующего отборочного цикла они станут обязательными.

<

Гельфанд:
– Смотря как это правило будет применяться. Если так, как в Софии, когда эндшпиль с разноцветными слонами «4 на 3» заставляли играть, то это маразм. А если по духу позиции, то мы и так играем. Сегодняшняя партия по содержанию может заменить миллион триллеров, потому что много тонкостей, шла сложная борьба.
Бывает, гроссмейстеры соглашаются на ничью, потому что видят форсированный вариант, приводящий к вечному шаху. Тогда, конечно, надо этот вариант показать на доске. А если такая позиция, как сегодня, где нет осмысленных ходов, планов? Что люди будут делать? Попытаются как-то найти троекратное повторение ходов. По духу, я согласен с этими правилами: пока есть шансы – надо бороться за победу. Но я считают, что в абсолютно ничейных позициях заставлять игроков делать ходы или придумывать троекратные повторения – это оскорбление игры в шахматы. Если бы сегодня в конце была позиция динамического равновесия, я бы продолжал игру. Но, к сожалению, позиция была совершенно тупая: сколько я ни думал – ни одного мало-мальски подходящего плана игры на победу я не видел. А делать бессмысленные ходы в надежде, что соперник что-то подставит – это глупо.

<

Грищук:
– К софийским правилам у меня нет никакого негатива, если их, действительно, не доводить до абсурда. А в принципе я на этот вопрос ответил еще во время матча с Крамником, я не хочу снова эту дискуссию начинать.

<

Такой вот бюст 12-го чемпиона мира установлен в казанском клубе имени Р. Нежметдинова. 23 мая Анатолий Евгеньевич отмечал юбилей, и я задал вопрос «в тему»:
– В книгах то и дел можно встретить выражение «сыграно в стиле Карпова». А к современным шахматистам применимо такое понятие, как свой стиль? Если дать вам, например, 10 неизвестных вам партий какого-нибудь современного шахматиста – вы поймете, кто их играл?

Грищук:
– Можно сказать: в стиле Широва.

Гельфанд:
– Думаю, такого понятия, как стиль «Рыбки» или «Гуддини», нет, потому что мы играем в шахматы, а программы могут только нас корректировать, говорить, кто зевнул или не так сыграл, предлагать свои идиотские варианты. По-разному бывает. Но и раньше, мне кажется… Возьмите партию матча Петросян – Спасский, где Qh8+ в конце (Москва 1966, 10-я партия – В.Б.). Если помнить клише, какой игрок Петросян, то никто бы не угадал, что это он играл. Или клише, какой игрок Карпов: возьмите его партию с Дорфманом из чемпионата СССР 1976 года или с Гортом в шевенингене (Москва 1971 – В.Б.), тоже не угадать. Потому что Карпов – такая величина, он мог играть любые позиции.
Могу рассказать одну историю. Когда я в первый раз приехал на школу Петросяна, мне было 12 лет. Тигран Вартанович сел со мной играть в блиц (с форой). Я еще был ребенок, начитался в книжках, что Петросян – позиционный шахматист. Думал: сейчас буду ему удары наносить, он же на три хода посчитать не может! Но выяснилось, что так, как Петросян, варианты не считал никто: ни Таль, ни кто другой. По качеству расчета вариантов он был просто непревзойденным шахматистом.

В разговор включился Грищук:
– Может быть, еще Карпов мог так считать.
– Да, может быть, еще Карпов.
– Надо давать такие распечатки партий с указанием расхода времени. Если у шахматиста осталось в конце два часа, то ясно – это Непомнящий! А если, наоборот, на 20 ходов две минуты – то это Грищук, – под общий смех закончил дискуссию Александр.

В гости к комментаторам Александру Халифману и Марку Глуховскому время от времени заглядывает секундант Грищука гроссмейстер Александр Рязанцев и также делится своими мыслями о возникшей позиции.
Итоги 4-й партии подводит наш эксперт гроссмейстер Александр Халифман:
– Дебютный выбор Бори все-таки странный. Возможно, это свидетельствует о кризисе идей за белых. Мне трудно поверить, что можно на что-то всерьез рассчитывать с такой постановкой партии. Какую-то мини-хитрость он придумал, но Грищук вовремя остановился, задумался, вник в нюансы позиции и сделал неочевидный ход 9…h6. И после него все: начинаются почти неизбежные пертурбации, и два войска в полном составе (за вычетом одного коня у каждого) остановились друг против друга и ничего не смогли поделать. Честно скажу: я понимаю, что все недовольны, что зрители разочарованы, но за соглашение на ничью я бы их не критиковал, потому что никакого конструктива в заключительной позиции не видно. Другое дело: зачем Борис белыми такое выбирает? Значит, что-то он имел в виду, но не получилось. Вот такая ничья.
– Александр, если бы здесь действовали софийские правила, какова вероятность, что 3-я и 4-я партии все равно завершились вничью? 99%, или все-таки меньше?
– Сыграл бы Борис сегодня не 18.Re1, а 18.Bd2, Александр ответил  бы 18…Be6. Потом 19.Bh6 Bh3, и – до свидания, софийские правила! На самом деле, в позиции, где нет ничего конструктивного, но есть возможность ходить с места на место, нашли бы повторение ходов. Да, бывают случаи, когда в сложной позиции, где неизбежен конфликт и море крови, соперники останавливаются, чтобы избежать риска. А в этой позиции слишком уж они окопались, чтобы что-то реально изменить.
– В 3-й партии такая же ситуация?
– В общем и целом то же самое, но сегодня позиция вообще тупая. Каков будет опыт применения софийских правил на таком уровне, посмотреть интересно. Но, как показывает практика, к резкому уменьшению количества ничьих это все равно не приводит. А здесь важнее всего не проигрывать, и матчевый формат, конечно, влияет на постановку партии игроками.

В выходной день для журналистов и судей была организована экскурсия в одно из самых красивых туристических мест Татарстана –Раифский мужской монастырь, расположенный недалеко от Казани. Действительно, и архитектура, и природа вокруг очень красивы.

Небольшая гостиница для странников и туристов.

Монахи не теряют связь с внешним миром.

Иоанн Евангелист и Лука Евангелист.

<

<

<

<

<


Монастырь расположен на берегу живописного озера.

Рядом с озером сидит такая вот модная лягушка. Вообще, в Казани любят яркие и необычные скульптурные композиции. В этом я лишний раз убедился на следующий день, гуляя по центру города.

Такие вот скамеечки стоят у входа в универсальный магазин «Кольцо». Может быть, они в какой-то мере символизируют то непростое положение, в которое попали сегодня классические шахматы?

По дороге в центр ваш корреспондент заглянул на площадку, где 4 мая в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент будущей Международной академии шахмат. С этой фотографии начинался мой самый первый репортаж из Казани. Что я ожидал там увидеть? Наверное, высокий забор, экскаваторы, бульдозеры, снующих туда-сюда рабочих: все-таки, чтобы построить за 18 месяцев четыре 25-этажных здания, надо очень сильно напрячься.

Честно говоря, я не сразу узнал эту полянку, сориентироваться помогла деревянная избушка-кафе на заднем плане. Одиноко стоит старый вагончик, рядом с ним пустая катушка из-под кабеля. И повсюду растут одуванчики…


← Вернуться назад
Подписаться:
Нажмите на название месяца, чтобы посмотреть все новости за данный месяц.

Нажмите на любой день месяца, который подчеркнут и является ссылкой, чтобы посмотреть все новости за этот день.