29 января 2014

Сергей Карякин: Чем больше людей за тебя болеет, тем приятнее играть!

Российский гроссмейстер, разделивший 2-3 места на турнире в Вейк-ан-Зее, ответил на вопросы Этери Кублашвили

Сергей, поздравляю с удачным выступлением в Вейк-ан-Зее. С каким настроением начинал первый в этом году турнир?

– В ночь перед первым туром скончался мой близкий друг Вугар Гашимов, так что понятно, какое было настроение… Вугар был очень светлым, добрым, позитивным человеком и замечательным шахматистом; вечная ему память!

Что касается моего настроя на турнир, то хотел, с одной стороны, показать максимально возможный результат, но в то же время нужно было потренироваться перед кандидатским форумом, который, конечно, является гораздо более важным соревнованием. Поэтому я старался наигрывать новые дебюты, особенно это было заметно при игре белыми.


Какой партией особенно доволен?

– Я выиграл несколько непростых партий. Возможно, самой сложной была встреча с Аркадием Найдичем: в дебюте получил большой перевес, потом попал в цейтнот и почти всё растерял, но все-таки в затяжном ферзевом эндшпиле сумел победить. Эта очень важная партия помогла мне почувствовать уверенность в своих силах; я понял, что смогу показать хороший результат.

– Какое впечатление произвели соперники – Левон Аронян, Аниш Гири, Фабиано Каруана, другие?

– Левон показал феноменальные шахматы. Может, в каких-то партиях ему везло, но в целом он делал всё возможное, чтобы победить, и потому его прекрасную игру нельзя объяснять только везением. Левон продемонстрировал большое мастерство, нынешний Вейк стал одним из лучших турниров в его карьере. Даже проигрыш Люку Ван Вели не делает его выступление менее фантастическим.

Аниш Гири – шахматист талантливый. Всегда было ясно, что рано или поздно он покажет высокий результат, поэтому в его дележе второго места не вижу ничего удивительного.

На самом деле, больше всех меня удивил Ричард Раппорт. Когда люди играют в таком турнире, они стараются «уплотняться», делать ничьи и по возможности играть на перехват, на контратаке, а венгр действовал настолько провокационно, что из-за этого проиграл много партий. Он талантливый шахматист, но стиль у него безумный, если можно так сказать.

– Почему не слишком удачно выступили такие супергроссмейстеры, как Хикару Накамура и Борис Гельфанд?

– Причины, конечно же, разные. Может быть, у Хикару Накамуры есть некое неприятное чувство из-за того, что он, с одной стороны, входит в десятку, играет очень хорошо, выигрывает разные турниры, а в турнире претендентов играть не будет. Это обстоятельство могло наложить на него негативный отпечаток, что может послужить объяснением его провалов в отдельных партиях.

О Борисе Гельфанде мне сложно судить, но тот факт, что он выиграл две последние партии и подправил свое турнирное положение, говорит о том, что через какое-то время он вновь покажет себя с наилучшей стороны.

А на Фабиано Каруану могло психологически подействовать известие о том, что Вишванатан Ананд решил сыграть в Ханты-Мансийске, и потому первый запасной (им как раз был итальянский гроссмейстер) остается вне игры?

– Безусловно, такое могло произойти, ведь практически для каждого шахматиста, особенно такого молодого, как Каруана, турнир претендентов – это звездный час. Каждому хочется побороться за мировую корону, поэтому на его месте я был бы очень расстроен. И он наверняка тоже переживал.


Турнир «В» выиграл хорватский шахматист Иван Шарич, твой ровесник. Вы когда-нибудь встречались с ним за доской?

– Нет, я с ним никогда не играл, поэтому, к сожалению, не могу про него ничего сказать.

Что касается турнира «В», меня больше всего удивило очень неудачное выступление китайца Юй Янъи, у которого рейтинг под 2700, а в итоговой таблице его фамилия стоит не очень высоко.

Неудивительно, что за первое место боролись Джобава и Шарич, но также очень хорошо проявил себя легендарный гроссмейстер Ян Тимман. Будь у него чуть больше энергии, он вполне мог занять первое место. Его выступление, конечно, стало приятным сюрпризом.

Можно ли назвать 1990 год феноменальным, ведь тогда родилось столько сильных шахматистов?

– Есть несколько таких годов, и 1990-й один из них. Все знают, что тогда родились Магнус Карлсен, я, Ян Непомнящий, Дмитрий Андрейкин, теперь вот Иван Шарич себя проявил. Насколько я помню, очень «урожайным» был 1983 год: Александр Грищук, Руслан Пономарев, Этьен Бакро. Еще есть поколение 1969 года, когда родились Вишванатан Ананд, Василий Иванчук, Алексей Дреев, на год раньше – Борис Гельфанд…Так что есть несколько выдающихся поколений.


– В Вейк-ан-Зее ты играешь практически каждый год. Что нового было на сей раз?

– Если честно, у меня такое ощущение, что там из года в год практически ничего не меняется. В городе стоят домики, на которых написано «1900 год»; скорее всего, это дата постройки. Так что за сто с лишним лет там ничего кардинально не изменилось. Атмосфера очень спокойная.

Однако в этот раз нам не очень повезло, потому что в последние дни поднялся очень сильный ветер с дождем и градом. Два раза ветер сломал нам с Галией зонты, когда мы шли от ресторана до гостиницы.

В плане передвижения лучше всех устроился Левон Аронян: на последние несколько дней к нему на собственном «Мерседесе» приехал болельщик. На машине он написал «Левон Аронян» и возил гроссмейстера. Так что у Левона был именной «Мерседес» (смеется). Вообще, к нему на каждый турнир приезжают соотечественники-армяне, которые его поддерживают, и это придает ему дополнительные силы.

Как приятно, когда есть такие болельщики! Но ведь у тебя тоже хорошая группа поддержки. Правда ли, что твой менеджер всегда настраивает тебя только на победу, даже черными?

– Да, мне очень приятно, что Кирилл Зангалис так в меня верит и говорит, что я должен выигрывать любым цветом. Также меня поддерживают работники из компании «Альпари», моего спонсора, которым я очень благодарен. Я же со своей стороны стараюсь радовать всех моих болельщиков. Чем больше людей за тебя болеет, тем приятнее играть!

Сергей со своей подругой Галией

В этом году формат турнира был изменен. Как тебе игралось на выезде?

– Лично мне более комфортно играть в одном месте; так, в «выездной» партии против Левона я показал не лучшую игру. В обычный день я вставал примерно в полдвенадцатого, завтракал, повторял варианты и шел на тур, а здесь уже в одиннадцать нас ждал автобус, и надо было ехать до пункта назначения часа два перед туром. Это мне было не очень приятно, потому что сбивало режим. Хотя этот факт не оправдывает некоторых моих ошибок за доской, но в целом я приверженец игры в одном месте и не люблю особо куда-то ездить. Идеально вообще выступать в гостинице, где живешь.

Шахматисты на фоне Рембрандта

– Такое большое количество выходных дней не расхолаживало?

– Я старался держать себя в тонусе: много занимался, готовился к партиям. Порой приходилось открывать новые для себя схемы, требующие довольно длительной подготовки.

– Сергей, в последнее время ты очень активен в социальных сетях. Это веяние времени, мода?

– Считаю, что сейчас ни один спортсмен не может без этого прожить. Все звезды футбола, гольфа и других видов спорта стараются поддерживать прямой контакт со своими болельщиками. Магнус Карлсен тоже постоянно обновляет свою страницу в Фейсбуке и Твиттере. Посмотрите, например, его последние сообщения: провел сеанс для работников Гугла, дал урок основателю Фейсбука Цукербергу, сыграл в телевизионном шоу с Биллом Гейтсом… Конечно, подобными вещами не надо злоупотреблять, но уделять внимание своим болельщикам просто необходимо. Кроме того, шахматист должен аккуратно и красиво одеваться и никогда не отказываться от общения с прессой. Могу похвастаться: хотя я только недавно открыл мини-блог в Твиттере, у меня уже около 5000 читателей!

– Планируешь ли еще где-то играть перед турниром претендентов или сосредоточишься на подготовке?

– Я буду готовиться, потому что до отъезда в Ханты-Мансийск осталось чуть больше месяца, и нужно проделать целенаправленную работу. И обязательно нужно провести сбор в ближайшее время.

Левон Аронян, Сергей Карякин и Аниш Гири

Фотографии с сайтов tatasteelchess.com, chessbase.com и chessvibes.com

Турнир претендентов