1 марта 2019

Сергей Карякин: Встреча в Доме книги придала мне сил

Победитель Кубка ГК «Регион» ответил на вопросы Владимира Барского

– Сергей, поздравляю с победой! Как складывался турнир?

– Накануне был тяжелейший день! С утра мы с Катей Лагно приехали со сборов в Москву и уже в 12 часов участвовали в пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной этому блицтурниру. Потом была замечательная встреча с детьми в Доме книги на Новом Арбате, где я сначала отвечал на вопросы, а потом давал сеанс одновременной игры на 37 досках. Хочется поблагодарить Бориса Савченко и вас – всех, кто помогал мне давать сеанс, потому что один бы я, наверное, в отведенное нам на мероприятие время не уложился бы.

Встреча продолжалась несколько часов, и некоторые знакомые говорили: «Зачем тебе это? Ведь завтра же турнир!» Но я отвечал: «Нет, я буду играть с детьми!» Очень доволен, что провел сеанс и пообщался с юными шахматистами – это придало мне сил.

Но проблема еще в том, что вечером я поехал на день рождения своего близкого товарища и, честно говоря, после этого думал, что сегодня не встану! (смеется). А в итоге встал и занял первое место! Иногда так бывает: кажется, что сил вообще нет, но тут открывается второе дыхание, и всё получается само собой.

– Интересны такие встречи с детьми?

– Я вообще люблю с ними общаться. Понятно, что они вряд ли знают какие-то шахматные новинки, но, с другой стороны, это живое общение, это дети, а с ними всегда интересно. Кстати, я давал сеанс не каким-то маленьким детишкам: против меня выставили очень сильную команду клуба «Интеллект». Одну партию я проиграл, причем совершенно по делу. Правда, я не сразу понял, что соперники прекрасно играют: сделал несколько опрометчивых ходов в дебюте, а потом смотрю: меня просто наказывают! (смеется). Наверное, я бы чуть по-другому построил игру, если бы заранее знал, с кем имею дело. Ребята играли отлично и, наверное, мотивировали меня на то, чтобы я сегодня собрался!

– Ранее начало блицтурнира тяжело далось?

– Очень тяжело! Если бы не турнир, я бы спал часов до 12 как минимум. Спасибо жене Галие: она приехала вместе со мной и поддерживала по ходу всего турнира: в перерывах между турами мы с ней гуляли, общались. Ее поддержка очень мне помогла!

– Как шел по турнирной дистанции?

– Как ни странно, первый тур был очень тяжелым…

– Потому что не проснулся или потому что соперник сильно играл?

– Честно говоря, у меня ощущение, что в современных шахматах сильно играют абсолютно все! Нужно играть очень ровно, стабильно, как можно реже ошибаться, чтобы побеждать. В самой первой партии я играл черными с Алишером Сулейменовым из Казахстана. У меня было чуть похуже, но в обоюдном цейтноте удалось переломить ход борьбы и выиграть в эндшпиле. Ответная партия, в которой я играл белыми, сложилась для меня более комфортно, хотя всё равно была напряженная борьба.

– Какие матчи оказались самыми сложными?

– Минимум два. Один – с Рауфом Мамедовым, которого я очень высоко ценю как прекрасного блицора. В первой партии у меня всю дорогу было чуть получше, но очень близко к ничьей; потом я его перехитрил и уже казалось, что выиграл, но он нашел какую-то невероятную защиту. Пришлось перейти в эндшпиль – интереснейший, кстати говоря: у меня ладья и два коня, у него ладья и конь, без пешек на доске. Я избегал размена коней, и выяснилось, что в блице слабейшей стороне играть такую позицию очень неприятно. Наверняка какие-то позиции при таком соотношении материала вообще объективно выиграны. Так или иначе, было очень важно выиграть эту партию, а потом я сумел победить и во второй. После этого матча я почувствовал, что могу занять первое место.

А решающим, наверное, оказался матч с Эдуардо Итуррисагой. В первой партии, играя белыми, я опрометчиво пожертвовал качество в дебюте. Стоял объективно хуже, но потом в цейтноте, как всегда это бывает в блице, закрутилось полное безумие, и мне удалось поймать соперника на тактическую идею. Партия очень интересная, я играл в типичном для блица стиле: «набросил» качество – может, чуть некорректно, но всё срослось!

Мое единственное упущение в этом турнире (хотя мне вообще-то грех жаловаться): должен был выигрывать и вторую партию у венесуэльского шахматиста, но сыграл вничью.

Перед последним туром, посмотрев таблицу, понял: мне достаточно сделать две ничьих, чтобы занять чистое первое место. Поэтому я не возражал против такого исхода.

Да, хотел бы еще отметить матч с Федосеевым, потому что он тоже прекрасный блицор. Но удалось в достаточно хорошем стиле выиграть первую партию черными, а во второй мне объективно повезло. Владимир очень хорошо действовал в дебюте, но потом немножко ослабил хватку; мне удалось перекрутить позицию, а потом он зевнул. Это тоже был очень напряженный матч: победа 2:0 над Федосеевым дорогого стоит!

– Второе место довольно неожиданно занял испанский гроссмейстер Давид Антон. Тебе раньше доводилось с ним встречаться?

– Мне кажется, я с ним не играл ни разу в жизни. Мы встретились в последнем матче, когда меня, как я уже говорил, устраивали две ничьих. В первой партии я играл черными. Позиция всё время была возле равенства; когда мы перешли в равный эндшпиль, я предложил ничью, он согласился. А во второй партии я белыми довольно быстро отфиксировал ничью. Действовал, исходя из турнирной ситуации. Если бы это был не последний тур, то, конечно, играл бы с ним полноценный матч. Видно, что позиционно он очень грамотный шахматист. В блице порой неприятнее играть с теми, кто хорошо ставит фигуры, чем с теми, кто делает ставку на тактику. Поменял ферзей – и тактики уже особой нет, а с позиционными шахматистами всегда непросто.

– Своей игрой доволен, голова нормально соображала?

– Слава богу, да! Я очень доволен тем, как провел турнир – ни одной партии не проиграл. Конечно, это блиц, и плохие позиции у меня были, но в целом всё прошло замечательно.

– Какая это уже по счету победа в этих турнирах?

– Кажется, четвертая.

– Настроение перед Астаной улучшилось?

– Да! Можно сказать, пришло вдохновение! Надеюсь, в Астане всё пойдет хорошо и для меня, и для команды.

Фотоальбом Владимира Барского.

Турнир претендентов