24 апреля 2018

Чемпион держит слово

Пятый тур Мемориала Вугара Гашимова в репортаже Этери Кублашвили

Сразу после начала пятого тура ваш корреспондент пообщалась с Александром Халифманом, который работает здесь с Рауфом Мамедовым.

- Александр Валерьевич, как оцените игру шахматистов на данном этапе? Кто удивил, кто огорчил? 

- Тут многое наложилось: как я понимаю, те участники, которые играли в турнире претендентов, еще не восстановились. Говорят: у них было двадцать дней, они профессионалы… Но вопрос сложный. Турнир претендентов – это, в первую очередь, очень сильный эмоциональный удар, поэтому класс демонстрируется, но где-то пробивной силы не хватает. От этого у нас такая странная результативность на сегодняшний день. 

- Но ведь далеко не все играли в турнире претендентов.

- Трое играли в чемпионате Европы. Это, конечно другой уровень, но все же ЧЕ - выжимающая душу швейцарка. Понятно, что график у всех перенасыщен. Но здесь нет излишне скучной, миролюбивой игры, просто кто-то где-то не добивает. И я не стану говорить, что кто-то расстраивает, кто-то не тот, кто-то не такой. Главное, мой держится нормально, а остальных оценивать я поостерегусь. 

- Значит, Рауфом вы довольны? Он сильно вырос за последнее время? 

- За год он прибавил. О том, что было ранее, мне трудно судить, потому что он человек очень спонтанный и непредсказуемый. Но в последнее время у него сильно со знаком «плюс» изменилось отношение к делу. Наконец-то он взял барьер «2700», который должен был брать лет пять или семь назад, исходя из таланта и того, что ему дано. Будем надеяться, что он на этом рубеже задержится, потому что этому уровню он вполне может соответствовать, исходя из того, что он пока здесь демонстрирует. Но опыта игры в таких турнирах ему не хватает, поэтому появляется некая робость, нервозность. Однако пока на шахматной доске это не сильно проявляется: результат нормальный – из четырех партий три он играл черными. Все ничьи в данном случае - это не основание для того, чтобы прыгать до потолка, но все нормально. На крепкую "четверку". 

- А вот лидер Топалов играет крайне редко, в двух партиях у него было лучше, но он не дожал, в четвертом туре он выиграл у Шахрияра Мамедьярова. Возможно, незагруженность ему помогает? 

- Я сам периодически наблюдаю плюс от того, когда ты редко играешь и успеваешь соскучиться по шахматам. Веселин, конечно, значительно меньше работает над шахматами в последнее время, это очевидно. Но класс сказывается. Его вкус к активной игре и способность посчитать варианты никуда не делись. Но, как видите, две победы он же упустил. В партиях с Гири и Дин Лижэнем он сам вел игру, и ему где-то не хватило сил. А что стряслось с Шахрияром, я не знаю. По большому счету, он очень многое сделал сам и сильно помог сопернику. Игра шла как на качелях, и в решающий момент Шахрияр немножечко заиграл в кооператив. Бывает.

- Если все уставшие на этот момент, можно ли сказать, что и дальше все будет продолжаться в таком же духе? Или во второй половине турнира, наоборот, на фоне утомления будет больше результативных партий? 

- Эта усталость не физическая, а, скорее, эмоциональная. Феерия не начнется, в этом я практически уверен, но результативных партий будет больше. Точно знаю.

- Что скажете про дебюты, которые разыграны в пятом туре?

- Карлсен опять изобретает какие-то новые методы борьбы в сицилианской защите. Это всегда интересно. В партиях Дин Лижэнь – Раджабов и Мамедьяров – Гири разыгран заезженный до дыр вариант ферзевого гамбита. Опять же, посмотрим, кто там кого чем удивит, однако все же это вариант достаточно спокойный. Но я думаю, что Шахрияр наверняка что-то имеет в виду, там может быть очень интересно. В партии Навара – Топалов белые вышли в дебют Рети, но так и приходится бороться, чтобы удивить противника. У Рауфа я не хочу дебютную часть обсуждать, но разыгран достаточно боевой вариант. В целом, пока говорить нечего. Единственная партия, где практически гарантированно будет интересно, это Карлсен – Войташек.

 

Александр Халифман с Рауфом Мамедовым и Джахангиром Агарагимовым
 

Действительно, партия Карлсен – Войташек оказалась результативной. Как и обещал чемпион, он провел «захватывающий» поединок и выиграл. В сицилианке с 4. Qxd4 Магнус получил перевес по дебюту, но не стал проводить типовой удар Nd5, потому что за доской не видел там конкретного пути к выигрышу. 

 

М. Карлсен – Р. Войташек

 



В этой позиции норвежец решил не форсировать события, а предпочел 17. g4, однако на пресс-конференции показывал варианты 17. Nd5 exd5 18. exd5 Nd8 (18... Nb8 19. Bd3 Rh5 20. Rxe7+ Qxe7 21. Re1) 19. Bg4 Kf8 20. Re2 и отметил, что, скорее всего, так и нужно было ходить.  

В какой-то момент белые практически выпустил перевес. Войташек добился «играбельной» позиции, но, испытывая нехватку времени (ему пришлось много думать в дебюте), избрал неверный план, потерял темп, позволил белому ферзю перейти на важное поле e3 и получил хуже:

 


  

25…Rc5 дало белым карт-бланш на проведение 26. e5!

Вместо этого черным следовало самим пойти 25…e5. Через ход польский гроссмейстер и вовсе грубо ошибся: 26…dxe5 27. fxe5 Rh1? 28. Rxh1 Bxh1 29. Rh2 Rxe5 30. Rh8+ Ke7 31. Qa7+. Черные сдались.

Вторую партию подряд выиграл Веселин Топалов, который на протяжении большей части поединка с Давидом Наварой кропотливо оборонялся черными, а затем провел позиционную жертву пешку и получил хорошую компенсацию в виде двух слонов. Далее, по мнению Топалова, соперник «сделал много ошибок, но даже после того, как у белых стало плохо после 40-го хода, у них еще оставались шансы». 

 

Д. Навара – В. Топалов

 


 

Веселин Топалов: «Я не уверен, что сам играл лучшим образом. По-моему, после 42. Qc4 Qxc4 43. Bxc4 он зевнул 43…Bc2 и расстроился».

Упорнее было 42. Qd2 Qxd2 43. Nxd2 Bb4 44. Nc4 Bb5 45. e5 Bxc4 46. Bxc4 Bxa4 – такой разноцвет без пешки держать приятнее, чем то окончание «конь против слона», которое получилось в партии.  

Далее белые ошиблись ходом 44. Nd2? По словам гроссмейстера, после 44. e5 и 45. g4 игра бы продолжалась. А в партии Давид просто не смог ничего поделать против натиска черных пешек на ферзевом фланге и проиграл. 

Рауф Мамедов и Сергей Карякин играли примерно час. Как признался россиянин, он вышел на борьбу, избрав сицилианскую защиту, но на доске возник московский вариант, в котором оба соперника оказались хорошо готовы. После форсированной линии с доски ушла большая часть фигур, и партия завершилась вничью в легкофигурном эндшпиле.

Сергей пошутил, что тоже думал не приходить на пресс-конференцию после ничьей с Рауфом, как это недавно сделал Магнус.

Довольно спокойная ничья случилась и в партии Мамедьяров – Гири. В «заезженном до дыр» варианте ферзевого гамбита Шахрияр, по его же собственным словам, подзабыл свой анализ, и ему пришлось находить варианты за доской. Но позиция была настолько солидной, что соорудить что-то какой-либо из сторон было практически невозможно. Логичная ничья в ладейном окончании последовала сразу после 40-го хода. 

Шахрияр рассказал, что после анализа партии с Топаловым окончательно убедился в том, что у него было выиграно, причем он видел правильное продолжение за доской, но так не сыграл. Это, конечно же, его сильно расстроило. Он пошутил, что обычно, когда проигрывает, жалеет о том, что играл в нарды вместо того, чтобы больше заниматься шахматами. А в четвертом туре позиция была выигранной, так что даже не успел ни на что посетовать. 

Аниш Гири также отметил, что турнир у него пока складывается тяжело, партии идут «со скрипом». Поэтому в выходной день он просто погуляет и хорошо отдохнет. «Ничего туристического, но мы с Эрвином знаем места в Шамкире. Мне надо перезарядить батарейки», - рассказал гроссмейстер.  

Теймур Раджабов получил хорошую позицию черными с Дин Лижэнем. Азербайджанский гроссмейстер в ферзевом гамбите повел игру на ферзевом фланге, получил перевес, но цепкий китаец удержал ничью. 

Рассказывает Теймур Раджабов: «В общем, у меня все было хорошо, но я не выиграл. Я не видел четкого выигрыша, но, может быть, мне следовало съесть ладьей пешку на a3. Хотя говорят, что там тоже ничего нет. Как шанс это можно было использовать, но мне не нравилась связка по линии "b", я думал, что запутаюсь там, а мне хотелось играть позиционно. С Гири, кстати, было наоборот: я все брал, и тоже получилась ничья. Одним словом, нужно найти баланс. 



 

24 апреля на турнире выходной день. Запланированы сеансы и футбол. Вечером, я думаю, все будут смотреть полуфинал Лиги чемпионов. 

А в шестом туре сыграют:

Раджабов - Войташек, Карякин - Карлсен, Топалов - Мамедов, Гири - Навара, Дин Лижэнь - Мамедьяров.

Получится ли поединок двух «К» жарким, мы узнаем уже очень скоро. 


Турнир претендентов