21 апреля 2018

Первых нет и отстающих

О третьем туре Мемориала Вугара Гашимова рассказывает Этери Кублашвили

В третьем туре Мемориала Вугара Гашимова в Шамкире вновь никому не удалось размочить счет, и теперь у нас в общей сложности стало 15 ничьих.

Во время игры я пообщалась с Владимиром Федосеевым, который секундирует здесь Шахрияру Мамедьярову.

- Ты впервые в Шамкире? Что скажешь про организацию, город? Удалось ли погулять? 

- Нет, я тут второй раз. В 2015 году также приезжал сюда вместе с Шахом, правда, тогда мы больше отдыхали, чем работали. Гулять стараемся каждый день, у нас цель - проходить ежедневно по 10 км. Здесь это очень приятно, потому что в Шамкире прекрасный воздух и виды, город чистый и аккуратный. К сожалению, сегодня я приболел и пройду явно меньше намеченной дистанции. 

Организация, как обычно, на высшем уровне. У местных жителей турнир вызывает небывалый интерес, поэтому зал почти на 500 мест всегда полон: в XXI веке на шахматных турнирах такое бывает нечасто. Хорошо, что в Шамкире это так. Также надо отметить, что все участники снабжены всем необходимым для работы, а персонал отеля помогает во всех бытовых ситуациях. Например, у меня был очень плохой интернет, я попросил его улучшить, и мне сразу провели хороший кабельный, который никогда не «выпадает» и позволяет спокойно работать.

- Как тебе роль секунданта супергроссмейстера?  Ты только с Шахрияром работал в таком качестве?

- Очень необычная работа и очень тяжёлая. На данный момент - только с ним, остальное не буду разглашать. 

- Что скажешь по поводу всех ничьих в первых двух турах? Это нормальное явление для элитных шахмат?

- Думаю, что да. Люди начинают всё лучше защищаться, уровень сопротивления растёт, всё тяжелее получить перевес с дебюта. А когда на людей работают целые бригады, которые смотрят теорию, то становится фантастически трудно удивить соперника. Поэтому ничьи — это нормально, главное, чтобы в партиях было хотя бы какое-то содержание.

- Мой последний вопрос – нешахматный. За кого будешь болеть в полуфинальных матчах Лиги чемпионов? 

- За Ливерпуль и Реал. Болею за Роналду как за лучшего футболиста мира последних лет и за Салаха как за феномена футбола для целого мусульманского мира.

 

Шахматную часть буду описывать в том порядке, к котором заканчивались партии. 

Первой завершилась дуэль европейцев. Давид Навара и Радослав Войташек разыграли вариант Найдорфа с 6. g3. В миттельшпиле черные пожертвовали пехотинца на d6, за счет чего раскрутились и организовали давление на пешку c2. Белые не стали ломать копья и пошли на повторение ходов. Партия завершилась вничью на 27-м ходу.

На пресс-конференции я поинтересовалась у гроссмейстеров: успевают ли они что-то почитать или посмотреть в свободное время? 

Давид Навара признался, что у него здесь, к сожалению, нет времени на чтение, хотя он и привез с собой несколько книг. Больше он слушает музыку на компьютере и гуляет. «Однако почти все время отнимает подготовка, хотя по сегодняшней партии это не так заметно», - пошутил гроссмейстер.  

Радослав Войташек рассказал, что смотрит спортивные передачи и сериал «Форс-мажоры». 

Теоретическая дуэль в защите Нимцовича с 4. Qc2 случилась в партии Мамедьяров – Карякин. В один момент Сергей задумался на целых 24 минуты, в то время как Шахрияр действовал быстро. Очевидно, что белым удалось удивить соперника, но аккуратной игрой черные отразили все угрозы, и в итоге друзья-гроссмейстеры разошлись миром. Однако в этой партии все было не так просто, как может показаться из описания выше, поэтому я обратилась к Сергею за разъяснениями.

Слово Сергею Карякину:

- На последнем турнире претендентов у меня была партия с Уэсли Со в этом варианте. Мы довольно быстро сыграли вничью. Тогда Уэсли играл 13. b4 вместо 13. 0-0-0. Но, насколько я помню, основной ход здесь 13. Bxc4, также тут играют 13. Nxc4.

 

Ш. Мамедьяров - С. Карякин

 


 

Ход Шахрияра 13. 0-0-0 меня удивил. Я почти уверен, что это не «первая линия». Но ход очень интересный, и он меня застал врасплох. Мне, конечно, хотелось машинально ответить 13…с3, но проблема в том, что в этом случае у него есть невероятный ход 14. Kb1: в принципе, ничего страшного для черных нет, но потом он пойдет Nе4 с инициативой. Когда я пошел 13…Qf5, мне казалось, что я все аккуратно посчитал, но потом после 14. Ne4 0-0 15. Bxc4 Ne5 ход 16. g4 стал для меня холодным душем. Я-то думал, что последует или 16. Be2 Bd7, или какие-то еще ходы, но там у меня полный порядок. А в партии мне, к сожалению, пришлось брать на g4, потому что на 16…Qg6 идет неприятное 17. h4, и важно, что на 17…Nxc4 у белых есть 18. h5. Соответственно, мне пришлось побить, но позиция после 16…Nxg4 – это не то, на что я рассчитывал.  Хотя, в целом, я доволен тем, что ничего «суперплохого» со мной сразу не произошло. Нашелся маневр f5-Qf7-e5-Be6, и потом, мне кажется, объективно у меня было лишь чуть-чуть похуже, но ничего смертельного не было.

 


 

После партии Шахрияр сетовал на то, что вместо 26. Bc6 нужно было пойти 26. Bf3 с примерным вариантом 26…Bb3 27. Rc1. Так, наверное, было точнее. Но я не думаю, что это критично, очевидно, что больше, чем «плюс-равно» у белых нет. А в партии после 26…Bb3 я почти на любой ход хочу пойти f4, и уже сложно белым что-то тут придумать. В партии в итоге все поменялось, и получилась ничья. 

Аниш Гири белыми разыграл разменный вариант французской защиты с Теймуром Раджабовым. На выходе из дебюта черные получили комфортную игру и выиграли пешку, но инициативы белых хватило для поддержания равновесия. После того, как Гири отыграл материал, позиция полностью уравнялась, и партия закончилась ничьей сразу после 40-го хода черных.

Также вничью сыграли Рауф Мамедов и Магнус Карлсен. Азербайджанский гроссмейстер играл с чемпионом мира всего один раз (не считая партии онлайн!) и проиграл. После партии Рауф признался, что выбор Пирца-Уфимцева Карлсеном стал для него неожиданностью. По словам Мамедова, с двенадцатого хода ему уже пришлось играть самому, но он справился с управлением в этом непростой острой позиции. Магнус поддавливал в своем фирменном стиле, стараясь на нюансах переиграть соперника, но Рауф действовал четко и отразил все наскоки черных. Соперники доигрались до голых королей. 

Отмечу, что Магнус на пресс-конференцию не пришел. 

Второй подряд "фэйл" произошел у Веселина Топалова, против которого, вероятно, работает то обстоятельство, что он редко участвует сейчас в супертурнирах.  Дин Лижэнь и Топалов вели дискуссию в славянской защите, шла вязкая борьба, характерная для этого дебюта. У белых было приятнее, но в какой-то момент китайский шахматист избрал неточный план, и это позволило противнику перехватить инициативу. Постепенно черные добились выигрышной позиции, но в ключевой момент болгарский гроссмейстер оступился.

 

Дин Лижэнь - В. Топалов

 


Выигрывало 42…Ng4! Сам Топалов признался, что временно «сошел с ума» в этот момент. Он видел, что на 43. f3 нужно ходить 43…Qb8!, но его смутило 44. Qb2 Qxg3+ 45. Qg2. Однако затем он понял, что побеждает после 45…Qe1. «Не знаю, что случилось», - сказал он. 

А после 42…Nxf2? Дин Лижэнь после форсированного 43. Kxf2 Ne4+ нашел «компьютерное» 44. Ke2!, подставляясь под два возможных шаха. Оказалось, что ни белые не могут реализовать лишнюю фигуру, ни черные не могут прорваться, поэтому была зафиксирована ничья вечным шахом. 



Ну что ж, еще один день на "безрезультативной диете". Ждем, что будет дальше. 

В четвертом туре сыграют: 

Раджабов - Карлсен, Войташек - Мамедов, Карякин - Навара, Топалов - Мамедьяров, Гири - Дин Лижэнь.  


Турнир претендентов