21 апреля 2017

Финита ля серия

О первом туре Мемориала Вугара Гашимова в Шамкире рассказывает Этери Кублашвили

Уже с первого тура участники Мемориала Вугара Гашимова на радость зрителям и прессе начали играть с открытыми забралами. Две результативные партии из пяти – хороший результат для старта каждого супертурнира. При этом и ничьи получились боевыми.

Следует отметить, что до 61-го хода участники играют без добавления времени, поэтому цейтнот не просто щекочет нервы шахматистам, но в некоторых партиях и вовсе становится решающим фактором. Также на турнире участники не могут соглашаться на ничью до 40 хода. 

Первым свою партию выиграл прошлогодний победитель турнира Шахрияр Мамедьяров. Черным цветом. У фаворита Уэсли Со. Год (67 партий) не проигрывал чемпион Америки в классику, но в Шамкире эта белая полоса прервалась. Шахрияр сходу показал, кто в доме хозяин.

Как на пресс-конференции рассказал Мамедьяров, у него была домашняя заготовка в шотландской партии, которая при правильной игре вела к ничьей, но во время партии он все-таки решил продолжить борьбу. «Потом я, наверное, немного ухудшил позицию, дав сопернику контригру после 30…f4, но в итоге все решилось в цейтноте Уэсли», - поделился своими соображениями Шахрияр. Тем не менее, компьютер не дает белым перевеса. 

Моментальная развязка последовала на 39-м ходу белых:

 

У. Со – Ш. Мамедьяров

 

Ход белых

39. Qxf3+??

Скорее всего, вело к ничьей взятие пешкой.

39… е4. Белые сдались: они не могут защитить пешку с4, а ее потеря приводит к катастрофическим последствиям.

Вторую результативную партию тура сыграли Павел Эльянов и Теймур Раджабов. Соперники вели дискуссию в «анти-Берлине», где позиция черных сохраняла основательный запас прочности, однако после размена тяжелых фигур в эндшпиле с конем у белых и слоном у черных от Раджабова потребовалась определённая аккуратность в защите. Испытывая нехватку времени, Теймур не сумел найти оптимальную расстановку, и белые добились решающего преимущества.


П. Эльянов – Т. Раджабов

 

Ход черных

34…Bd5

Вероятно, упорнее было 34…Bd7 (этот ход рассматривали шахматисты на пресс-конференции), и на 35. Kd2 у черных уже есть ответ 35…с5, после которого белым не так просто прорваться королем на ферзевом фланге.

А в партии после 35. Kd2 a6 36. Ke3 Kg8 37. Nf5 Kf7 38. Kd4 белый король добрался до пешки a6, после потери которой черные сдались. 

Относительно спокойно в защите Рагозина развивалась партия Карякин – Харикришна. Вязкая борьба в миттельшпиле трансформировалась в эндшпиль с двумя слонами у белых против слона и коня, однако вскоре Сергею пришлось разменять одного из "хоботных" на коня, после чего на доске возник ничейный «разноцвет». Шахматисты согласились на ничью сразу после 40-го хода.

Веселин Топалов белыми получил перспективную позицию против Майкла Адамса в системе анти-Маршалла испанской партии. Белые захватили пространство на ферзевом фланге и прорвались в центре, но Адамс защищался очень изобретательно и в итоге выровнял положение.

Топалов признался, что в конце партии стал зевать всё подряд. Поэтому, когда позиция упростилась, белые не стали ломать копья, и после 42-го хода черных на доске была зафиксирована ничья.

Казалось, партия Войташек - Крамник закончится первой, настолько ничейной в какой-то момент выглядела позиция на доске. При этом Войташек после дебюта был амбициозен и один раз точно отказался от возможности повторить позицию.

В итоге поединок длился почти 7 часов. 14-й чемпион мира, воспользовавшись неточной игрой противника, нашел пути к усилению в ладейно-коневом эндшпиле, выиграл пешку и довольно длительное время проверял оборонительную технику Радослава. Но прямого выигрыша у черных не нашлось: польский гроссмейстер удачно сдал экзамен, проявив хладнокровие в защите и все-таки завершив партию вничью.

Итак, после первого тура у нас два лидера – Шахрияр Мамедьяров и Павел Эльянов.

Во втором туре встречаются:

В. Крамник – Т. Раджабов, П. Харикришна – П. Эльянов, Ш. Мамедьяров – С. Карякин, М. Адамс – У. Со, Р. Войташек – В. Топалов.