24 августа 2016

Уроки мастерства. Новые анализы старых партий

В серии «Библиотека Российской шахматной федерации» вышла новая книга заслуженного тренера СССР Марка Дворецкого «Уроки мастерства. Новые анализы старых партий». Предлагаем вашему вниманию предисловие.




Новая книга знаменитого тренера Марка Дворецкого – это сборник детально прокомментированных поучительных партий. Их внимательное изучение принесет пользу каждому, кто серьезно относится к самосовершенствованию и хочет понять, какие проблемы встают за доской перед гроссмейстерами и мастерами, как они их решают, что стоит за допускаемыми ими порой ошибками и как их избежать.

Книга состоит из семи частей: Уроки одной партии, Позиционные партии, Дебютные дискуссии, Король в опасности, Под обстрелом, Партии с вопросами, Разыгрывание. Читатель вправе выбрать для изучения те разделы, которые его больше всего интересуют. А можно сконцентрироваться на чисто практической тренировке, решая упражнения. Последние две части книги посвящены специфическим формам тренировки, которые автор регулярно использует на своих занятиях: разбор партий в форме решения серии последовательных задач и разыгрывание специально подобранных позиций.

Для широкого круга любителей шахмат. 368 стр., твердый переплет. Стоимость с пересылкой по России - 500 руб. По вопросам приобретения обращаться по e-mail barsky@ruchess.ru Барский Владимир Леонидович.


Предисловие

Книга, которую вы открыли, представляет собой сборник детально прокомментированных партий. Некоторые из них далеко не образцовые, но все без исключения – достаточно интересные и поучительные. Опишу их предысторию.

В мире каждый день играется множество увлекательных поединков, изучить их все, конечно, невозможно. Если речь не идет о поиске материала на интересующий его дебютный вариант или знакомстве с творчеством будущих соперников, тренеру имеет смысл ограничиться лишь партиями и фрагментами, уже проанализированными уважаемыми им комментаторами. Такой подход позволяет сэкономить массу времени. Бросив беглый взгляд на примечания, зачастую удается сразу определить, содержится ли здесь полезная для тренера информация. Например, убедительная иллюстрация каких-то важных идей, или напротив, парадокс, поучительное исключение из общеизвестных правил, а может быть, необычная комбинация, или фрагмент, который послужит удачным тренировочным упражнением.

Выбранный пример подвергается строгой проверке: ведь использовать имеет смысл только материалы высокого качества. Если изучаемая партия успешно выдерживает проверку, то она в той или иной форме фиксируется, пишется собственная версия комментариев.

На занятиях с учениками почти неизбежно выявляются новые тонкости, приходится уточнять и пересматривать сделанные ранее выводы, корректировать собственные примечания. Этот процесс повторяется неоднократно.

Изменения порой вносятся и как следствие откликов читателей на статьи, в которых я использую свои анализы. Или когда обнаруживаю свои примеры в публикациях других авторов со свежими комментариями. Наконец, при новой компьютерной проверке прежних анализов всегда обнаруживаются не замеченные ранее детали – ведь качество и компьютеров, и аналитических движков постоянно растет.

В какой-то момент, когда накапливается достаточно много интересных и содержательных анализов, у меня появляется желание познакомить с ними широкий круг шахматистов, написав книжку, содержащую результаты моих исследований.
Именно такое желание послужило главным стимулом для создания четырех томов серии "Школа высшего мастерства", которую я рассматриваю как одну большую книгу: там даже нумерация глав общая для всей серии. Это была моя первая книга. В те годы аналитические программы были еще очень слабы, и все анализы выполнялись без помощи компьютера. При переизданиях компьютер уже использовался, и пришлось внести немало уточнений, которые, впрочем, в основном оказались не слишком принципиальными, не меняли концепцию и характер текстов.

Десять с лишним лет спустя я решил подготовить к публикации новую порцию своих учебных материалов и написал "Марк Дворецкий анализирует – Учебник-практикум для будущих чемпионов". Тут без компьютера, конечно, не обошлось, и понятно, что примечания получились гораздо более объемными и содержательными, чем прежде. Несомненно, это моя самая сложная книга, и я опасался, что она будет востребована лишь узким кругом шахматистов элитного уровня. Но был приятно удивлен и обрадован, увидев на сайте "Амазон", торгующем книгами, сплошь положительные отзывы с максимально высокими оценками, присланные рядовыми любителями.

Прошло еще несколько лет, настал момент для публикации еще одной книги анализов – она сейчас перед вами. По своей концепции и структуре она близка к предыдущей, и потому в них есть общие внешние черты, отсутствующие в других книгах. Я имею в виду прежде всего индикацию сложности предлагаемых упражнений: чем больше "звездочек", тем упражнение труднее. Мнения участников разбираемых партий выделены не только курсивом, как все цитаты в моих текстах, но также специальным шрифтом.

Углубление в сложный анализ изначально преследовало целью получить максимально точную и объективную картину борьбы, верно оценить достоинства и недостатки тех или иных решений партнеров. Иногда в результате получалось нагромождение чисто компьютерных вариантов, за которыми трудно разглядеть внутреннюю логику позиции. В таких случаях я варианты отбрасывал, оставляя только вытекающие из них выводы. Но все-таки значительную часть анализов я перенес в книгу, хотя отлично понимаю, что обилие сложных вариантов затрудняет читателям восприятие текста (впрочем, вам вовсе не обязательно разбирать каждый вариант – можно ограничиться самым для себя интересным).

Ну, прежде всего потому, что утверждения в тексте должны доказываться, одних словесных оценок в наши дни недостаточно. И читатели, изучающие книги, и ученики на занятиях зачастую не соглашаются с моими выводами, предлагают собственную версию событий. Кто прав, может установить только объективный анализ, который порой оказывается весьма обширным.

Во-вторых, углубляясь в варианты, я зачастую натыкаюсь на интереснейшие ситуации, поучительные и/или очень яркие, красивые. Жалко опускать такие моменты, даже если они не слишком связаны с исходной позицией, в которой начался анализ.

Еще одной причиной обилия анализов было желание дать объективную оценку существовавшим ранее комментариям: подтвердить их, уточнить, а порой и опровергнуть. Мне хочется, чтобы при знакомстве с известными партиями шахматисты-практики или авторы новых книг не подпали бы под влияние допущенных ранее ошибок, увидели более точную картину борьбы. Идеал тут, конечно, недостижим, но можно попытаться к нему хоть немного приблизиться.

До сих пор я, в основном, говорил об анализе, но на самом деле анализ, конечно, только необходимое для автора средство, а отнюдь не самоцель. Работая над включенными в книгу партиями, я стремился выявить и максимально выпукло продемонстрировать заложенные в них идеи, важные для совершенствования шахматиста. Тут и подход к разыгрыванию тех или иных типичных ситуаций, и освоение разнообразных позиционных и тактических идей, и совершенствование технического мастерства, и тренировка поиска и принятия решений на основе точного расчета вариантов.

В монографиях чисто учебного плана намеченные автором темы излагаются последовательно. В сборниках сложных партий (в частности, в коллекциях избранных партий великих шахматистов) такое недостижимо. Зато в них нет необходимости последовательно продвигаться от первых страниц до последних. Так и здесь: читатель вправе выбрать для изучения те разделы, которые его больше всего интересуют, например, посвященные позиционной игре, атаке, защите... Или даже отдельные главки, иллюстрирующие, скажем, позиционную жертву материала или пагубность сверхосторожности в борьбе с более сильными соперниками. Можно также сконцентрироваться на чисто практической тренировке, решая упражнения на диаграммах, под которыми вы видите вопросительный знак рядом с индикацией очереди хода. Последние две части книги посвящены специфическим формам тренировки, которые я регулярно использую на своих занятиях: разбор партий в форме решения серии последовательных задач и разыгрывание специально подобранных позиций.

Я надеюсь, что книга окажется полезной не только для шахматистов высокого уровня, которым она в первую очередь предназначена, но и для каждого, кто серьезно относится к самосовершенствованию и хочет понять, какие проблемы встают за доской перед гроссмейстерами и мастерами, как они их решают, что стоит за допускаемыми ими порой ошибками и как их избежать.